Лозунг «догнать и перегнать» выдвинул еще в 1917 году лидер большевиков Владимир Ленин. Правда, тогда это касалось не только США, а и развитых европейских стран — Франции, Великобритании, Германии.
Затем этот лозунг подхватил уже Сталин: «Мы догнали и перегнали передовые капиталистические страны в смысле установления нового политического строя, советского строя. Это хорошо. Но этого мало. Для того, чтобы добиться окончательной победы социализма, нужно еще догнать и перегнать эти страны также в технико-экономическом отношении». Дошло до того, что в 1930-х даже появились мужские имена Догнат и Перегнат.
Главным идеологическим врагом США стали для СССР уже после Второй мировой войны. В 1953 году первым секретарем ЦК КПСС и фактически главой государства стал Никита Хрущев. О старом лозунге он вспомнил на сельскохозяйственном совещании в Ленинграде 22 мая 1957 года. Тогда речь шла о том, чтобы за три года догнать и перегнать Америку по производству мяса, масла и молока на душу населения. На деле же Хрущев планировал догнать и перегнать США во всех областях.
В том же 1957 году приходят первые значительные успехи. В августе Советский Союз удачно испытал первую в мире межконтинентальную баллистическую ракету, а в октябре первым в мире запустил искусственный спутник на орбиту Земли.
Хрущев решил, что пора «утереть нос американцам» и в других сферах. Поэтому он договорился с американским президентом Дуайтом Эйзенхауэром об обмене хозяйственными и промышленными выставками между странами. В руководстве США такую идею встретили с энтузиазмом. «Пусть русские захотят иметь то, что мы имеем. Пусть они требуют этого от своих руководителей. И пусть они требуют этого так громко, чтобы руководителям пришлось им ответить. Тогда, возможно, российские лидеры захотят сделать свой народ счастливее и перебросят часть ресурсов с производства оружия на производство мебели, миксеров и сборных домов», — говорил Норман Уинстон, консультант американской выставки.
Открывать американскую выставку в Москве летом 1959 года прилетел тогдашний вице-президент США Ричард Никсон. Хрущев ходил вместе с ним по выставке и постоянно спорил, доказывая, что все советское лучше. Он говорил Никсону, что «американцы постарели и потеряли умение торговать». На что тот отвечал: «А вам нужны товары, чтобы торговать». Рядовым посетителям этот день запомнился бесплатной дегустацией «пепси-колы», за которой выстроилась длинная очередь.
В историю вошли «кухонные дебаты» Хрущева и Никсона в павильоне № 2, где был представлен интерьер «типичного американского дома», заполненного различной бытовой техникой — холодильниками, телевизорами, стиральными и посудомоечными машинами. Именно на многообразии товаров сделал акцент Никсон. На что советский лидер саркастически заметил: «А нет ли у вас такой машины, которая бы клала в рот еду и проталкивала?»
В ходе этой дискуссии Хрущев произнес ставшую впоследствии знаменитой фразу: «Мы вам еще покажем кузькину мать!» Переводчик не понял контекста, поэтому после длительной паузы перевел ее дословно: «Мы покажем вам мать Кузьмы».
В сентябре 1959 года Хрущев отправился в США доказывать преимущества социалистического строя над капиталистическим. В своих выступлениях он объяснял, что заявленная гонка носит исключительно мирный характер, но при этом не преминул похвастаться советскими баллистическим ракетами. При этом он пообещал превзойти США по объему промышленности в ближайшие десять лет и добавил, что «по сельскому хозяйству эта задача будет решена значительно раньше».
Но в сельском хозяйстве лозунг «догнать и перегнать Америку» обернулся полным провалом. За всю историю СССР сельскохозяйственная отрасль всегда была самой отстающей. А во время правления Хрущева в аграрном секторе ставили большое количество трудновыполнимых и зачастую авантюрных задач, которые нужно было выполнить в кратчайшие сроки. Чего стоит «кукурузная кампания» в 1950 — 1960-х годах, когда кукурузу засевали везде, где можно и где нельзя, без учета климатических условий.
В экономической системе СССР главным критерием успеха было количество. Такие понятия, как качество, производительность труда, себестоимость продукции, прибыль — те нормы, по которым судили о производстве в капиталистических странах — во внимание не принимались. В конце 1958 года всем обкомам КПСС разослали указание «принять решительные меры для увеличения производства мяса». Планируемые цифры зачастую брались с потолка, без оглядки на реальное положение дел и возможности.
Особенно «отличился» первый секретарь Рязанского обкома КПСС Алексей Ларионов. В начале 1959 года он пообещал за год утроить государственные заготовки мяса в области. Уже за одно обещание область авансом получила орден Ленина, а Ларионов — звезду Героя Социалистического Труда.
Чтобы сдержать обещание, секретарь обкома распорядился забить весь приплод скота, дойных коров, одолжить «под расписку» весь скот, выращенный колхозниками в своих хозяйствах. Скот покупали в соседних областях за счет денег, предназначенных для покупки техники, строительства школ и других нужд. Но этого все равно не хватало. Тогда Ларионов просто приписал в отчете недостающие 50 тонн мяса и доложил о стопроцентном выполнении плана.
Однако уже в следующем году стало понятно, что это обернулось катастрофой для животноводства и дефицитом мяса в области. В итоге Ларионова лишили всех наград и званий, и в сентябре 1960-го он, по официальной версии, умер от сердечного приступа, а по неофициальной — застрелился.
Подобное происходило по всей стране. Поэтому в начале 1960-х, когда Хрущев гордился тем, что СССР первым отправил человека в космос, в стране начался продовольственный кризис. Уже в 1962 году власти вынуждены были повысить розничные цены на продукты. А в следующем году из-за засухи случился неурожай зерна, что привело к дефициту хлеба.
Мясо, молоко и масло, по темпам производства которых к этому времени Советский Союз уже должен был обогнать США, практически исчезли из продажи. В дефиците были и другие продукты. «Я беседовал с рабочими. Они говорят: лука нет, цингой болеем. Ну как это может быть, чтобы лука не было? А еще у нас цены выросли на эту дребедень в десять раз. Ну что за позор? Социализм есть, а лука нет, укропа нет, картошки нет», — жаловался Хрущев на президиуме ЦК в сентябре 1963 года.
В итоге пришлось закупать продовольствие даже в США. А в следующем году ближайшие соратники Хрущева из партийной верхушки устроили заговор и отстранили его от власти.
Догнать и перегнать другие медиа нам помогут ваши донаты!