Свой первый мост в Киеве инженер Евгений Патон построил еще в 1910 году. Это был пешеходный Парковый мост между Царским и Купеческим садами (сегодня — Городской сад и Крещатый парк). К этому времени Патон уже возглавлял кафедру мостостроения Киевского политехнического института. Следующий его крупный проект — мост через Днепр, названный в честь революционерки Евгении Бош. Строительство завершили в 1925 году.
В конце 1920-х Патон увлекся разработкой технологий электросварки. В 1929 году он организовал в Академии наук Украины кафедру инженерных сооружений, на базе которой в 1934 году создали Институт электросварки. Его директором Евгений Патон оставался до конца жизни.
После нескольких лет экспериментов с металлом и техникой у Патона и его молодого научного коллектива появилась идея совместить мостостроение и сварку — заменить клепаные мостовые конструкции цельносварными. Электросварка в то время еще применялась редко, технология была новой и неопробованной. Поэтому идею Патона раскритиковали и коллеги, и начальство, и партийное руководство. Они были уверены, что такой мост обязательно рухнет. Однако Патону удалось убедить тогдашнего первого секретаря ЦК КПУ Никиту Хрущева, и тот дал добро на внедрение новой технологии.
Строительство нового моста, который в проектных документах назвали Наводницкий, началось в 1939 году. Однако его прервали из-за Второй мировой войны. В сентябре 1941 года отступающие советские войска подорвали все мосты через Днепр, в том числе мост имени Бош и недостроенный Наводницкий. На его опорах нацисты возвели временный мост, но взорвали его, покидая Киев осенью 1943 года.
После войны Патон подготовил новый проект моста, который получил название Киевский. Строительство началось в 1950 году, и к лету 1953-го практически все работы на мосту завершили.
На тот момент это был самый большой в Европе цельносварной мост, все швы которого, включая монтажные, впервые выполнили с помощью автоматической сварки. Для строительства пролетов сварили 264 балки, каждая высотой 3,6 метра, длиной 29 метров и весом 28 тонн. На въезде со стороны правого берега стоят пропилеи — колоннады парадного входа. Со стороны левого берега мост обрамлен двумя колоннами высотой 20 метров каждая.
Этот мост должен был стать главным триумфом Патона, но инженер умер в августе 1953 года, не дожив несколько месяцев до официального открытия. Осенью мост решили испытать на прочность. Для этого по нему во всю ширину пустили колонну танков Т-34, корпуса которых были сварены разработанным во время войны «патоновским» швом.
Пятого октября 1953 года на торжественном митинге по поводу сдачи моста в эксплуатацию партийное руководство объявило, что новому мосту присваивается имя Евгения Патона вместо проектного Киевский. Первым, кто въехал на новый мост во время открытия, был 35-летний сын инженера Борис Патон, который на тот момент был заместителем директора Института электросварки по научной работе.
Через год, в 1954-м, по мосту запустили трамвайную линию. В июне 2004 года рельсы демонтировали, а трамваи заменили троллейбусами. В 1968 году на мосту Патона впервые в СССР появилось полужесткое декоративно-художественное ограждение. Таким образом хотели увеличить безопасность движения по мосту.
За все годы существования мост ни разу не закрывали на капитальный ремонт. В последний раз большая реконструкция проводилась в 2004 году: убрали трамвайные рельсы, а проезжую часть разделили на семь полос движения. С тех пор несколько раз ремонтировали небольшие участки моста. В сентябре 2020 года Киевская горадминистрация объявила о большой реконструкции моста Патона. Городской глава Киева Виталий Кличко уточнил, что на время реконструкции движение по мосту полностью перекрывать не будут.
Чтобы «Бабель» продержался столько же, сколько и мост Патона, поддержите нас донатом.