Омбудсмен Денисова через Конституционный суд хочет отменить медреформу. Вы тоже читали об этом в новостях? Это фейк — а дело было так

Автор:
Oksana Kovalenko
Редактор:
Катерина Коберник
Дата:
Омбудсмен Денисова через Конституционный суд хочет отменить медреформу. Вы тоже читали об этом в новостях? Это фейк — а дело было так

«Бабель»

Шестого января омбудсмен Людмила Денисова опубликовала длинный и запутанный пост в соцсетях. Из сообщения было понятно, что она обратилась в Конституционный суд (КС) и просит его признать неконституционными несколько статей законов, которые касаются здравоохранения. Сделать это, по словам Денисовой, ее просили люди, чьи права эти законы ущемляют. Одной из причин этого конфликта Денисова назвала медицинскую реформу — в апреле 2018 года ее запустила тогда и. о. главы Минздрава Ульяна Супрун. Многие известные СМИ и политики процитировали это заявление Денисовой и решили, что она хочет отменить реформу — об этом писали так, так и вот так. На самом деле это неправда. Корреспондентка «Бабеля» Оксана Коваленко прочитала обращение Денисовой в КС и вместе с бывшей главой Минздрава Зоряной Скалецкой объясняет, чего на самом деле добивается омбудсмен и почему медицинская реформа тут ни при чем.

О чем Людмила Денисова просит Конституционный суд

Обращение Денисовой в суд состоит из четырех пунктов. Два из них касаются полномочий местных властей.

1

Денисова оспаривает одну из статей закона «Основы законодательства об охране здоровья». Если КС с ней согласится, местные власти лишатся многих полномочий. Они не смогут решать, где и какие больницы строить, какие отделения в них открывать, сколько врачей брать на работу и многое другое. Также они не смогут реорганизовать больницы, поликлиники и роддома. Проще говоря, решение сократить незагруженное отделение и за счет этого увеличить переполненное, на месте утвердить не получится.

Бывшая министр здравоохранения Зоряна Скалецкая считает, что нормы, которые Денисова предлагает отменить, полностью соответствуют Конституции. Ведь медучреждения в регионах принадлежат местным властям, и те имеют полное право управлять своей собственностью. Если этой возможности их лишат, каждое решение придется согласовывать с Киевом — это долго и неэффективно.

«Например, есть местная больница. Раньше после операций люди оставались там на две недели. Теперь с новыми технологиями пациентов выписывают быстрее, остаются пустые койки, их нужно содержать, а можно оперативно распределить между загруженными отделениями», — на примере объясняет, почему регионам нужно отставить нынешние полномочия, Скалецкая.

2

Согласно закону, каждый украинец за счет государства может получить целый ряд медицинских услуг. Бесплатно можно вызвать скорую помощь, пойти на прием к семейному врачу, пройти реабилитацию, родить. Денисова просит отменить норму, которая позволяет этот список изменить.

Скалецкая говорит, что выполнить требование омбудсмена на практике не получится. «Мы не можем ограничить право законодателя вносить изменения в закон», — объясняет она. Иными словами, если бы список бесплатных медуслуг был записан в Конституции, депутатам было бы сложнее его переписать. А пока вопрос регулирует простой закон, они без проблем могут это сделать. Переписывать законы — часть их работы. «Это как убрать норму о том, что людям нельзя запрещать дышать. С ней или без нее запретить дышать все равно не получится», — объясняет Скалецкая.

Зоряна Скалецкая, экс-министр здравоохранения, специалист по медицинскому праву.

Пресс-служба Зоряны Скалецкой

3

Денисова недовольна одной из статей «Закона о защите населения от инфекционных болезней». В ней речь идет об ограничении прав и свобод на время карантина. Каких именно прав и на сколько — не указано. Например, в законе не написано, нужно ли во время карантина носить маски. Без этих уточнений Денисова считает норму неконституционной.

Скалецкая говорит, что эта норма существует двадцать лет и в будущем без нее не обойтись: «Если завтра, не дай бог, будет смертоносная чума и мы не сможем ввести важные ограничения, наступит коллапс».

4

Последнее требование Денисовой перекликается с первым. Она просит вернуть закон, который запрещал местным властям закрывать и реорганизовать больницы, поликлиники, амбулатории, роддома, санатории и аптеки. Если этого не сделать, считает омбудсмен, какие-то медучреждения могут изменить профиль, а медперсонал рискует остаться без работы.

Скалецкая говорит, что ликвидировать, то есть полностью закрывать, государственные больницы, поликлиники, роддома и без обращения Денисовой запрещает Конституция. Что касается реорганизации, аргументы те же, что были выше — власть на местах быстрее и эффективнее решает проблемы с медициной и лишать ее этого права нельзя.

При чем тут медицинская реформа

Ни при чем. Целиком медицинскую реформу в Украине так и не запустили. На первом этапе Минздрав внедрил институт семейных врачей. На втором — изменил финансирование медучреждений, появился принцип «деньги ходят за пациентом». Требования Денисовой ни одного из этих пунктов не касаются. Свой заголовок к новости о ее обращении в Конституционный суд мы поправили.