Kyiv Post: Администрация Порошенко подкупала СМИ и блогеров, чтоб влиять на общественное мнение
- Автор:
- Ольга Березюк
- Дата:
Михаил Палинчак / Петро Порошенко / Flickr
Союзники пятого президента Петра Порошенка в течение срока его полномочий в 2014—2019 годах регулярно платили СМИ за благоприятное освещение и атаки в сторону оппонентов. Об этом сообщает Kyiv Post.
Издание ссылается на документы, которые оно получило в середине ноября. Они якобы были обнаружены в офисе, который ранее занимал руководитель Главного департамента информполитики Администрации президента Владимир Горковенко. От кого пришли эти документы, неизвестно. В них указано несколько направлений агитации — среди СМИ и радио, среди экспертов и среди блогеров.
СМИ и радио
Документы, полученные Kyiv Post, касаются неофициальных информационных кампаний администрации в 2015 и 2016 годах. Они перечисляют бюджеты украинских телеканалов, печатных СМИ, веб-сайтов и радиостанций, которые получали деньги для публикации платных статей в качестве новостей.
В частности, в документах упоминается, что популярная украинская газета «Аргументы и факты» получила 2 100 долларов за статью, опубликованную 30 сентября 2015 года, и такую же сумму за другую статью, опубликованную 21 октября 2015 года. Документы уточняли, что первая статья называлась «Как потерять Украину?» Представитель газеты открыто заявил Kyiv Post, что «это, вероятно, была платная история».
В документах упоминаются как минимум шесть других газет, получающих деньги за платный контент — «Сільські вісті», «Комсомольска правда», «Україна молода», «Газета по-українськи», «Коментарі», «Факти і коментарі» и «Сегодня». Газета «Сегодня» была единственной в списке, которая публиковала статьи как рекламные. Газета, как утверждается, получила 100 тысяч гривен за то, что в сентябре и октябре 2015 года выпустила две подобные статьи.
В документах также указывается, что $1,1 млн было потрачено на неофициальные платежи за «джинсу» на радиостанциях к местных выборам, состоявшимся 26 октября 2015 года. Семь популярных радиостанций получили $874 859 за шесть недель до местных выборов 2015 года в качестве оплаты за «джинсу» в новостях. Эти деньги были заплачены за 1 134 размещения в новостных сегментах. Кроме того, пять из этих станций получили $277 547 за регулярную политическую рекламу в течение того же периода.
Работа с экспертами
Еще один документ, датированный маем 2016 года, — это план информационной кампании по повышению авторитета заместителя главы администрации президента Виталия Ковальчука, который был назначен представителем Порошенко в Кабинете министров. Кампания должна была повысить имидж Ковальчука как реформатора и «уменьшить его восприятие как надзирателя от Порошенко».
В документе подчеркивается, что политическим аналитикам нужно было сообщать о назначении Ковальчука. Среди указанных в документе политологи Владимир Фесенко, Вадим Карасев и Андрей Золотарев.
Как пишет издание, Карасев отказался работать с администрацией Порошенко. Фесенко сказал, что он действительно работал в президентской канцелярии, но отказался комментировать масштабы его работы и сумму, которую ему заплатили. Золотарев признал, что ему говорили, что надо писать и говорить, но, по его словам, он сделал это потому, что ему понравился Ковальчук, и что он не брал деньги за распространение положительных комментариев о его назначении в Кабинет министров.
В документах также указывается, что статьи, цитирующие аналитиков, должны появиться в период с 11 по 13 мая 2016 года на «8—10 ключевых веб-сайтах». В список сайтов входят Интерфакс-Украина, УНИАН, LB, Censor.net, Главком и Depo.ua, а в РБК-Украина должны были опубликовать аналитическую статью.
Влияние на блогеров
В начале 2015 года рекламное агентство Postmen разработало стратегию соцсетей для Порошенко. Его печатная презентация была среди документов, полученных Kyiv Post. В 2015 году агентство рекомендовало президенту привлечь «лидеров мнений, активных граждан и ведущих блогеров», чтобы увеличить его поддержку.
Главные советники президента, в том числе Юрий Бирюков и экс-министр информационной политики Юрий Стець, начали организовывать сеть пропрезидентских блогеров. Бирюков создал закрытую группу в Facebook и пригласил туда нескольких блогеров, которые писали о войне России на востоке Украины.
Как рассказал Kyiv Post один из блогеров — Артур Нискубин — они получали инсайдерскую информацию из зоны боевых действий, и им было поручено бороться с фэйковой информацией, поступающей из России. Группа называлась «Животная жизнь». В группу вошли многие блогеры, среди которых Алексей Петров, Роман Доник, Олег Болдарев (пишущий под псевдонимом Мартин Брест), Александр Карпюк (Сергей Марко), Виктор Трегубов и другие.
Но через несколько месяцев политика чата начала смещаться с Украины на президента. В середине 2015 года членам группы было предложено атаковать критиков президента онлайн. Основными целями были люди, которые говорили о коррупции в оборонном секторе. Блогеры Карпюк и Болдарев в разговоре с Kyiv Post сказали, что никогда не брали денег за свои посты и не принимали участия в организованных клеветнических кампаниях против критиков Порошенко.
Катерина Коваль, политический консультант, была среди тех, кто был нанят для координации блогеров, которые помогли улучшить репутацию Порошенко в сети. Коваль сообщила Kyiv Post, что на работу ее нанял заместитель главы администрации президента, которого она отказалась назвать, опасаясь политического возмездия.
Стратегия была проста: подойти к блогерам, которые поддерживали армию, и предложить им поддержку главнокомандующего Порошенко. Те, кто согласился, извлекут выгоду из соглашения: их работа будет размещена и распространена по официальным каналам, включая собственные учетные записи президента в Facebook и Twitter, что повысит их популярность в интернете.
Блогеры были приглашены посетить мероприятия с президентом и специальные неофициальные встречи с ним. По словам Коваль, топ-блогерам, у которых были десятки тысяч подписчиков, изначально платили около $1 500 в месяц. Таких блогеров было до 20.
- Народный депутат от «Слуги народа» Александр Качура подал в суд на пятого президента Украины Петра Порошенко.
- Государственное бюро расследований возбудило 13 уголовных производств против экс-президента, лидера «Европейской солидарности» Петра Порошенко.
- Впоследствии глава ГБР Роман Труба рассказал, что против Порошенко готовится еще одно уголовное дело относительно назначения на должность заместителя главы Службы внешней разведки Сергея Семочко.