«Десять лиц Леси» — новая выставка автора «Квантового скачка Шевченко» Александра Грехова. Он рассказал «Бабелю», как работает после скандала, переосмысливает известных людей и почему всегда рисует в телефоне

Автор:
Катя Мещерякова
Редактор:
Дмитрий Раевский
Дата:

Олександр Грехов

С 24 февраля по 24 марта в Житомире пройдет персональная выставка иллюстраций Александра Грехова. Она называется «Десять лиц Леси» и показывает украинскую поэтессу Лесю Украинку в образах известных художников разных стран и эпох. Творчество Александра активно обсуждали два года назад. Тогда его персональную выставку «Квантовый скачок Шевченко», которая состояла из портретов Кобзаря в образах киногероев и исторических фигур, разместили в киевском метро. Через неделю постеры порезал националист-радикал Юрий Павленко — он счел изображения украинофобскими. Корреспондентка «Бабеля» Екатерина Мещерякова пообщалась с Александром накануне его новой выставки и рассказывает, чем занимается художник через два года после скандала, какие работы нарисовал во время пандемии и почему он до сих пор рисует свои иллюстрации в телефоне.

На Facebook-странице художника Александра Грехова написано: «грустный интроверт / парень с татуировкой моркови / иллюстратор». Как настоящий интроверт, Александр отказывается общаться даже по Zoom и дает интервью письменно.

Он окончил НТУУ «Киевский политехнический институт» по специальностям «Телекоммуникации» и «Информационная безопасность». Перед тем, как начать рисовать, долгое время работал в ІТ.

Свои первые иллюстрации Александр выкладывал в основном в Twitter. Как-то друзья предложили ему распечатать их и сделать открытки. Он так и сделал — напечатал первые 500 открыток и предложил свои работы магазинам. Позже появились сайт и социальные сети. Первых клиентов нашел среди друзей, а дальше сработало «сарафанное радио».

В феврале 2019 года появился «Квантовый скачок Шевченко» — выставка, которая изображает поэта в образах разных киногероев и исторических фигур. Шевченко-Боуи, Шевченко-Йода, Шевченко-Поттер и другие портреты серии показали в холле киевской станции метро «Тараса Шевченко». Через неделю после появления постеров винницкий националист-радикал Юрий Павленко, известный как Хорт, порезал картины ножом. Тогда общество разделилось — одни поддерживали эксперимент художника и осуждали вандализм, а другие считали, что классика украинской литературы неуместно изображать в таком формате. После Киева выставка должна была «поехать» во Львов и Винницу, но показы отменили. Выставку досрочно закрыли, а Александр Грехов выложил постеры в открытый доступ. Художник тогда говорил, что ожидал критики, но не вандализма. «Хотя подростки замысел оценили, и это главное, ведь именно на них и ориентированы мои работы», — делился Александр.

После выставки в метро художника и его работы стали больше узнавать, а количество коммерческих заказов и отзывов в соцсетях увеличилось. Александр сотрудничает с известными брендами, например, «Сильпо» и Coca-Cola, новостными сайтами, в частности, с «Гендером в деталях» и книжными издательствами «Жорж», «Люта справа» и «Аксіома». «Также я рисую для клиентских соцсетей, это сейчас одна из моих основных специализаций», — добавляет художник.

Кроме того, художник нашел «свою» тему — он рисует иллюстрации к новостям, обычно политическим или социальным. «Благодаря им, а не Шевченко, меня сейчас узнают в соцсетях. Принцип «был один хороший проект — вот номер карточки, давайте деньги до конца жизни» не сработает. Теперь каждый день — это маленький вызов, попытка удержаться на плаву и не потеряться в неизвестности, как обычно бывает после всплесков популярности», — объясняет Александр.

Работы из «Квантового скачка Шевченко» по-прежнему в открытом доступе для некоммерческого использования. «Мне, как художнику, очень приятно, что многие учителя используют их в учебном процессе», — делится художник.

Два года назад Александр рисовал свои иллюстрации на телефоне обычным стилусом. На вопрос, изменилось ли что-то с тех пор, художник отвечает, что он максимально консервативен и не переходил на другие инструменты. «Старый телефон уже сломался. Но новый я покупал с такой же диагональю экрана, поэтому визуально ничего не изменилось. Сам себе создал этим технические ограничения и сам же героически их преодолеваю каждый день. Но я не жалуюсь, ведь меня это стимулирует больше думать и воображать».

«Сюжеты для постеров появляются из новостей и повседневной жизни, много героев пришло из моего детства, из мультиков и фильмов», — рассуждает Александр. На вопрос о насмотренности Александр отвечает, что следит за работами художников-иллюстраторов Сергея Майдукова, Оксаны Булы, Евгения Гайдамаки, Марички Рубан и Марыси Рудской. «У нас очень сильная «школа иллюстрации», может, и я когда-то буду в ней».

Во время коронавируса пришлось перестраиваться. Какие-то коммерческие проекты закрылись, но появились новые, связанные непосредственно с пандемией. Александр рассказывает, что много рисовал коронавирус. Из этого материала вышла выставка, которая называется «Привет, а взрослые дома есть?», она проходила в Киеве и Одессе. «Минутка ворчания: наконец-то вся коммуникация перенеслась в онлайн, и теперь нет необходимости в личных встречах. Моя профессия позволяет решить 90 процентов рабочих вопросов дома, не вставая с кровати», — рассказывает Александр.

Олександр Грехов

Выставка «Десять лиц Леси» состоится в Житомире в Доме украинской культуры. Туда Александра пригласила общественная организация «Житомир, сделай громче». «Я всегда больше рад своим событиям в регионах. В столице и так все перенасыщено выставками, сложно кого-то на них заманить», — говорит художник.

Всего на выставке будет десять работ, спойлер уже в самом названии. В частности, покажут «самую первую Лесю», которую Александр написал три года назад. Она держит единорога — это портрет из серии постеров «На ручках». Другие портреты появились на основе этого образа. На десять портретов художник потратил четыре дня работы.

Проект, который можно будет сравнить с «Квантовым скачком» по масштабности, придумать трудно, говорит Александр. «Я решил развивать эту тему еще два года назад. За это время появилось несколько серий, которые связаны общей идеей, и к ним добавился проект о Лесе Украинке». Художник считает, что не надо делать «забронзовелые памятники» из известных людей и «сдувать с них пыль только в памятные даты». «Новая серия картин, она о том, что надо вписывать украинский контекст в мировой через искусство и традиции других стран. Надо заново открывать наших героев сейчас, не оборачиваться постоянно на прошлое», — объясняет художник.