Погоня за инвайтами закончилась
Разработчики Clubhouse, запуская свой продукт, пошли на простую и эффективную уловку — зайти в новую соцсеть можно только по приглашению уже зарегистрированных юзеров. Причем количество этих приглашений ограничено — новый юзер может раздать от одного до трех инвайтов.
И это сработало, ажиотаж вокруг приглашений в Clubhouse был серьезный. Дошло до того, что на OLX их продавали по 200—400 гривен, а некоторые юзеры требовали от жаждущих приглашения писать целые сочинения на тему «Почему именно я заслужил инвайт».
Но все оказалось намного проще. Во-первых, количество инвайтов, которые человек может раздать, постоянно пополняется. У меня, например, их сейчас пять, а раздавать некому — все желающие уже там. Во-вторых, любой пользователь может зарегистрироваться без инвайта и просто ждать, пока кто-то из друзей или сама платформа одобрит его заявку. В январе это ожидание могло тянуться неделями, сейчас — около десяти минут. Так что, если вы не успели обменять свои инвайты на соль и спички, то уже поздно, произошла девальвация.
Все еще только iOS
Вторая сложность на пути к регистрации в Clubhouse — приложение доступно только для iOS. Владельцы Android пока не у дел, хотя разработчики и обещают выпустить приложение для них, правда, не называют сроков. Пока известно только то, что за создание платформы отвечает Мопева Огундипе, которая до того работала с Instagram и Medium. Она присоединилась к команде 23 февраля, о чем сама и написала в Twitter.
Бывший разработчик «ВКонтакте» Григорий Клюшников из Санкт-Петербурга решил не ждать милости от администрации Clubhouse и сам создал приложение для Android с ограниченным набором функций — юзеры могут регистрироваться и заходить в комнаты, но не могут их создавать.
Разработчики Clubhouse отреагировали быстро и начали банить все аккаунты, зарегистрированные в приложении Клюшникова. Так что пока соцсеть остается эксклюзивом для iOS.
Самодеятельность, «тихие комнаты» и Clubstat
Официально Clubhouse находится на этапе бета-тестирования. Поэтому сложно сказать, является ли общий минимализм и ограниченный набор функций особенностью соцсети или это временное решение. Пока что у соцсети нет, например, собственной полноценной афиши с анонсами разговоров в комнатах, каждый пользователь видит только часть активности юзеров, на которых подписан.
Разработчики не дают никаких инструментов, позволяющих сделать соцсеть удобнее, поэтому пользователи взяли дело в свои руки. Это делает происходящее в Clubhouse похожим на концерт самодеятельности — активные спикеры сами анонсируют свои комнаты в других соцсетях, а слушатели присоединяются к обсуждениям по ходу дела, часто — случайно.
Или, например, проблема нетворкинга. Соцсеть иногда предлагает вам зафолловить новых людей, но их явно недостаточно. Чтобы не пропускать интересные обсуждения нужных вам тем, нужно вручную искать и френдить других юзеров. Решение проблемы — «тихие комнаты», где никто не разговаривает, но можно посмотреть профили других пользователей и подписаться на интересных. Уже существуют комнаты «Хочу найти», где любой юзер может сформулировать интересную ему тему, и его перенаправят в нужную комнату, если такая есть.
Нет у Clubhouse и своей открытой статистики самых популярных комнат и пользователей. Поначалу заинтересованные маркетологи даже вели ее вручную в открытых Google-доках. Двадцать второго февраля Сергей Сурепин и Александр Крушин запустили сервис ClubStat, который анализирует преимущественно русскоязычный сектор соцсети, хотя англоязычные комнаты в статистику тоже иногда попадают. Там же появилась долгожданная афиша мероприятий и рейтинг юзеров.
Если верить ClubStat, то топ пользователей быстро заняли блогеры, стендап-комики и бизнесмены. Среди украинских юзеров на первых местах с большим отрывом именно бизнес — Дмитрий Дубилет (47 тысяч подписчиков) и Андрей Федорив (31 тысяча подписчиков).
Clubhouse оказался неплохой альтернативой живым встречам, которые в 2020 году усложнила пандемия коронавируса. Андрей Федорив перевел в клабхаус-формат свои встречи FuckUp nights, которые раньше проходили в Fedoriv Hub. Теперь это комната Факап Show, где по четвергам в 21:00 известные люди из разных сфер рассказывают о своих провалах и проблемах. Первая встреча прошла 25 февраля — кроме Федорива спикерами были соосновательница пиар-агентства GresTodorchuk PR Ярослава Гресь, основательница сервиса аренды платьев Oh My Look! сети салонов красоты G.Bar Лера Бородина и основатель агентства ISD Group Виктор Шкурба.
