Что вообще произошло?
Тринадцатого января Министерство образования и науки опубликовало проект «Типовой образовательной программы для 5—9-х классов». В нем МОН предложил сделать этику и курсы нравственной направленности обязательными для 5-х и 6-х классов всех украинских школ. Для этого предмета есть несколько программ, среди них — «Основы христианской этики», «Христианская этика в украинской культуре», «Библейские истории и христианская этика», «Школа семейной жизни» и «Православная культура Слобожанщины».
Ранее депутаты Ивано-Франковского областного совета предлагали сделать курс «Основы христианской этики» обязательным для всех украинских школьников. Всего курсы духовно-морального направления преподают в 5 279 украинских школах — это треть всех средних учебных заведений страны.
Сейчас эти предметы преподают в школах?
Да, но это факультативные курсы. Это значит, что программу одобрило Министерство образования и науки, но каждая школа сама решает, вводить у себя такой предмет или нет. Самый популярный курс «Основы христианской этики» рассчитан на весь период обучения — с первого по одиннадцатый класс. В некоторых школах также преподают «Библейские истории и христианскую этику» (1—11 классы), «Школу семейной жизни» (9—11 классы) и «Православную культуру Слобожанщины» (5—8 и 10—11 классы).
А чему на них учат?
По программе, на уроках христианской этики дети должны читать Библию, слушать духовную музыку, рассматривать картины на библейскую тематику, готовиться к религиозным праздникам и изучать молитвы. При этом создатели программы говорят, что стараются не привлекать учеников в определенную конфессию, а лишь воспитать в детях нравственные принципы.
На курсе «Библейская история и христианская этика» рассматривают темы о сотворении мира, жизни первых людей в раю и ангелах. Детей учат незаметно делать добро на примере Святого Николая. Учителя также могут сводить школьников на экскурсию «Красота храма», где они познакомятся с церковной культурой родного края, научатся церковному этикету и общению в храме.
Педагоги, которые преподают «Православную культуру Слобожанщины», должны научить школьников мирно жить «в полиэтнической, многорелигиозной и многокультурной среде», предотвратить «углубление бездуховности» и рассказать детям, как развивалось православное христианство на Слобожанщине.
И что, они уже стали обязательными?
Пока что нет. Народный депутат от «Голоса» Инна Совсун объяснила «Бабелю», что сначала МОН должен разработать соответствующий приказ, а министр образования и науки — его подписать. Пока состоялось только общественное обсуждение проекта, оно продолжалось с 13 по 28 января.
Почему родители против этой инициативы?
Они считают, что такая инновация нарушает сразу несколько статей Конституции. Например, согласно статье 24, у граждан одной религии не может быть привилегий перед гражданами другой, а в соответствии со статьей 35 — школа должна быть отделена от церкви. К тому же еще один обязательный предмет увеличит нагрузку на детей. Соучредитель ОО «Родители Полтавщины» Алла Заможская считает, что дополнительный предмет еще больше истощит детей, у которых «и так пять-шесть уроков каждый день», а дополнительный учебник увеличит вес и без того тяжелого портфеля.
Пользователи Facebook-сообщества «Родители-SOS» считают, что такие курсы будут дискриминировать детей других вероисповеданий, не понимают, по каким критериям будут выставлять оценки, и как быть, если средний балл аттестата ребенка ухудшится из-за «религиозного» предмета.
Депутат Инна Совсун также высказалась против того, чтобы дисциплины становились обязательными. «Все без исключения учебники должны соответствовать [таким] критериям: научный характер, академическая добродетель и отсутствие дискриминационных высказываний. Родители должны иметь инструменты, чтобы жаловаться на качество учебной литературы», — говорит она.
Но кто-то же поддерживает эти программы?
Да. Обязательность этих предметов поддержало межфракционное объединение «Ценности. Достоинство. Семья». Сопредседатель этого объединения и народный депутат от партии «Слуга народа» Святослав Юраш опубликовал отрывок из письма Министерству образования. В нем говорится о том, что «обучение основам этики и другим предметам духовно-нравственной направленности» в школах необходимо, чтобы воспитать у молодежи «вечные для украинского народа ценности». «Эти знания [...] будут приняты [детьми] для будущего и пригодятся при встрече с различными проявлениями современного мира. Понимание этических принципов как никогда актуально для объединения нашей страны», — пишут в письме. В комментарии «Бабелю» Святослав Юраш добавил: письмо написали, чтобы поддержать усилия Министерства образования, а за инициативу с новыми программами выступили и родители, и общественность.
«Всеукраинский собор» также поддержал обязательное преподавание этики и курсов нравственной направленности и призвал неравнодушных написать соответствующие письма в МОН. На сайте организации пишут, что это будет способствовать «надлежащему воспитанию учеников», а поддержка нужна из-за давления оппонентов инициативы.
А что говорят в МОН?
Директор Департамента общего среднего и дошкольного образования МОН Юрий Кононенко говорит, что на уроках «изучают именно этические вопросы, которые проверены годами, веками и тысячелетиями». Он отмечает, что не все курсы нравственного направления — религиозные. Некоторые из них касаются этики отношений в семье или этики общения.
Недавно Юрий Кононенко дал интервью порталу «Освіторія», в котором ответил на вопросы о предмете «Христианская этика». Чиновник заверил, что речь идет об этике в целом, а не о христианстве или другой религии в частности. Позже интервью удалили с портала. В министерстве объяснили это так: портал не согласовал готовое интервью со спикером, поэтому слова Кононенко неправильно истолковали, а суть сказанного — исказили.
Министр образования и науки Сергей Шкарлет назвал новость об обязательности преподавания христианской этики фейком, однако подтвердил, что есть несколько вариантов учебной программы. Вот что конкретно сказал министр: «Есть дисциплина «Этика», в типовой образовательной программе она указана. На основе образовательной программы преподаватель или школа могут формировать различные варианты этой «Этики». Он отметил, что типовую образовательную программу еще обсуждают.
«Бабель» обратился за дополнительным комментарием в Министерство образования и науки и опубликует его, как только получит.