Пятого апреля 2015 года на довыборах в Коминтерновский (теперь Лиманский) райсовет Одесской области победил Сергей Щербич. По данным «Миротворца», во время Майдана он руководил ячейкой партии «Родина». Партией тогда руководил Игорь Марков, которого СБУ обвиняет в финансировании боевиков «ДНР» и «ЛНР», и еще по пяти разным статьям за то, что он публично высказывался в их поддержку. Активисты, в том числе Сергей Стерненко, обвиняют Щербича в том, что он поддерживал одесский Антимайдан, в 2014 году блокировал выезд военной техники на Донбасс. В апреле 2015 года Щербич шел в райсовет как самовыдвиженец. (Потом он баллотировался в райсовет по спискам партии Геннадия Труханова «Доверяй делам», но не прошел).
В конце апреля 2015 года Щербич обратился в милицию. По его словам, 24 апреля в 19 часов ему позвонил знакомый по имени Руслан Демчук, который предложил встретиться возле заправки. Демчук сказал, что хочет обсудить вопросы, связанные с их общественной деятельностью. Как рассказывает Щербич, он приехал на заправку «Татнафта» в селе Фонтанка под Одессой и сел в машину к Руслану Демчуку. Демчук был за рулем, с ним рядом — Сергей Стерненко.
То, что эта встреча была, подтверждает и Сергей Стерненко. Дальше их версии произошедшего расходятся.
Версия Сергея Щербича звучит так. После того, как он сел в машину и они поговорили на общую тему, на заднее сиденье с обеих сторон подсели еще двое неизвестных людей. По указанию Стерненко они стали бить Щербича, а Демчук завел машину, и они поехали в село Александровка. Щербич пытался открыть двери, чтобы выпрыгнуть. Стерненко выстрелил в него три раза из травматического пистолета, чтобы успокоить.
Потом Щербича снова повезли в село Фонтанка, вытянули из машины и продолжали бить. К ним подъехал Nissan, из которого вышли двое неизвестных, связали ему руки сзади, затолкали в Opel, надели на голову мешок, обмотали голову скотчем и повезли в Одессу. Там его отвели в подвал, били и зажимали ему пальцы плоскогубцами. Щербич рассказывает, что Стерненко и Демчук обыскали его, забрали у него карточку ПриватБанка, разрешение на ношение травматического пистолета «Форт-12» и 300 гривен наличными. Кроме того, они требовали отказаться от депутатского мандата. Ночью его вывели из подвала на автобусную остановку около Суворовского районного суда Одессы и отпустили. После этого Щербич пошел в милицию и написал заявление.
Уже 27 апреля локальное издание написало, что Щербича похитили и пытали, и что Щербич в одном из напавших опознал лидера одесского «Правого сектора» Сергея Стерненко и руководителя Коминтерновской (Лиманской) районной ячейки «Правого сектора» Руслана Демчука. Издание опиралось на анонимный источник в окружении Щербича.
Версия Сергея Стерненко звучит так. Он вместе с Русланом Демчуком встречались со Щербичем, но не грабили его и не похищали. Во время суда Сергей Стерненко не объяснил, где он находился и что делал в то время, когда был похищен Щербич.
Доказательствами в деле являются показания Сергея Щербича, результаты следственного эксперимента и данные, снятые с мобильных телефонов Щербича и Стерненко — вечером 24 апреля они находились в одном районе. Следственный эксперимент провели на заправке «Татнафта» — следователи воссоздали события 24 апреля 2015 года, которые там проходили. К следственному эксперименту следователи привлекли неназванного свидетеля — но уже на слушаниях в суде прокуроры решили его не допрашивать. Свидетель, которая живет недалеко от заправки, видела из своего дома, как люди в камуфляже боролись с Щербичем в автомобиле, а затем две машины поехали. Рассмотрела ли она лица, неизвестно. (Адвокат Стерненко Андрей Мука комментирует это так: «Если вы отказались от свидетеля, то и все действия с его участием отвергаются или суд должен воспринимать их критично. Но суд признал [экспертизу] доказательством»).
Официально следствие назвало имена Стерненко и Демчука только осенью. Пятнадцатого сентября 2015 года Стерненко и Демчуку предъявили подозрение, провели обыски у них дома. Стерненко отдал правоохранителям пневматический пистолет, коллекционный нож и стартовый шумовой пистолет. Он подчеркивал в суде, что выдал их добровольно и настаивал, что это основание для снятия с него уголовной ответственности (суд этот аргумент не принял). В сентябре Стерненко задержали. Следственный судья взял под стражу обоих подозреваемых. Апелляционный суд назначил залог, и Стерненко и Демчук вышли на свободу.
В 2016 году дело передали в Суворовский суд Одессы. Но судья Александр Деркачев посчитал, что дело должен рассматривать суд другого района. Так за дело взялся Приморский районный суд и судья Виктор Попревич.
Сергей Щербич пять лет не ходил на суды по своему делу. Суд несколько раз разрешал ему присоединяться к заседанию в режиме видеоконференции, но это так и не происходило. Только в ноябре прошлого года Щербич наконец пришел на заседание и дал показания в суде.
После этого, рассказывает адвокат обвиняемых Андрей Мука, процесс ускорился. Судебные заседания стали назначать чаще. Следствие не стало допрашивать своих свидетелей, что сократило время рассмотрения дела.
Сергей Стерненко и его адвокаты оспаривали обвинение следующими аргументами.
- Стерненко утверждает, что он сдал оружие при обыске добровольно. Суд отверг этот аргумент: именно обыск, по мнению суда, вынудил Стерненко сдать оружие.
- Защита Стерненко настаивала, что обыск проходил без адвоката, а значит вещественные доказательства получены незаконно. Суд отметил, что в 2015 году, когда проходил обыск, в законе не было требования, чтобы при обыске обязательно присутствовал адвокат.
- Защита заявляла, что судмедэкспертизы составлены на русском языке, а потому суд не может их использовать. Суд не принял эту позицию.
- Защита также просила суд не принимать экспертизу стартового шумового пистолета Стерненко, которую проводила МВД. Эксперт, утверждает защита, выкрутил из ствола втулку, выстрелил из него резиновыми пулями и сделал вывод, что шумовой пистолет является огнестрельным оружием. Адвокаты подали вывод своего эксперта о том, что экспертиза МВД проводилась с нарушениями и пистолет не является огнестрельным оружием. Суд вывод эксперта проигнорировал.
В итоге суд признал Стерненко виновным по всем статьям обвинения. Он освободил его от наказания за похищение Щербича — истек срок давности. По остальным статьям — разбой и незаконное ношение оружия — суд назначил наказание: 7 лет и 3 месяца лишения свободы с конфискацией половины имущества. Стерненко взяли под стражу прямо в зале суда.
Защитники Стерненко заявили, что подадут апелляцию.