В Одессе снимают криминальную комедию — со спецагентами, голливудским актером и бывшим сотрудником Моссада. Как проходят съемки во время пандемии — репортаж «Бабеля»

Автор:
Катя Мещерякова
Редактор:
Dmytro Rayevskyi
Дата:
В Одессе снимают криминальную комедию — со спецагентами, голливудским актером и бывшим сотрудником Моссада. Как проходят съемки во время пандемии — репортаж «Бабеля»

Mario Grey

В ноябре в Украине начались съемки полнометражного фильма «Чек-аут». Его продюсируют две компании: украинская SE Film Production и израильская United Channels Movies. По сюжету агент израильской разведки Моссад Дов перед выходом на пенсию должен закончить миссию — задержать легендарного террориста Гильгамеша. История основана на опыте режиссера Йонатана Декеля, который сам служил в израильских спецслужбах. На главную роль он пригласил голливудского актера Джоша Пейса — он снимался в «Джокере», «Маленьком Манхэттене» и «Нью-Йорк, Нью-Йорк». Во время пандемии «коронавирусную безопасность» на площадке обеспечивают по специальному голливудскому протоколу. Корреспондентка «Бабеля» Екатерина Мещерякова побывала на съемках, провела день с командой и рассказывает, как снимают кино во время эпидемии коронавируса.

1.

Середина ноября, Одесса. Недалеко от Потемкинской лестницы, на Приморском бульваре расположена гостиница «Лондонская». С семи утра тут начались съемки полнометражного фильма «Чек-аут». Это израильско-украинский проект в жанре криминальной шпионской комедии. Над проектом работает израильский режиссер Йонатан Декель. Он, оператор Саар Мизрахи и около 10 актеров приехали из Израиля и США. Вся остальная команда — украинцы. Фильм снимают на английском языке.

Организацией съемок в Украине занимается SE Film Production. Это не первая коллаборация с Израилем: в 2019 году на экраны вышел фильм ужасов «Голем», а на постпродакшене работают над исторической картиной «План А», которая выйдет в 2021-м. The New York Times включил «Голем» в список десяти лучших фильмов ужасов 2019 года. Со стороны Израиля фильм продюсирует компания United Channels Movies.

Мы заходим в здание отеля, сегодня тут снимают интерьерные сцены. На площадке негромкий гул. Команда выставляет свет, готовит аппаратуру и занимается декорациями — монтирует телефонную будку возле лифта, а на стену под лестницей вешает картину в позолоченной рамке. Актеры массовки уже на площадке. Процессом подготовки руководят второй режиссер Роман Крутер и второй ассистент режиссера Виталий Крыжановский. Актеры и съемочная группа в медицинских масках — без них на площадку не пускают.

Mario Grey

Основные события фильма происходят в 1997 году в Турции, объясняет линейный продюсер проекта Ирина Гринько. «Самое главное — найти костяк, основную локацию для съемок. «Лондонская» как раз похожа на турецкий отель. В июле мы привезли в Одессу режиссера. Он посмотрел и ему так понравилось, что сценарий адаптировали под эту локацию».

Режиссер Йонатан Декель — бывший агент израильских спецслужб и сам работал над сценарием фильма. Для Декеля «Чек-аут» — это первая работа с полным метром. Сейчас они с оператором выставляют кадр.

На площадке оживление — второй режиссер говорит, что съемку вот-вот начнут. Актеры массовки готовы и стоят на своих точках. Операторы и гаферы сосредоточенно поправляют технику, все остальные наблюдают за процессом.

A bit faster, please! Quietly! Camera! Action! — командует Декель.

— Сняли маски! Ребята, живем! — кричит кто-то из вторых режиссеров.

Голоса резко затихают.

2.

В центре лобби светло и горят хрустальные люстры, в углах помещения полумрак. Весь пол застелен зеленым ковром, в центре на нем лежит еще один — красный. Слева — лифт, за ним — черные перила, телефонная будка и лестница на второй этаж.

Персонал отеля — швейцар, официантка и коридорный — спешат по своим делам. Седоватый мужчина в очках и пиджаке горчичного цвета спускается со второго этажа. Он проходит мимо круглых витражных окон и колонн из розового мрамора и садится на диван. Мужчина машет рукой девушке-портье и достает книгу в твердом красном переплете. Через минуту он что-то говорит на иврите, но никто в холле не обращает на это внимания. Ничего не происходит.

