В прокат выходит фильм «Дэвид Боуи. История человека со звезд» — о ранних годах творчества легендарного музыканта. Мы посмотрели его с совладельцем аудиофильного бара GRAM Виталием Бардецким

Автор:
Катя Мещерякова
Редактор:
Dmytro Rayevskyi
Дата:
В прокат выходит фильм «Дэвид Боуи. История человека со звезд» — о ранних годах творчества легендарного музыканта. Мы посмотрели его с совладельцем аудиофильного бара GRAM Виталием Бардецким

Arthouse Traffic

Фильм «Дэвид Боуи: история человека со звезд» должны были показать в апреле 2020 года, но из-за пандемии премьера состоялась в октябре на Международном фестивале в Сан-Франциско. Это первый биографический фильм о Боуи. В нем режиссер Гэбриел Рэндж рассказывает, какие события повлияли на создание музыкантом своего первого альтер эго — Зигги Стардаста. Фильм уже вышел в США и публика приняла его неоднозначно: критики считали, что Боуи в исполнении Джонни Флинна — робкий и неубедительный, сам фильм сняли не ради искусства, а ради денег, а на появление Зигги Стардаста повлияло гораздо больше факторов, чем неудачный тур в США. Негативная реакция усиливалась тем, что лента вышла без оригинальной музыки Боуи, поскольку его семья отказалась передавать создателям фильма права на песни. В украинский прокат фильм выходит 11 февраля. Мы посмотрели его вместе с совладельцем аудиофильного бара GRAM Виталием Бардецким. Он был арт-директором киевского клуба Xlib, работал пиарщиком музыкантов и музыкальным журналистом, а также написал сценарий и срежиссировал документальный фильм, посвященный украинскому фанку 70-х. Рассказываем вместе с Виталием, что общего у британского музыканта и украинских артистов, почему Боуи — гениальный маркетолог, и кто подтолкнул музыканта к созданию Зигги Стардаста. Осторожно, спойлеры!

Фильм анонсируют как байопик, хотя на самом деле это не байопик, а скорее фантазия на тему восхождения поп-звезды. Поскольку создателям фильма не позволили использовать песни, им пришлось придумать историю о том, что Боуи не получил рабочую визу и не мог выступать. Мне кажется, что авторы до последнего надеялись получить эти права. Но после сцен, где Дэвид нюхает «дорожки», занимается сексом с незнакомой девушкой и (иногда) ведет себя как эгоцентричный мудак, это стало невозможным.

Конечно, фильм потерял из-за того, что в нем не было оригинальных песен. Он совсем по-другому воспринимался, если бы, например, на титрах звучала та же Space Oddity. Впрочем, я вообще не помню, чтобы семья Боуи хоть кому-то дала разрешение на использование музыки. Фильм мог бы быть лучше, если бы в нем звучала оригинальная музыка, но мне понравилось, как создатели вышли из этой ситуации.

Огромная армия фанатов Дэвида Боуи, видимо, прямо сейчас выставляет этому фильму единицы в рейтингах на всех ресурсах, ведь музыкант получился очень противоречивым. Канонический образ Боуи — хамелеон рок-музыки, и фанатам очень не нравится, когда от него отступают. А здесь нам показывают скитания и неудачный тур молодого музыканта, еще и не очень идеального. Но поп-звезды — это особые люди, у которых бывают иные нравственные ориентиры.

Arthouse Traffic

Мне лично фильм понравился. В нем точно есть та особая атмосфера road movie, за которую мы и любим кино. Мы видим то, что обычно остается за кадром шоу-бизнеса, — необрамленную поп-звезду. Хотя не следует забывать, что на период, показанный в фильме, Боуи уже имел за плечами многолетнюю карьеру, поэтому вряд ли был таким неопытным, как это показали в фильме.

На самом деле актер не играет Дэвида Боуи. Он больше показывает общий образ артиста, который изо всех сил стремится стать звездой. Мы видим, что в Америку приезжает робкий, застенчивый и не очень уверенный в себе музыкант, хотя Space Oddity уже вышла. Однако, в контексте шоу-бизнеса Лондон тогда был в некоторой мере провинцией, поэтому все будущие крупные британские звезды — Led Zeppelin, Black Sabbath, The Who и прочие — ехали добиваться успеха за океан. Например, The Beatles были очень популярны в Европе, но суперзвездами стали только после поездки в Штаты.