Но формат Clubhouse подошел не всем. Сооснователь сети «Планета Кино» Дмитрий Деркач 18 февраля провел там обсуждение маркетинга кинотеатров со своей командой. И остался недоволен. «В итоге получили большую порцию негатива от пользователей девайсов на Андроиде, у которых нет доступа к приложению. В целом тоже смешанные чувства. Как эфир на радио. Не уверен, что буду пользоваться… В Clubhouse много времени тратится на неэффективные коммуникации — приветствия, представления, любезности, подводки к вопросам, переключения между участниками», — отчитался он у себя в Facebook.
Монетизации нет, но заработать можно
В конце января, после резкого скачка количества пользователей, Clubhouse привлек раунд инвестиций с оценкой в один миллиард долларов. После этого разработчики пообещали в будущем добавить возможности монетизации приложения. Но пока прямых каналов заработка в соцсети нет, поэтому решение этого вопроса тоже оказалось делом самих юзеров.
Уже есть целые инструкции возможных способов получения прибыли. Известные и популярные спикеры зарабатывают, модерируя комнаты, то есть выполняя работу ведущего. В украинском сегменте о расценках на такие услуги пока ничего не известно, а вот в российском уже сформировалась своя система. Блогеры Ксения Дукалис и Анатолий Капустин сами ведут комнаты разных брендов и приглашают других блогеров. Оплата — от 20 до 150 тысяч рублей в час.
Никто не мешает создавать платные комнаты, куда попасть и послушать спикеров можно только по билетам. Рекламный потенциал Clubhouse пока только раскрывается. Из украинских брендов напоминать о себе там пытается «Сильпо». Текста в Clubhouse нет, разве что в описании профиля пользователя, но и туда нельзя ставить кликабельные ссылки. Поэтому главным инструментом пока остаются спонсорские эфиры и любые упоминания брендов модераторами в разных комнатах.
Без внятной статистики сложно оценить аудиторию и пользу от такой рекламы, но это вопрос времени.
Проблемы с безопасностью и политический активизм
Clubhouse прямо запрещает пользователям записывать происходящее в комнатах, и в самом приложении таких инструментов нет. Поэтому, на первый взгляд, логично использовать его в качестве конфиденциальной площадки для разговора.
Но у Clubhouse пока что серьезные проблемы с безопасностью. Уже есть информация об утечке данных. Кроме того, записи разговоров соцсеть все-таки хранит — на случай, если их придется переслушивать для разрешения каких-то конфликтов между пользователями. Центр по изучению политики в отношении интернета Stanford Internet Observatory (SIO) уже заявил, что видит в этом угрозу для пользователей, ведь соцсеть использует технологии китайской компании Agora.
В SIO считают, что Agora может иметь доступ к записям разговоров. А это значит, что их может получить и правительство Китая. Ведь в КНР по закону любая компания обязана предоставлять чиновникам доступ к любым данным, имеющим отношение к национальной безопасности, в том числе и к звуковым файлам.
Разработчики Clubhouse обещают усилить безопасность, но пока эти заявления звучат декларативно, так что конфиденциальных переговоров там лучше не вести.
Тем не менее в Украине Clubhouse уже стал площадкой для политических акций. Двадцать третьего февраля Приморский суд в Одессе огласил приговор Сергею Стерненко. Активисты, поддерживающие Стерненко, еще накануне анонсировали открытую комнату в Clubhouse — в ней ожидали приговора и тут же начали координировать действия после его оглашения. Кстати, сам приговор можно было узнать из этой комнаты раньше, чем из новостей или стримов из-под суда.
Так как комната была открытая, то обсуждения всех противозаконных действий, вроде перекрытия улиц, быстро прекращались. Но в целом там шла полноценная координация акций протеста в Одессе и Киеве. Участники комнаты сами признавались, что это похоже на Zello времен Майдана 2014 года, где участники революции делились информацией о перемещениях силовиков и планировали акции.
Чем еще заняться в Clubhouse?
Как и в любой другой соцсети на ранних этапах, основным правилом в Clubhouse является абсолютный рандом. Если вы не будете пытаться строго фолловить людей из определенной сферы, то приложение будет подкидывать вам самые разные комнаты. Вы можете внезапно обнаружить себя в комнате, где обсуждают, почему некоторые люди спят в носках, послушать теологический батл раввинов или случайно наткнуться на смешной импровизационный стендап.
Clubhouse быстро оценили психологи, которые собирают аудиторию поговорить на вечные темы — отношения, измены, прокрастинация, лень, кризис среднего возраста. Уставшим от тяжелых тем предлагают «счастливые комнаты», где обсуждать проблемы запрещено, а можно только делиться хорошими историями.
Говорить о будущем Clubhouse сложно. Пока что контентом, статистикой и даже механикой взаимодействия его наполняют сами пользователи. Разработчики своими решениями могут кардинально изменить все уже в ближайшее время. Скоро конкуренцию ему составят аналогичные голосовые сервисы от Facebook и Twitter. Так что торопитесь поучаствовать в происходящем в Clubhouse «Диком Западе» — кто знает, когда еще выпадет такая возможность в эпоху формализации и ужесточения правил в интернете.