Дэвид Финчер выпустил новый фильм «Манк» на платформе Netflix. Стоит смотреть? Да! Это один из претендентов на «Оскар» — и не случайно

Автор:
Яна Собецкая
Редактор:
Dmytro Rayevskyi
Дата:
Дэвид Финчер выпустил новый фильм «Манк» на платформе Netflix. Стоит смотреть? Да! Это один из претендентов на «Оскар» — и не случайно

Кадр из фильма «Манк»

Mank

Четвертого декабря на Netflix вышел новый фильм Дэвида Финчера — «Манк». Он рассказывает о потомке немецких евреев Германе Манкевиче, который в 1930—1940-х считался одним из лучших сценаристов Голливуда. Вместе с режиссером Орсоном Уэллсом он написал сценарий «Гражданина Кейна» — одной из величайших в истории кино лент. Что нужно знать о новом фильме и его героях? Почему стоит посмотреть и «Гражданина Кейна», и «Манка», если вы до сих пор этого не сделали? Объясняет обозреватель «Бабеля» Яна Собецкая.

О чем фильм

«Манк» — биографическая лента о голливудском сценаристе 1930-х Германе Манкевиче, его борьбе с вредными привычками и сотрудничестве с режиссером Орсоном Уэллсом. В 1942 году Манкевич и Уэллс получили «Оскар» за сценарий фильма «Гражданин Кейн».

MANK / Netflix / режиссер — Дэвид Финчер / в главных ролях — Гэри Олдман, Том Берк, Лили Коллинз / продолжительность — 2 часа 11 минут / рейтинг Rotten Tomatoes — 87%.

Как герои «Манка» связаны между собой

Главный герой ленты — сценарист Герман Манкевич. Он начал свою карьеру с журналистики и был театральным критиком The New Yorker. В 1926 году Манкевич переехал в Голливуд и начал писать сценарии для кинокомпаний Paramount и MGM. Он работал над лентами «Волшебник страны Оз», «Человек мира», «Обед в восемь» и десятками других.

В начале 1930-х Манкевич был достаточно известным в Голливуде. Он общался с главой кинокомпании MGM Луисом Майером и медиамагнатом Уильямом Херстом. Но к 1939 году остался без работы из-за алкоголизма и сложного характера.

Кадры из фильма «Манк».

Кадры из фильма «Манк».

Mank

Орсон Уэллс оказался в Голливуде, когда ему было всего 24 года. До «Гражданина Кейна» он играл в театре и работал на радио. В 1938 году Уэллс создал радиоспектакль по роману Герберта Уэллса «Война миров» и стал известным. Студия RKO предложила ему снять фильм на любую тему и сыграть в нем главную роль. Уэллс согласился и нанял безработного Манкевича написать сценарий к будущему фильму. У режиссера была только идея — создать портрет известного человека глазами его близких. Прототипом главного героя Чарльза Фостера Кейна стал знакомый Манкевича — Уильям Херст.

В начале прошлого века Уильям Херст руководил целой медиаимперией. А еще — занимался политикой. Несколько раз Херста избирали в Палату представителей от Демократической партии. Он также баллотировался на пост мэра Нью-Йорка, губернатора штата и даже президента США — каждый раз неудачно.

Манкевич нередко посещал шумные вечеринки бизнесмена в частном замке Херст-Касл и дружил с любовницей Херста — актрисой Мэрион Дэвис.

Мэрион Дэвис — не слишком известная актриса. За всю свою жизнь она снялась в 46 фильмах, в основном в комедиях. Считается, что именно она стала прототипом глухой жены героя в «Гражданине Кейне». Но в отличие от Херста, который пытался помешать выходу фильма, Дэвис на Манкевича не обиделась.

Режиссер «Гражданина Кейна» Орсон Уэллс.
Сценарист Герман Манкевич.

Режиссер «Гражданина Кейна» Орсон Уэллс. Сценарист Герман Манкевич.

Cecil Beaton / Contributor / Getty Images; Wikimedia

Чем знаменит фильм «Гражданин Кейн»

Фильм рассказывает историю медиамагната Чарльза Фостера Кейна не линейно, а через множество флешбэков — разных вспоминаний других героев о Кейне. Сюжетные флешбэки встречались в кинематографе и до «Гражданина Кейна», но именно Уэллс полностью построил на них фильм и сделал этот прием популярным. Стили повествования Мартина Скорсезе, Оливера Стоуна, Квентина Тарантино, самого Дэвида Финчера и многих других режиссеров основаны, в том числе, и на «Гражданине Кейне».

При этом в 1941 году фильм провалился в прокате, во многом — стараниями Уильяма Херста. Крупные кинотеатры отказывались его показывать, а газеты игнорировали. Несмотря на полученный в 1942 году «Оскар», лента не была популярна в США до 1956 года — тогда студия RKO продала ее на телевидение.

В 1998 году Американский институт киноискусства поставил «Гражданина Кейна» на первое место в своем рейтинге 100 лучших американских фильмов. В 2007 году рейтинг чуть изменился, но фильм Уэллса остался на том же месте.

Кадры из фильма «Гражданин Кейн».

Кадры из фильма «Гражданин Кейн».

Citizen Kane

Что нужно знать о конфликте Уэллса и Манкевича

В 1971 году кинокритик Полин Кейл написала эссе Raising Kane. Она заявила, что весь сценарий писал сам Манкевич, а Уэллс просто поставил под ним подпись, еще и уговаривал Манка убрать свою.

Никто не знает, был ли в дуэте Уэллса и Манкевича конфликт на самом деле. Герман Манкевич умер в 1953 году — подтвердить или опровергнуть заявление Кейл он уже не мог. Зато Орсон Уэллс был жив и изложил свою версию создания «Гражданина Кейна»: у фильма вообще долго не было единого сценария — у соавторов были разные версии, которые они обсуждали.

В 1975 году киновед Роберт Кэрринджер отправился в архивы студии RKO и нашел там семь версий сценария фильма. Он пришел к выводу, что над историей действительно работали оба — и Манкевич, и Уэллс. Первый создал основу сценария, а второй его дорабатывал и правил. Но в любом случае «Гражданин Кейн» — это результат совместного творчества двух талантов.

Орсон Уэллс рассказывает журналистам о радиоспектакле по «Войне миров» Герберта Уэллса.

Почему Дэвид Финчер взялся за эту историю

Сценарий «Манка» в 1992 году написал отец режиссера Джек Финчер. Потом они вместе его совершенствовали. «Манк» должен был выйти еще в конце 1990-х, но студия Polygram отказалась снимать фильм в черно-белом варианте.

В 2003 году Джек Финчер умер, и Дэвид снял фильм самостоятельно. По словам режиссера, его никогда не интересовало, кто на самом деле написал сценарий «Гражданина Кейна». Интриговала сложная личность Манкевича — по словам Финчера, он «делал работу, которую, казалось бы, ненавидел, а затем в течение одного короткого момента настоял на своем — во многом благодаря Уэллсу — и создал свое лучшее произведение».

Режиссер «Манка» Дэвид Финчер.

David Livingston / Stringer / Getty Images