Cut! — кричит режиссер.

Американский актер Джош Пейс, который играет главную роль, выдыхает. К нему подходит гример и дает ему капли для глаз. Для 62-летнего Пейса это практически первая главная роль в карьере. До этого он появлялся в эпизодах успешных голливудских проектов, снимался в телесериалах и вел курсы актерского мастерства. Режиссер очень хотел, чтобы роль Дова играл именно этот актер, рассказывает Ирина Гринько. Контракт подписывали почти два года. Все сложилось удачно — актеру очень понравился сценарий, а из-за коронавируса у него стало меньше проектов в США.

Mario Grey

Сцену без слов снимают еще с десяток раз. Через час за спиной Дова появляются еще три персонажа: беременная следователь Тесса, военные Ред и Феликс. Оказывается, что повествование идет в двух временных плоскостях: сейчас Дов сидит на допросе, а отель, постояльцы и диван в холле — это его воспоминания.

По сюжету Дов — агент Моссада, который должен выполнить миссию и поймать легендарного террориста по прозвищу Гильгамеш. Поджидая террориста, он проводит дни в турецком отеле. Внезапно начальство решает отправить его «на пенсию», а миссию поручить другому агенту. Дов просит дать ему еще один день. В это время в отель заселяется Амаль, в котором агент подозревает того самого террориста. Дов налаживает отношения с Амалем, между ними возникает настоящая дружба. Спецагент начинает сомневаться в своих выводах.

Сначала режиссер наблюдает за процессом из дальней части зала, затем переходит в помещение справа и внимательно следит за происходящим на плейбеке. Рядом с ним сидит скрипт-супервайзер, у нее несколько задач: контролировать, чтобы кадр совпадал с предыдущим, записывать тайм-коды сцен и следить, чтобы в кадр не попало ничего лишнего.

Скрипт-супервайзер также следит, чтобы актеры говорили текст по сценарию, и поправляет, если они ошиблись. Обычно эту задачу выполняет звукорежиссер. Пользуясь случаем, я спрашиваю у звукорежиссера Виктора Никитюка, как записывать «чистый» звук? Ведь режиссер раздает команды, даже когда дубль уже идет.

— У израильтян очень интересная манера снимать. Чтобы не тратить время на остановку—хлопушку—новый дубль, они делают поправки и проговаривают текст несколько раз в одном большом дубле. Делают по три дубля в одном. Исправить звук можно на постпродакшене, например взять слово из другого дубля, — объясняет Никитюк.

3.

Съемки должны были начать 27 октября. За день до этого съемочная группа делала тесты на коронавирус, и оказалось, что Джош Пейс инфицирован. «Результаты пришли поздно ночью. Мы понимаем, что съемки надо останавливать. Все уже было готово, кейтеринг уже готовил завтрак для команды. Пришлось останавливать все процессы, еду просто раздали людям, которые проходили мимо площадки. Локация, техника, команда — все остановилось на 10 дней», — рассказывает Ирина Гринько.

На самих съемках «коронавирусную безопасность» обеспечивают по специальному голливудскому протоколу. Без соблюдения этих правил актерское агентство SAG, с которым работает Пейс, не допустило бы его к съемкам. Обеспечивает безопасность на площадке отдельный человек — ковидный маршал.

Утро съемочной группы начинается с прохода через дезинфицирующие «ворота» и температурного контроля. Человек проходит через специальную рамку, на него распыляется антисептик — только после этого он попадает на съемочную площадку.

Mario Grey

Сама локация разделена на три зоны: «желтую», «оранжевую» и «красную», рассказывает ковидный маршал Максим Запращук. В «желтой» зоне могут находиться гости, актеры массовки и водители. В «оранжевой» — актеры и работники съемочной площадки. В «красной» зоне находятся в основном иностранцы и те, кто работает непосредственно с ними: гримеры, костюмеры, некоторые продюсеры. Чтобы понимать, у кого в какую зону есть доступ, выдают бейджики. В каждой зоне свои отдельные туалеты, кейтеринг, грим и костюмерка. Такое разделение позволяет избегать скоплений людей и лишних контактов.

