Борщ придумали в Украине, а Россия против. Другие тоже спорят из-за еды? Еще как! Армения и Азербайджан — из-за лаваша, Южная и Северная Кореи — из-за капусты, арабы и израильтяне — из-за хумуса

Автор:
Serhii Pyvovarov
Редактор:
Евгений Спирин
Дата:

Украина и Россия уже не первый год спорят о том, какой национальной кухне принадлежит борщ. В начале 2020 года киевский шеф-повар и кулинарный эксперт Евгений Клопотенко предложил внести украинский борщ в список мирового нематериального наследия ЮНЕСКО и даже снял документальный фильм о различных традициях и рецептах приготовления борща в Украине. Постепенно дискуссия перекинулась не только в украинские и российские, но и западные СМИ — Forbes, The New York Times, The Times и многие другие. Подобные кулинарные войны случались и между другими странами и народами. «Бабель» вспоминает о спорах Армении и Азербайджана из-за долмы и лаваша, Южной и Северной Корей из-за квашеной пекинской капусты и об арабо-израильских «хумусных войнах».

Снежана Хромец / Артем Марков / «Бабель»

Армения и Азербайджан спорят из-за долмы и лаваша

Армяне и азербайджанцы часто спорят по поводу народных песен, танцев, музыкальных инструментов. Но главные баталии развернулись из-за национальных кулинарных традиций, где каждая сторона утверждает, что именно ей принадлежит историческое право называть то или иное блюдо своим.

Такая кулинарная война ведется на самом высоком уровне. В Азербайджане при государственной поддержке активно действует «Центр Азербайджанской национальной кулинарии». Эта организация регулярно публикует материалы об «экспансии армян на азербайджанскую кухню». В Армении подобную работу ведет организация «Сохранение и развитие армянских кулинарных традиций». А ее эксперты утверждают, что рецепты армянской традиционной кухни лежат в основе даже многих европейских блюд.

Очередной армяно-азербайджанский кулинарный спор разгорелся в 2010-х из-за долмы и лаваша. В апреле 2011 года, выступая на ежегодном собрании в Академии наук Азербайджана, президент Ильхам Алиев снова стал обвинять Армению в культурном воровстве. «Если спросить у армянина, что означает «долма», то он не сможет ответить на это. Так как это не армянское слово». Армяне отвечали, что делали долму во времена, когда никакого Азербайджана даже не существовало. Армянское Министерство культуры тем же летом организовало фестиваль «толмы», а не долмы.

В ноябре 2014 года Армения нанесла новый удар. Комитет ЮНЕСКО одобрил ее заявку на то, чтобы признать в качестве нематериального культурного наследия человечества лаваш — «традиционный тонкий хлеб, который является неотъемлемой частью армянской кухни».

А ведь за несколько дней до этого азербайджанские СМИ писали о том, что министры Турции и Азербайджана договорились представить вниманию ЮНЕСКО лаваш как турецко-азербайджанское наследие. Тогда туркам и азербайджанцам пришлось пойти другим путем. В 2016 году они совместно с Ираном, Казахстаном и Кыргызстаном зарегистрировали лепешку — «также известную в странах Азии под названиями «лаваш», «катырма», «жупка» и «юфка». С долмой Азербайджан тоже решил не медлить и уже в следующем, 2017 году, зарегистрировал ее в ЮНЕСКО как свое традиционное блюдо. И этим только подлил масла в огонь кулинарной войны с Арменией.

Южная и Северная Кореи спорят из-за салата из квашеной пекинской капусты

Для того чтобы распространять свое влияние, Южная Корея использует, среди прочего, корейскую культуру, музыку и, особенно, корейскую кухню. Одним из главных символов страны, после государственного флага, считается кимчи.

В Корее существуют сотни различных рецептов приготовления кимчи, которые передаются из поколения в поколение. В Сеуле есть большой музей кимчи. В столице на площади ежегодно собираются тысячи людей, чтобы заквасить сотни тонн капусты. В Южное Корее существует такое понятие как «Индекс кимчи», который отслеживает, когда капуста и другие ингредиенты продаются по самым выгодным ценам. А корейская астронавтка даже взяла кимчи с собой в космос.

Участница фестиваля кимчи в Сеуле, 3 ноября 2017 года.
Фестиваль кимчи в Сеуле, готовые блюда потом раздают беднякам, 3 ноября 2017 года.

Участница фестиваля кимчи в Сеуле, 3 ноября 2017 года. Фестиваль кимчи в Сеуле, готовые блюда потом раздают беднякам, 3 ноября 2017 года.

Woohae Cho / Stringer

Свое культурное кулинарное наследие корейцам приходилось отвоевывать у соседей. В середине 1990-х во время спора с Японией по поводу кимчи дело дошло до «Кодекса Алиментариус». Затем свои претензии начали предъявлять китайцы, и с 2012 года корейское правительство фактически запретило экспорт корейского кимчи в Китай.

В 1945 году произошло разделение Кореи на Северную и Южную, а война в 1950—1953 годах только усугубила разрыв. Спор коснулся и общего национального блюда — кимчи. Впрочем, его рецепты в разных регионах и так отличались, в первую очередь из-за климата. А в Северной Корее на рецепт позже повлиял банальный дефицит некоторых ингредиентов. Однако это позволило ЮНЕСКО зарегистрировать в качестве нематериального культурного наследия оба кимчи. Южнокорейское — в 2013 году, а северокорейское — в 2015-м.

Арабо-израильские «хумусные войны»

Изобретение этого блюда приписывают себе греки, турки, сирийцы, евреи и другие ближневосточные народы. Арабы утверждают, что рецепт хумуса упоминается еще в арабских кулинарных книгах XIII века. Евреи говорят о библейском происхождении блюда, которое упоминалось в Ветхом Завете еще 3 500 лет назад.

Новый виток «хумусных войн» случился в конце 2000-х. В 2009 году министр туризма Ливана Фади Аббуд посетил продовольственную выставку во Франции и там услышал, что хумус в Европе называют традиционным израильским блюдом.

Аббуд не мог этого допустить. «Я подумал, что лучший способ рассказать миру, что хумус ливанский — это попасть в Книгу рекордов Гиннесса». В том же году ливанское блюдо с хумусом весом в две тонны установило всемирный рекорд. Аббуд даже обратился в Европейский Союз с просьбой признать хумус ливанским культурным наследием. Он также требовал запретить всем странам, кроме Ливана, называть это блюдо хумусом. Но ничего не вышло.

В январе 2010 года израильский ресторан Abu Gosh нанес ответный удар — приготовил блюдо на тарелке спутниковой антенны диаметром шесть с половиной метров и весом четыре тонны.

Через несколько месяцев ливанцы пошли в контратаку. На этот раз они приготовили блюдо с хумусом весом в почти десять с половиной тонн. С тех пор Ливан удерживает этот рекорд.