О чем фильм
«Манк» — биографическая лента о голливудском сценаристе 1930-х Германе Манкевиче, его борьбе с вредными привычками и сотрудничестве с режиссером Орсоном Уэллсом. В 1942 году Манкевич и Уэллс получили «Оскар» за сценарий фильма «Гражданин Кейн».
Как герои «Манка» связаны между собой
Главный герой ленты — сценарист Герман Манкевич. Он начал свою карьеру с журналистики и был театральным критиком The New Yorker. В 1926 году Манкевич переехал в Голливуд и начал писать сценарии для кинокомпаний Paramount и MGM. Он работал над лентами «Волшебник страны Оз», «Человек мира», «Обед в восемь» и десятками других.
В начале 1930-х Манкевич был достаточно известным в Голливуде. Он общался с главой кинокомпании MGM Луисом Майером и медиамагнатом Уильямом Херстом. Но к 1939 году остался без работы из-за алкоголизма и сложного характера.
Орсон Уэллс оказался в Голливуде, когда ему было всего 24 года. До «Гражданина Кейна» он играл в театре и работал на радио. В 1938 году Уэллс создал радиоспектакль по роману Герберта Уэллса «Война миров» и стал известным. Студия RKO предложила ему снять фильм на любую тему и сыграть в нем главную роль. Уэллс согласился и нанял безработного Манкевича написать сценарий к будущему фильму. У режиссера была только идея — создать портрет известного человека глазами его близких. Прототипом главного героя Чарльза Фостера Кейна стал знакомый Манкевича — Уильям Херст.
В начале прошлого века Уильям Херст руководил целой медиаимперией. А еще — занимался политикой. Несколько раз Херста избирали в Палату представителей от Демократической партии. Он также баллотировался на пост мэра Нью-Йорка, губернатора штата и даже президента США — каждый раз неудачно.
Манкевич нередко посещал шумные вечеринки бизнесмена в частном замке Херст-Касл и дружил с любовницей Херста — актрисой Мэрион Дэвис.
Мэрион Дэвис — не слишком известная актриса. За всю свою жизнь она снялась в 46 фильмах, в основном в комедиях. Считается, что именно она стала прототипом глухой жены героя в «Гражданине Кейне». Но в отличие от Херста, который пытался помешать выходу фильма, Дэвис на Манкевича не обиделась.
Чем знаменит фильм «Гражданин Кейн»
Фильм рассказывает историю медиамагната Чарльза Фостера Кейна не линейно, а через множество флешбэков — разных вспоминаний других героев о Кейне. Сюжетные флешбэки встречались в кинематографе и до «Гражданина Кейна», но именно Уэллс полностью построил на них фильм и сделал этот прием популярным. Стили повествования Мартина Скорсезе, Оливера Стоуна, Квентина Тарантино, самого Дэвида Финчера и многих других режиссеров основаны, в том числе, и на «Гражданине Кейне».
При этом в 1941 году фильм провалился в прокате, во многом — стараниями Уильяма Херста. Крупные кинотеатры отказывались его показывать, а газеты игнорировали. Несмотря на полученный в 1942 году «Оскар», лента не была популярна в США до 1956 года — тогда студия RKO продала ее на телевидение.
В 1998 году Американский институт киноискусства поставил «Гражданина Кейна» на первое место в своем рейтинге 100 лучших американских фильмов. В 2007 году рейтинг чуть изменился, но фильм Уэллса остался на том же месте.
Что нужно знать о конфликте Уэллса и Манкевича
В 1971 году кинокритик Полин Кейл написала эссе Raising Kane. Она заявила, что весь сценарий писал сам Манкевич, а Уэллс просто поставил под ним подпись, еще и уговаривал Манка убрать свою.
Никто не знает, был ли в дуэте Уэллса и Манкевича конфликт на самом деле. Герман Манкевич умер в 1953 году — подтвердить или опровергнуть заявление Кейл он уже не мог. Зато Орсон Уэллс был жив и изложил свою версию создания «Гражданина Кейна»: у фильма вообще долго не было единого сценария — у соавторов были разные версии, которые они обсуждали.
В 1975 году киновед Роберт Кэрринджер отправился в архивы студии RKO и нашел там семь версий сценария фильма. Он пришел к выводу, что над историей действительно работали оба — и Манкевич, и Уэллс. Первый создал основу сценария, а второй его дорабатывал и правил. Но в любом случае «Гражданин Кейн» — это результат совместного творчества двух талантов.
Почему Дэвид Финчер взялся за эту историю
Сценарий «Манка» в 1992 году написал отец режиссера Джек Финчер. Потом они вместе его совершенствовали. «Манк» должен был выйти еще в конце 1990-х, но студия Polygram отказалась снимать фильм в черно-белом варианте.
В 2003 году Джек Финчер умер, и Дэвид снял фильм самостоятельно. По словам режиссера, его никогда не интересовало, кто на самом деле написал сценарий «Гражданина Кейна». Интриговала сложная личность Манкевича — по словам Финчера, он «делал работу, которую, казалось бы, ненавидел, а затем в течение одного короткого момента настоял на своем — во многом благодаря Уэллсу — и создал свое лучшее произведение».