По всей съемочной площадке есть точки, где можно взять маску и обработать руки антисептиком. Маршал показывает один из «пунктов дезинфекции»:

— У нас на площадке три типа антисептиков: большие, маленькие, электронные — можно выбрать любой. Масок тоже три типа: черные, синие и с клапаном — кому как удобнее. Их меняют раз в три часа. Раз в неделю всей съемочной группе делают тесты на коронавирус, в случае чего можно проконсультироваться с киевскими или французскими докторами.

Максим рассказывает, что каждое утро он и его ассистент дезинфицируют съемочную площадку, автомобили, кейтеринг, костюмерную и гримерку специальной пушкой, а в течение дня — мелкие детали, такие как дверные ручки и помпы на кейтеринге. Все ходят в масках, снимают их только непосредственно во время съемок и на обеде. Если кто-то не соблюдает правила — его штрафуют.

4.

После обеда киношники снимают следующую сцену. Телефонную будку в углу зала окружили операторы и звукорежиссеры. В ней стоит Дов в синей рубашке и держит в руке телефонную трубку. У него растерянное лицо и взволнованный взгляд. Он работает под прикрытием, поэтому важные вещи сообщает завуалированно. Из метафорических разговоров о вдохновении и музе становится понятно, что в отеле поселился террорист.

Сбоку, на лестнице сидит скрипт-супервайзер. Она «озвучивает» начальство Дова на другом конце провода. В будку быстро заходит девушка с гладкой прической и в военной форме. Она сосредоточенно и энергично записывает разговор. За разговором внимательно следит следователь Тесса. Эта сцена — тоже флешбэк из прошлого героя.

Эпизодическую роль Ронды — помощницы следователя Тессы — играет актриса Анна Кудрявцева. Она говорит, что времени было мало и сыграться с партнерами по площадке она не успела. По замыслу ее героиня скромная, ответственная и немного скованная девушка, которая стремится стать равноправным агентом спецслужбы.

Аня одета в израильскую военную форму — юбку и свитер цвета хаки. «Найти такую форму — сложнее всего, — рассказывает художник по костюмам Владлена Чеченина. — Для съемок искали военную одежду трех стран: Турции, Израиля и Ливана. Просто сшить военную форму другой страны нельзя — в Украине банально нет камуфляжа с таким рисунком».

Я спрашиваю Владлену, как разрабатывали костюмы и стиль для героев.

— Сначала мы работали над цветовой концепцией вместе с оператором, художником-постановщиком и режиссером. По костюму персонажа можно понять, какое у него настроение в данный момент. Например, главный антагонист фильма — Амаль — одет преимущественно в белый и красный цвета. Когда главный герой знакомится с ним, в его костюме тоже начинают появляться красные детали.

Mario Grey

Украинских актеров искали примерно месяц. Из-за коронавируса все кастинги проходили через Zoom. Актеры снимали визитки на украинском и английском языках, потом получали от режиссера задачи и выполняли их на камеру. «Оказалось, что это в каком-то смысле даже удобнее, чем в офлайне. Актер делал то, что просил режиссер, а тот записывал пробы и потом мог сразу посмотреть материал. Конечно, так не чувствуешь энергетику и харизму актера, но что поделать», — рассказывает кастинг-директор Мария Сорока.

По словам одного из основателей SE Film Production Шалома Айзенбаха, весь бюджет фильма пока сложно подсчитать. Продюсеры не ждут, пока бюджет будет собран, они стартуют с тем, что есть, а оставшуюся часть ищут в процессе съемок. Съемки «Чек-аута» начались, когда у продюсеров было 20 процентов от необходимой суммы. Фильм финансируют частные инвесторы и израильское Госкино, на питчинге которого выиграл сценарий Йонатана Декеля.

Съемки заканчиваются в семь вечера. За окном уже давно стемнело, в лобби отеля тоже полумрак. По сценарию последняя сцена — ночная. Джош Пейс сидит на ступеньках вместе с одним из гримеров. Они делают селфи. Актеры массовых сцен уже ушли, команда тоже собирается расходиться по домам. Режиссер, оператор и продюсеры идут смотреть новую локацию для следующих сцен. Завтра у них снова 12-часовой рабочий день.

Mario Grey