Ранним утром в конце ноября 2019 года в скалистой бухте испанские полицейские наблюдали, как неподалеку от берега трое мужчин вылезли из люка подводного судна необычной конструкции. Затем судно медленно пошло ко дну, а мужчины поплыли к берегу. Здесь полиция задержала двоих из них. Третьего нашли через несколько дней.
Когда через два дня затонувшее судно отбуксировали в ближайший порт, на его борту обнаружили около трех тонн колумбийского кокаина на сумму примерно в 100 миллионов долларов. Так европейские правоохранители впервые задержали самодельную подводную лодку наркоторговцев, которая пересекла Атлантический океан.
Картели Южной Америки постоянно стараются найти новые маршруты контрабанды кокаина на свои основные рынки — Европу и США. Колумбийские наркобароны использовали самодельные подводные лодки для доставки кокаина в Центральную Америку еще с 1990-х. Строились они обычно на тайных базах в джунглях. Себестоимость суден примерно миллион долларов за штуку, но только за один рейс они могли перевозить наркотиков на суммы в сотни раз больше.
Такие подлодки обладают небольшой глубиной погружения — около четырех с половиной метров. Большинство суден не могут погружаться под воду полностью, однако торчащую над водой рубку, окрашенную в серый цвет, заметить на фоне горизонта практически невозможно. Строят наркосубмарины кустарно, часто используют легкие композитные материалы, такие как пластмассу, стекловолокно. Поэтому их почти невозможно обнаружить с помощью гидролокатора или радара. Плавать на таких подлодках опасно, за что они получили прозвище «водяные гробы».
Сейчас такие наркосубмарины редко добираются до США — в первую очередь, из-за действий американской береговой охраны. Свою роль также сыграли и мексиканские картели, которым выгодно, чтобы колумбийцы возили наркотики через их территорию.
Но самое главное — по словам представителей американского Управления по борьбе с наркотиками, в последние годы именно Европа стала крупнейшим мировым рынком сбыта кокаина. Большую часть переправляли в крупные морские порты в контейнерах с другими легальными товарами, например, с фруктами. Но о том, что кокаин могут перевозить через Атлантический океан на подлодках, ходили только слухи. И наркосубмарина у берегов Испании стала первым их подтверждением.
Правоохранительные органы Испании, США и других стран потратили почти год, чтобы выяснить маршрут этой подлодки и истории членов экипажа. Их серое судно из стекловолокна построили на хорошо охраняемой территории, скрытой густым тропическим лесом, неподалеку от бразильского города Макапа в устье Амазонки. В октябре 2019-го сюда прибыл экипаж. Пилот и механик были из Эквадора. Им заплатили задаток, несколько тысяч евро, остальную часть суммы они должны были получить по возвращении.
«Капитаном» был Агустин Альварес из испанского города Виго, который в случае успеха заработал бы сотни тысяч евро. У него были навыки в морской навигации и связи с испанской мафией. У Альвареса не было судимостей, связанных с наркотиками. В полиции подозревают, что до этого он был причастен к торговле людьми.
В конце октября наркосубмарина спустилась по Амазонке в океан. У берегов Бразилии на скоростных катерах доставили 152 упаковки с кокаином, которые погрузили на борт. После этого экипаж взял курс на Испанию, находящуюся на расстоянии примерно шести с половиной тысяч километров. Больше 20 дней экипаж провел в тесном отсеке вместе с упаковками кокаина, зажатыми между грохочущим дизельным двигателем и баками с примерно 20 тысячами литров топлива. Из припасов у них были печенье, шоколадные конфеты и вода. В ходе путешествия у подлодки сломалась система вентиляции. Поэтому, чтобы не задохнуться, экипаж был вынужден открыть люк, из-за чего они рисковали затонуть.
Пятнадцатого ноября испанская полиция получила информацию от своих британских коллег, что неопознанное судно с кокаином пересекает Атлантику. Однако три дня спустя наркосубмарина незамеченной подошла к юго-западному побережью Испании. Здесь кокаин планировали перегрузить на скоростные катера, но это оказалось невозможным из-за сильного шторма.
Экипаж прождал два дня, а затем, обогнув Португалию, отправился на север, в испанский регион Галисию, в район мыса Фистерра. Здесь груз должна была забрать рыболовная шхуна. Но она так и не появилась, побаиваясь полиции, которая усилила патрулирование побережья.
У экипажа заканчивалась еда и топливо. Тогда Альварес придумал план — затопить судно на мелководье, чтобы либо забрать груз позже, либо доказать колумбийским и испанским наркобаронам, что он его не воровал. Они поплыли южнее, в район порта Виго. Здесь Альварес занимался дайвингом и прекрасно знал побережье с маленькими укромными бухтами. Он позвонил знакомому в Виго и попросил привезти в условленное место три комплекта одежды и обуви, еду и воду, фонарики и новую SIM-карту для себя.
Этот разговор перехватила полиция. Уже несколько дней около 250 офицеров на машинах, лодках и вертолетах прочесывали побережье, однако подлодку не удавалось обнаружить. «Мы примерно знали, где они, но из-за штормов найти их не могли», — говорит капитан Франсиско Торрес из Национальной гвардии Испании.
Утром 24 ноября патруль остановил машину, в багажнике которой были три комплекта одежды. Полицейские отпустили водителя и проследили за ним до одного из заливов. Здесь они увидели судно, стоявшее примерно в ста метрах от берега. Затем команда открыла нижние клапаны, чтобы затопить его. И тут выяснилось, что двое эквадорцев почти не умеют плавать. «Они бы погибли, если бы испанец им не помог», — сказал один из офицеров, участвовавших в операции.
Обоих эквадорцев арестовали, когда они, обессиленные, пытались отдышаться на берегу. Альваресу удалось скрыться. Спустя пять дней его нашли в одном из небольших деревянных домов неподалеку. Сначала он отрицал причастность к наркоторговле, говоря, что он простой рыбак. Но затем сознался и со словами «все кончено» набросился на еду и воду, которую принесли полицейские.