Готовы ли вы подчиняться нейробоссу? Отчасти машины уже нами управляют и могут заменить плохого менеджера среднего звена — по материалу BBC

Автор:
Serhii Pyvovarov
Редактор:
Gleb Gusev
Дата:
Готовы ли вы подчиняться нейробоссу? Отчасти машины уже нами управляют и могут заменить плохого менеджера среднего звена — по материалу BBC

Артем Марков / «Бабель»

Нейросети все чаще используют для управления персоналом. Искусственный интеллект координирует водителей Uber, следит за работой сотрудников на складах Amazon и в колл-центрах. На самом деле мы и так выполняем приказы машин в некоторых ситуациях, даже не задумываясь об этом. Самый яркий пример — светофор, который уже давно заменил живого регулировщика. Эксперты говорят, что тенденция внедрять нейросети в управление живым персоналом будет только расти. С одной стороны, это может избавить людей-управленцев от большей части рутинной работы, с другой — компании могут доверить нейросетям принимать решения об увольнении сотрудников. «Бабель» пересказывает статью BBC о том, сможет ли компьютер заменить человека на руководящем посту и эффективно управлять людьми-подчиненными.

Что, если ваш будущий босс будет компьютерным? Если первое, о чем вы подумали, прочитав это предложение, «это все равно лучше, чем мой теперешний, человеческий», вы отчасти правы.

Ведь искусственный интеллект, к примеру, мог бы лучше организовать ротацию персонала, не испортив при этом ваш запланированный отпуск. А объективный фидбек от руководителя, которого нельзя заподозрить в личных предпочтениях, может позитивно повлиять на карьерный рост.

Однако многие при мысли о том, что нами может управлять компьютер, представляют себе кадры из фильма «Терминатор», когда машины захватывают власть над миром и стремятся поработить человечество.

На самом деле мы и так уже выполняем некоторые приказы машин. Да-да, и мы даже не задумываемся об этом, не говоря уже о том, чтобы переживать по этому поводу.

Джефф Шварц, старший партнер фирмы Deloitte по бизнес-консалтингу и аудиту и глобальный консультант по вопросам будущего работы, приводит простой пример — светофор. Раньше эту работу выполнял человек, который стоял на перекрестке и направлял автомобили. Теперь же современные светофоры, оснащенные искусственным интеллектом, могут гораздо эффективней человека регулировать движение.

Однако в последние годы люди все чаще сталкиваются с тем, что получают указания от компьютеров на работе. И эксперты говорят, что эта тенденция будет только расти.

Взять хотя бы сервис такси Uber. В их офисах нет человека, который бы координировал водителей — этим занимается программная система компании. По словам бизнес-психолога Университетского колледжа Лондона Томаса Чаморро-Премузика, помимо эффективности и оперативности, в этом есть и более важные преимущества. Приложение Uber не предвзято в пользу кого-то [клиента или водителя] только потому, потому что они хорошо выглядят, ходят в престижную школу, говорят с правильным акцентом или дорого одеты. Таким образом, технология может сделать мир труда более меритократическим, где больше внимания будет уделяться не стилю, а содержанию. «Компании, которые смогут это реализовать, превзойдут своих конкурентов и станут лучшими местами для работы», — считает эксперт.

Значит, не стоит переживать по поводу нейробосса? В этом сильно сомневается Шивви Джервис, основательница бизнес-консалтинга FutureScape 248 и эксперт по прогнозам тенденций на рынке труда. Она уверена, что за машинами нужен строгий этический надзор. «Если у вас есть нейробосс, уполномоченный принимать решения, особенно об увольнении сотрудников, то это звучит крайне тревожно и может привести к довольно мрачному будущему».

Amazon все чаще использует системы искусственного интеллекта для управления и контроля персонала на своих складах. Однако появляются сообщения, что такие нейробоссы заставляют людей работать на износ, а если человек не выполняет «план», то компьютер его автоматически увольняет. В компании отвергают эти обвинения и говорят, что когда искусственный интеллект замечает, что работник не справляется со своими обязанностями, к нему направляют живого консультанта для дополнительной поддержки и обучения.

Подобный подход практикуется и в колл-центрах. В компании CallMiner подтвердили BBC, что их система мониторинга может «анализировать 100% взаимодействий» сотрудников, но уверяют, что эта информация предназначена для живых руководителей — «чтобы они совершенствовались как менеджеры».

Нейросетям сложно быть субъективными. «На самом деле определенные задачи руководства, касающиеся вас как сотрудника, уже выполняются с помощью компьютерных алгоритмов», — говорит Сандра Вахтер, старший научный сотрудник по вопросам искусственного интеллекта Оксфордского университета.

Такие системы обычно отслеживают вашу работу в фоновом режиме: количество ваших звонков, вашу речь при звонках, ваши электронные письма и веб-сайты, которые вы посещаете, и даже как часто вы делаете перерывы. Сандра Вахтер больше беспокоится о том, не используются ли такие алгоритмы для субъективных решений. Например, как должен выглядеть хороший работник. И в ближайшем будущем правительствам, возможно, придется подумать о том, как законодательно разграничить полномочия нейросети и живого руководителя в кадровых вопросах.

На самом деле многие люди — ужасные линейные менеджеры, считает Томас Чаморро-Премузик. «Машине очень сложно превзойти лучших боссов, но нейросети не так уж сложно стать хорошей альтернативой действительно бездарному начальнику».

Сандра Вахтер добавляет, что руководители-люди «ни в коем случае не должны рассматриваться как золотой стандарт». Джефф Шварц уверен, что взяв на себя скучные рутинные задачи, нейробосс может помочь своим коллегам-людям совершенствоваться. Но последнее слово, по мнению Шивви Джервис, все равно должно оставаться за человеком.