Не хватает креатива? Вот пять техник, которые помогут научиться мыслить нестандартно — от Леонардо да Винчи, Уолта Диснея и основателя одного из крупнейших рекламных агентств в мире

Автор:
Яна Собецкая
Редактор:
Евгений Спирин
Дата:
Не хватает креатива? Вот пять техник, которые помогут научиться мыслить нестандартно — от Леонардо да Винчи, Уолта Диснея и основателя одного из крупнейших рекламных агентств в мире

Артем Марков / «Бабель»

Человеческий мозг запрограммирован мыслить шаблонами. Он годами формирует привычки, которые помогают ему решать проблемы, не затрачивая на это много времени и энергии. Это существенно упрощает жизнь, но ограничивает пространство для новых идей. Развить креативное мышление непросто, однако ряд техник могут в этом помочь. Например, по методу Уолта Диснея каждую проблему следует рассматривать с позиции мечтателя, реалиста и критика. Французский писатель Марк Леви считает, что креативную идею можно придумать, записывая все, что приходит в голову. В свою очередь изобретатель Леонардо да Винчи часто прокрастинировал и полагался на подсознание — и это тоже работало. «Бабель» собрал самые интересные техники креативности и под бутылку безалкогольного пива Stella Artois рассказывает, что известно о каждой из них. А чтобы было проще понять, как техники работают, мы разберем каждую из них на редакционных роликах Тik-Тok.

Брейншторм

Автор техники «мозгового штурма» — американец Алекс Осборн. За свою жизнь он успел сменить немало профессий: был журналистом, статистом во фрезеровальной компании и продавцом. После начала Первой мировой Осборн ушел добровольцем на фронт, а вернувшись с войны, подался в рекламу.

В 1919 году он вместе с Брюсом Бартоном и Роем Дурстином основал одно из самых известных рекламных агентств — BBO (сейчас BBDO). Работа в нем принесла Осборну мировую славу.

Работая в BBDO, Осборн постоянно пытался усовершенствовать творческий процесс. В 1939 году он начал использовать для генерирования идей методику «мозгового штурма». Каждый раз, когда команда не могла придумать новую идею, она собиралась в ярко-желтой комнате — Осборн считал, что этот цвет делает атмосферу более теплой — и начинала размышлять над решением проблемы.

Мозговой штурм проходил по четырем правилам: каждый участник должен был придумать как можно больше идей, предложения друг друга нельзя было критиковать, а еще участники могли выдвигать даже самые фантастические идеи, объединять и совершенствовать их.

Метод был довольно действенным — так сотрудники BBDO только в 1956 году придумали 34 тысячи новых идей. Несколько раз метод Осборна пытались усовершенствовать. Однако самый простой вариант, предложенный основателем BBDO, до сих пор остается самым популярным.

Метод Уолта Диснея

Создатель Микки Мауса Уолт Дисней имел уникальную способность смотреть на проблему сразу с нескольких точек зрения. Его подчиненные вспоминали, что «на самом деле существовало три разных Уолта: мечтатель, реалист и критик. Кто из них придет на встречу — предугадать было невозможно».

Каждый раз, когда у Диснея возникала идея для будущей картины, он думал не только о готовой экранизации, но и о производственном процессе. И одновременно прогнозировал, как фильм воспримет аудитория.

В 1994 году подход Диснея вдохновил эксперта по нейролингвистическому программированию Роберта Дилтса на создание новой методики креативности. Он пришел к выводу, что решить любую проблему можно, если посмотреть на нее с трех точек зрения — мечтателя, реалиста и критика.

Согласно методу Уолта Диснея, мечтатель должен предложить как можно больше вариантов решения проблемы — почти как во время мозгового штурма. Чем безумнее идеи, тем лучше — в таком случае шансы, что их уже реализовали, значительно меньше.

Реалисту нужно выбрать лучшие варианты и создать план, как воплотить их в жизнь: выяснить, какие ресурсы понадобятся, как будет проходить работа, сколько на это потребуется времени и так далее.

Критику нужно найти все недостатки, которые не заметили на предыдущих стадиях. Он должен определить, что не так с каждой идеей, чего ей не хватает.

