В 2020 году исполнительный директор корпорации биомедицинских исследований Bioqual Марк Льюис отчаянно пытался найти обезьян. На карту были поставлены миллионы жизней людей во всем мире — ведь речь шла о разработке вакцины от нового коронавируса.
Льюис отвечал за поставки лабораторных обезьян для фармацевтических компаний Moderna и Johnson & Johnson. Им нужны были животные, чтобы тестировать свои вакцины против COVID-19. Но в разгар пандемии обезьяны оказались в дефиците. «Мы потеряли много времени и данных, потому что не смогли найти животных в нужные сроки», — жалуется Льюис. В такой же ситуации оказались еще с десяток компаний, которые разрабатывали вакцины.
Активисты по защите прав животных десятилетиями выступали против того, чтобы обезьян использовали для лабораторных опытов. Благодаря их стараниям несколько крупных международных авиакомпаний — British Airways, China Southern, Qatar Airways и United Airlines — отказались перевозить животных для исследований. Ученые называют такое решение «угрозой здравоохранению». Тем более, что эти же компании продолжают перевозить животных и для зоопарков, и для продажи в качестве домашних или служебных животных. Однако это не главная причина дефицита.
Здесь не обошлось без Китая. До конца 1970-х главным поставщиком лабораторных обезьян была Индия. Но после того, как в 1978 году индийская пресса сообщила, что в США обезьян использовали для военных испытаний, власти Индии прекратили экспорт.
Фармацевтическим компаниям пришлось искать альтернативу. Постепенно их выбор остановился на Китае, который на протяжении следующих десятилетий превратился в ведущего мирового поставщика обезьян для научных исследований. В 2019 году из 33 818 лабораторных приматов, импортированных в Соединенные Штаты, более 60 процентов были из Китая.
Однако в разгар работы над вакцинами против коронавируса Китай внезапно прекратил поставки всех диких животных. В поисках своих «любимых подопытных», макак-резусов и яванских макак, ученые обыскали все частные и государственные компании в Юго-Восточной Азии и на Маврикии. Но ни одна страна не смогла компенсировать поставки из Китая. Теперь лабораторные обезьяны в большом дефиците. Цены на них выросли более чем в два раза по сравнению с прошлым годом. Сейчас один яванский макак стоит более десяти тысяч долларов.
Китайцы говорят, что им самим не хватает обезьян для исследований. И это при том, что в специальных заповедниках, финансируемых государством, насчитывается около 45 тысяч особей.
В прошлом году три крупные китайские биомедицинские компании отчитались правительству, что им не хватило 2 750 обезьян для опытов. Компания Hubei Topgene Biotechnology разводит обезьян для собственных исследований и на экспорт. По словам менеджера по продажам Янь Шуо, Соединенные Штаты раньше были ее главным клиентом, но теперь компании недостает животных для проведения собственных экспериментов. «Тут дело даже не в деньгах. У нас просто нет обезьян для продажи», — говорит Янь Шуо.
Исследователи уверяют, что стараются экономить как могут. Например, от одной обезьяны собирают сотни образцов ткани. Их можно замораживать и потом изучать годами. Но с животными, инфицированными COVID-19, все сложнее. Им нельзя контактировать с другими, здоровыми обезьянами. Поэтому, максимального использовав для экспериментов, их приходится усыплять.
Некоторые ученые предполагают, что Китай мог специально запретить поставки обезьян, чтобы получить преимущество в гонке по созданию вакцины. В ответ китайский МИД заявил, что запрет не нацелен на определенные страны или виды животных. А поставки могут возобновить «как только улучшится международная ситуация и будут выполнены условия для импорта и экспорта». При этом китайские государственные СМИ сообщают, что дефицит на лабораторных приматов будет ежегодно расти на 15 процентов в течение следующих пяти лет.
Обезьяны идеально подходят для исследований противокоронавирусных вакцин перед тем, как тестировать их на людях, говорят ученые. Их ДНК очень похожа на человеческую. А значит, их точно так же можно тестировать с помощью мазков из носа или просканировать их легкие, чтобы изучить течение болезни.
По словам исследователей, обезьян практически невозможно заменить другими животными. Хотя такой препарат, как стероид дексаметазон, которым лечили Дональда Трампа, тестировали на хомяках.
Из-за дефицита подопытных обезьян пришлось поставить на паузу исследования лекарств от других болезней — СПИДа или болезни Альцгеймера, но это не решило проблему. Ученые переживают, что новые штаммы коронавируса могут сделать существующие препараты малоэффективными. А значит, гонка по созданию вакцин снова может возобновиться.
В США предлагают создать «стратегический запас» подопытных обезьян. В семи центрах приматов в Соединенных Штатах насчитывается около 25 тысяч особей. Но этого катастрофически недостаточно.
Скип Бом, заместитель директора и главный ветеринарный врач Тулейнского национального исследовательского центра приматов неподалеку от Нового Орлеана, говорит, что они с коллегами еще десять лет назад обсуждали идею о стратегическом заповеднике. «Была идея создать что-то вроде стратегического резерва нефти или зерна. Чтобы эти запасы можно было использовать только в чрезвычайной ситуации», — сказал профессор Бом.
Но у правительства на это постоянно не хватало ни времени, ни денег. Коэн ван Ромпей, эксперт по инфекционным заболеваниям из Калифорнийского национального исследовательского центра приматов, рассказал, что около десяти лет назад правительство попросило его увеличить колонии подопытных обезьян. Правда денег на это не выделили. Поэтому Коэну ван Ромпэю пришлось, наоборот, уменьшить популяцию — для этого самкам даже давали противозачаточные препараты.
Еще в 2018 году на панели, организованной Национальным институтом здоровья, ученые говорили о зависимости от поставок обезьян из Китая. «Тогда было понимание — если Китай решит перекрыть кран, у нас будут большие проблемы», — сказал Джеффри Робертс, заместитель директора Калифорнийского национального исследовательского центра приматов. В итоге участники пришли к выводу, что «разведение лабораторных обезьян внутри страны имеет важное значение, а недопонимание в этом вопросе может поставить под угрозу биомедицинские исследования в Соединенных Штатах».
Но все эти решения и рекомендации так и остались на бумаге. Теперь же глава Национальной ассоциации биомедицинских исследований Мэтью Бейли собирается поговорить о нехватке обезьян с администрацией нового президента Байдена. В нынешней ситуации это, конечно, уже не поможет, но зато пригодится для разработки будущих вакцин.