Arthouse Traffic

Поскольку я был внутри этой шоубизнесовой кухни, я часто ловил себя на мысли, что видел подобные истории здесь — конечно, на локальном, более низком уровне. Мне доводилось видеть, как десятки исполнителей из различных городов приезжали в Киев в поисках славы. И 99 процентов эту славу так и не нашли. К тому же помните, как у нас раньше было? Местные артисты, чтобы стать суперзвездами, должны были поехать в Москву, а когда их «подтверждали» там, возвращались уже в статусе звезд.

В истории любого музыканта есть два важнейших периода — когда он еще не стал звездой и когда аудитория уже от него фанатеет. Первый этап, который нам и показали в фильме, очень интенсивный и напряженный. Артист «впитывает» в себя очень много информации, он экспериментирует со стилями, меняет какие-то элементы, придумывает образы и затем их тиражирует. В этот период у артиста появляется его собственный месседж и закладывается «образная вселенная», которую он использует на протяжении всей карьеры. Боуи за период становления накопил очень много образов и потом умело ими жонглировал.

На интервью, которые Дэвиду устраивает пиарщик, музыкант ведет себя эпатажно и с вызовом. Ему трудно было играть вот эту суперартистическую откровенность, поэтому все интервью, которые он дал, были абсолютными фейлами. Он вообще думал, что приехал в концертный тур, а вышло, что наполовину — в информационный. Но без этого никак: людям интересно услышать, что ты говоришь, и тогда они начинают слушать то, что ты поешь. Успех, по крайней мере наполовину, зависит от узнаваемости образа.

Arthouse Traffic

Боуи, несомненно, талантливый, но не самый гениальный певец в мире. Он во многом был новатором, но конкретно в его музыке не было особых изобретений. Например, если сравнить альбомы Марка Болана и Дэвида Боуи за 1972 год, то альбом Болана более инновационный и футуристичный.

Зато он действительно новатор в маркетинге, который тогда так еще и не назывался. В конце фильма мы видим, как Дэвид начинает экспериментировать с образами, сочетать разные стили и детали. Позже, перед каждым новым альбомом он «набирал» несколько визуальных образов, складывал их, думал, что же может сработать — и почти никогда не ошибался. Это самая большая инновация Боуи — ход с имперсонализированной рок-звездой.

Кроме того, музыкант хорошо чувствовал дух времени. Если бы Боуи вместе с «пауками» вышел на сцену в своих розовых и золотых костюмах немного раньше, его бы просто забросали гнилыми помидорами. Зигги Стардаст появился в очень подходящее время — как раз стала популярна научная фантастика и появился глэм-рок. Возможно, его становление состоялось в большей мере благодаря интеллекту, чем чисто артистическим данным.

В фильме два главных героя — сам Боуи и его пиарщик Рон Оберман. Меня это очень порадовало, потому что обычно мы остаемся за кадром. Но здесь именно Оберман сыграл ключевую роль в истории, ведь подсказал Боуи ответ на вопрос, кто он как артист. Именно Оберман предложил ему быть «кем угодно, ведь публике на самом деле безразлично, какой ты на самом деле».

Arthouse Traffic

Рон Оберман — это практически единственный человек в Америке, который увидел талант Дэвида. Он организовывает ему комнату в своем доме, потому что не было денег на гостиницу, возит его на своей машине в турне, устраивает интервью, которые Дэвид потом срывает, и выступления на второсортных корпоративах.

Молодые артисты часто эпатируют, в этом нет ничего необычного, но талант продюсера как раз и заключается в том, чтобы определить — перед тобой новатор и талант или просто сумасшедший. Особых критериев нет, это всегда интуитивно. За свою карьеру в шоу-бизнесе я два раза предсказал, что начинающие исполнители станут настоящими звездами — и они ими стали. Один раз я решил, что у исполнителя совершенно нет шансов, и ошибся — он стал суперзвездой

Продвижение артиста тогда и сейчас существенно отличаются. В фильме нам показали тот романтический период, когда еще можно было «раскрутиться» благодаря песням и их авторам, когда отдельные функционеры рекординговых компаний решали судьбу артиста. Сейчас технологии изменились, и маркетинг в приоритете. Музыку и текст редко пишет один и тот же человек. Над полноценной композицией, имиджем артиста и его образом в социальных сетях работают несколько человек, которые составляют его из многих элементов, словно пазл.

Arthouse Traffic