Государственную концепцию мемориализации территории Бабьего Яра разрабатывали по заказу Кабинета министров с 2018 года. Над ней работало около двадцати историков под руководством заместителя директора Института истории Украины НАНУ Геннадия Боряка. Среди разработчиков также историки — Владислав Гриневич, который возглавляет один из институтов в частном проекте «Мемориальный центр Холокоста «Бабий Яр» (BYHMC), и Виталий Нахманович, который этот проект активно критикует.
Первую версию государственной концепции представили в начале 2019 года. Еще два года понадобилось на то, чтобы ее оценили иностранные рецензенты. Как рассказал «Бабелю» Виталий Нахманович, рецензенты в основном дали положительные оценки, но также обратили внимание на недоработки. Рабочая группа авторов концепции внесла правки и доработала документ. Сейчас он на финальной стадии, окончательный вариант концепции представят публично в ближайшее время. По словам Нахмановича, кардинальных изменений в концепцию не вносили.
Авторы государственной концепции предлагают включить в мемориальный комплекс в Бабьем Яру не только территорию самого урочища, но и территорию поблизости — включая Сырецкий парк, территории бывшего лагеря для советских военнопленных и стадиона «Зенит» (ныне «Старт»), Киевской городской психиатрической больницы имени Павлова, места Куреневской трагедии, территории старых кладбищ (Кирилловского православного, Лукьяновского, Еврейского, Магометанского, Караимского, немецких военнопленных и Военного) и часть улицы Юрия Ильенко, по которой в 1941 году евреев вели на расстрел.
По замыслу авторов, комплекс будет включать парк и два музея. Мемориальный парк «Бабий Яр — Дорогожицкий некрополь» должен охватить всю территорию, связанную с историей трагедий в Бабьем Яру, а также все исторические кладбища. Центром парка должно стать место массовых расстрелов евреев Киева и других жертв нацизма. В концепции определены границы будущего парка — в частности, его хотят обустроить и на земельных участках, которые арендует частный BYHMC. «Мы исходим из того, что этот частный проект не будет реализован, поэтому им эти земельные участки будут не нужны», — говорит Нахманович.
В 2016 году Общественный комитет «Бабий Яр», в состав которого входит и Нахманович, уже проводил международный архитектурный конкурс на обустройство такого парка, но так и не выбрал победителя.
Музей Бабьего Яра и Украинский музей Холокоста должны составлять единый архитектурный комплекс, говорится в государственной концепции. Точное место для их строительства будут избирать позже, но авторы предлагают обустроить их на месте заброшенных зданий вблизи урочища. «Это должна быть территория за пределами Бабьего Яра, потому что само урочище почти полностью — это место массовых захоронений», — говорит Нахманович. Среди вероятных мест: территории, на которых расположены бывший кинотеатр имени Гагарина (сейчас крытый рынок), недостроенный бассейн в Сырецком парке, гаражный кооператив «Мотозаводец-1», незавершенные строительства на Лукьяновском кладбище или на углу улиц Юрия Ильенко и Дорогожицкой. В качестве пилотного проекта авторы концепции предлагают обустроить небольшой музей в здании бывшей конторы Еврейского кладбища по улице Юрия Ильенко.
Украинский музей Холокоста должен рассказывать об «общеевропейской трагедии нацистского геноцида», но акцентировать внимание посетителя на украинском видении истории Холокоста. По замыслу авторов концепции, главной темой этого музея должен стать вопрос нравственного выбора. «В разных аспектах она [тема] будет возникать в каждом разделе и на примерах конкретных судеб будет демонстрировать сложность положения и личного выбора человека во времена социальных катастроф», — говорится в концепции. Как это будет выглядеть, пока непонятно. Музей Бабьего Яра будет посвящен событиям, которые произошли именно в этом урочище. Тематически оба музея объединят события 29—30 сентября 1941 года, когда в урочище погибло почти 34 тысячи киевлян-евреев.
Согласно замыслу, посетитель мемориального комплекса должен сначала узнать о трагедиях Бабьего Яра, их жертвах и виновниках, а затем — о праведниках, которые спасали преследуемых. «Сначала он попадает в поле полного отчаяния, где его встречают голоса всех жертв Бабьего Яра [...]. Пройдя через историю Бабьего Яра, он попадет в пространство надежды», — говорится в концепции. Посетитель должен слышать голоса выживших, а также посмотреть на фотографии жертв, в том числе детей. Комплекс, согласно государственной концепции, нацелен на школьников и студентов, официальные делегации и иностранных туристов.
Как будут выглядеть музеи и территория Бабьего Яра согласно концепции, пока неизвестно. Разработанный историками документ — это лишь первый, теоретический этап мемориализации. По словам Нахмановича, после публичной презентации концепции и общественного обсуждения ее должно утвердить правительство. Далее нужно решать вопрос с земельными участками и определиться, где именно строить музейный комплекс. Затем государство объявит архитектурный конкурс и выберет победителя. И только после этого может начаться строительство.