Фильм анонсируют как байопик, хотя на самом деле это не байопик, а скорее фантазия на тему восхождения поп-звезды. Поскольку создателям фильма не позволили использовать песни, им пришлось придумать историю о том, что Боуи не получил рабочую визу и не мог выступать. Мне кажется, что авторы до последнего надеялись получить эти права. Но после сцен, где Дэвид нюхает «дорожки», занимается сексом с незнакомой девушкой и (иногда) ведет себя как эгоцентричный мудак, это стало невозможным.
Конечно, фильм потерял из-за того, что в нем не было оригинальных песен. Он совсем по-другому воспринимался, если бы, например, на титрах звучала та же Space Oddity. Впрочем, я вообще не помню, чтобы семья Боуи хоть кому-то дала разрешение на использование музыки. Фильм мог бы быть лучше, если бы в нем звучала оригинальная музыка, но мне понравилось, как создатели вышли из этой ситуации.
Огромная армия фанатов Дэвида Боуи, видимо, прямо сейчас выставляет этому фильму единицы в рейтингах на всех ресурсах, ведь музыкант получился очень противоречивым. Канонический образ Боуи — хамелеон рок-музыки, и фанатам очень не нравится, когда от него отступают. А здесь нам показывают скитания и неудачный тур молодого музыканта, еще и не очень идеального. Но поп-звезды — это особые люди, у которых бывают иные нравственные ориентиры.
Мне лично фильм понравился. В нем точно есть та особая атмосфера road movie, за которую мы и любим кино. Мы видим то, что обычно остается за кадром шоу-бизнеса, — необрамленную поп-звезду. Хотя не следует забывать, что на период, показанный в фильме, Боуи уже имел за плечами многолетнюю карьеру, поэтому вряд ли был таким неопытным, как это показали в фильме.
На самом деле актер не играет Дэвида Боуи. Он больше показывает общий образ артиста, который изо всех сил стремится стать звездой. Мы видим, что в Америку приезжает робкий, застенчивый и не очень уверенный в себе музыкант, хотя Space Oddity уже вышла. Однако, в контексте шоу-бизнеса Лондон тогда был в некоторой мере провинцией, поэтому все будущие крупные британские звезды — Led Zeppelin, Black Sabbath, The Who и прочие — ехали добиваться успеха за океан. Например, The Beatles были очень популярны в Европе, но суперзвездами стали только после поездки в Штаты.
Поскольку я был внутри этой шоубизнесовой кухни, я часто ловил себя на мысли, что видел подобные истории здесь — конечно, на локальном, более низком уровне. Мне доводилось видеть, как десятки исполнителей из различных городов приезжали в Киев в поисках славы. И 99 процентов эту славу так и не нашли. К тому же помните, как у нас раньше было? Местные артисты, чтобы стать суперзвездами, должны были поехать в Москву, а когда их «подтверждали» там, возвращались уже в статусе звезд.
В истории любого музыканта есть два важнейших периода — когда он еще не стал звездой и когда аудитория уже от него фанатеет. Первый этап, который нам и показали в фильме, очень интенсивный и напряженный. Артист «впитывает» в себя очень много информации, он экспериментирует со стилями, меняет какие-то элементы, придумывает образы и затем их тиражирует. В этот период у артиста появляется его собственный месседж и закладывается «образная вселенная», которую он использует на протяжении всей карьеры. Боуи за период становления накопил очень много образов и потом умело ими жонглировал.
На интервью, которые Дэвиду устраивает пиарщик, музыкант ведет себя эпатажно и с вызовом. Ему трудно было играть вот эту суперартистическую откровенность, поэтому все интервью, которые он дал, были абсолютными фейлами. Он вообще думал, что приехал в концертный тур, а вышло, что наполовину — в информационный. Но без этого никак: людям интересно услышать, что ты говоришь, и тогда они начинают слушать то, что ты поешь. Успех, по крайней мере наполовину, зависит от узнаваемости образа.
Боуи, несомненно, талантливый, но не самый гениальный певец в мире. Он во многом был новатором, но конкретно в его музыке не было особых изобретений. Например, если сравнить альбомы Марка Болана и Дэвида Боуи за 1972 год, то альбом Болана более инновационный и футуристичный.
Зато он действительно новатор в маркетинге, который тогда так еще и не назывался. В конце фильма мы видим, как Дэвид начинает экспериментировать с образами, сочетать разные стили и детали. Позже, перед каждым новым альбомом он «набирал» несколько визуальных образов, складывал их, думал, что же может сработать — и почти никогда не ошибался. Это самая большая инновация Боуи — ход с имперсонализированной рок-звездой.
Кроме того, музыкант хорошо чувствовал дух времени. Если бы Боуи вместе с «пауками» вышел на сцену в своих розовых и золотых костюмах немного раньше, его бы просто забросали гнилыми помидорами. Зигги Стардаст появился в очень подходящее время — как раз стала популярна научная фантастика и появился глэм-рок. Возможно, его становление состоялось в большей мере благодаря интеллекту, чем чисто артистическим данным.
В фильме два главных героя — сам Боуи и его пиарщик Рон Оберман. Меня это очень порадовало, потому что обычно мы остаемся за кадром. Но здесь именно Оберман сыграл ключевую роль в истории, ведь подсказал Боуи ответ на вопрос, кто он как артист. Именно Оберман предложил ему быть «кем угодно, ведь публике на самом деле безразлично, какой ты на самом деле».
Рон Оберман — это практически единственный человек в Америке, который увидел талант Дэвида. Он организовывает ему комнату в своем доме, потому что не было денег на гостиницу, возит его на своей машине в турне, устраивает интервью, которые Дэвид потом срывает, и выступления на второсортных корпоративах.
Молодые артисты часто эпатируют, в этом нет ничего необычного, но талант продюсера как раз и заключается в том, чтобы определить — перед тобой новатор и талант или просто сумасшедший. Особых критериев нет, это всегда интуитивно. За свою карьеру в шоу-бизнесе я два раза предсказал, что начинающие исполнители станут настоящими звездами — и они ими стали. Один раз я решил, что у исполнителя совершенно нет шансов, и ошибся — он стал суперзвездой
Продвижение артиста тогда и сейчас существенно отличаются. В фильме нам показали тот романтический период, когда еще можно было «раскрутиться» благодаря песням и их авторам, когда отдельные функционеры рекординговых компаний решали судьбу артиста. Сейчас технологии изменились, и маркетинг в приоритете. Музыку и текст редко пишет один и тот же человек. Над полноценной композицией, имиджем артиста и его образом в социальных сетях работают несколько человек, которые составляют его из многих элементов, словно пазл.