У метода Уолта Диснея сразу несколько преимуществ. Его можно применять как индивидуально — когда один человек по очереди примеряет на себя разные роли, так и в коллективе. А еще он позволяет не только найти хорошую креативную идею, но и получить готовый план, как ее реализовать.

Фрирайтинг

Техника фрирайтинга впервые появилась в 60-х годах прошлого века. Ее придумал американский специалист по композиции Кен Макрори, а затем усовершенствовал профессор Массачусетского университета Питер Элбоу.

Фрирайтинг разработали, чтобы преодолеть «высокопарный язык в произведениях студентов, книгах по технике письма и общении профессоров» и заставить студентов писать более живым языком. Однако со временем он вышел за пределы писательского мастерства и теперь используется для решения различных бизнес-задач и генерирования идей.

По своему принципу фрирайтинг несколько напоминает мозговой штурм, но имеет одно существенное отличие. Во время брейншторма человек записывает в столбик только идеи, тогда как при использовании фрирайтинга нужно фиксировать абсолютно все, что приходит в голову, не заботясь о стиле и грамматике текста. Это помогает увеличить поток идей и уменьшает вероятность, что какая-то из них попадет под «автоматическую» цензуру.

Французский писатель Марк Леви в своей книге Accidental Genius рекомендует во время фрирайтинга писать быстро и непрерывно, желательно в жестких временных рамках — обычно 10—20 минут. Каждую идею, что приходит в голову, нужно пытаться развить.

Ментальные карты

Кто изобрел метод ментальных карт — неизвестно. Некоторые ученые отмечают, что прототипы так называемых диаграмм связей возникли еще в III веке. Тогда греческий ученый Порфирий изложил комментарии к «Категориям» Аристотеля в виде «дерева» с ответвлениями.

Однако по-настоящему популярными они стали в прошлом веке благодаря британскому психологу Тони Бьюзену. Он всю жизнь исследовал, как заставить мозг лучше работать, и написал несколько книг о памяти и мышлении.

В 1974 году ученый издал книгу Use Your Head, в которой отметил, что на самом деле мозг воспринимает информацию нелинейно, поэтому если расположить ее на листе по кругу и создать так называемую ментальную карту, это будет стимулировать мозговую деятельность и запоминание. Метод получил огромную популярность — Бьюзен рассказывал о нем в Google и других крупных компаниях.

Сейчас ментальные карты используют как для конспектирования информации, так и для генерирования креативных идей.

Создать ментальную карту довольно просто. Нужно выбрать главную идею и разместить ее в центре листа. Желательно оформить ее рисунком и раскрасить в яркие цвета. После этого к главной идее нужно по кругу добавлять ассоциации, а к ним — новые ответвления.

Бьюзен рекомендует использовать в ментальной карте много графических элементов, разных цветов и шрифтов — это поможет стимулировать активность в правом полушарии головного мозга.

Метод Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи был изобретателем, художником, скульптором, архитектором, математиком, писателем и инженером. Он разрабатывал мосты, водоканалы и пушки и говорил, что «может делать все, что угодно».

В отличие от других выдающихся ученых вроде Ньютона или Эйнштейна, да Винчи не был гением в классическом понимании этого слова. Из его дневников можно узнать, что он нередко делал ошибки в математических расчетах и не закончил целый ряд работ. Секрет успеха да Винчи заключался в том, что он обладал богатым воображением, был наблюдательным и знал, что мозгу требуется время на то, чтобы проанализировать полученную информацию.

Художник понимал, что иногда лучшее, что можно сделать, — это не делать ничего. Когда да Винчи писал «Тайную вечерю», он мог час смотреть на картину, сделать один мазок и уйти.

Он говорил, что креативность требует времени и терпения: «Иногда люди достигают больше, когда работают меньше, потому что их ум охвачен идеями и совершенствованием концепций, которые они позже воплощают в жизнь».

В генерировании идей Леонардо часто полагался на подсознание — брал лист бумаги, закрывал глаза и выводил разнообразные узоры и штрихи, а затем пытался проанализировать увиденное.