Я — Джефф Безос. Я создал Amazon 26 лет назад. У меня была цель — сделать эту компанию наиболее клиентоориентированной в мире.
Моя мама, Джеки, родила меня в семнадцать. Она училась в школе города Альбукерке, штат Нью-Мексико. В 1964 году быть беременной в средней школе в Альбукерке было не слишком популярно.
Мой папа, Мигель, усыновил меня, когда мне было четыре года. Когда ему было 16, он переехал в США из Кубы в рамках операции «Питер Пэн». Это произошло вскоре после прихода к власти в стране Фиделя Кастро. Папа переехал в Америку один. Его родители считали, что он будет здесь в большей безопасности. Мать думала, что в США холодно, поэтому сшила ему куртку из тряпок — единственного материала, который был у нее под рукой. У нас до сих пор есть эта куртка — она висит в гостиной дома моих родителей. Попав в США, папа провел две недели в Camp Matecumbe — центре для беженцев в штате Флорида. После этого благодаря католической миссии попал в Уилмингтон (штат Делавэр), получил стипендию и поступил в колледж в Альбукерке. Там он встретил мою маму.
У бабушки и дедушки можно научиться тому, чему не научат родители. Поэтому каждое лето с тех пор, когда мне было четыре и пока не исполнилось шестнадцать, я проводил на их ранчо в Техасе. Мой дедушка был государственным служащим. В 1950—1960-х он работал над космическими технологиями и системами противоракетной обороны. Дедушка был самоотверженным и изобретательным. В детстве я видел, как он решает проблемы, которые, казалось бы, решить невозможно. Например, ремонтирует бульдозеры и лечит животных. Он научил меня тому, что когда что-то не получается, нужно попробовать снова.
Концепция компании Amazon пришла мне в голову в 1994 году. Идея создать онлайн-магазин с миллионами книг — то, чего просто не могло бы существовать в реальном мире — захватила меня. В то время я работал в инвестиционной фирме в Нью-Йорке.
Стартовым капиталом для создания Amazon.com стали средства моих родителей. Они вложили значительную часть своих сбережений в то, чего сами не понимали. Они не рассчитывали на успех Amazon или концепции книжного онлайн-магазина. Они рассчитывали на успех своего сына. Мне понадобилось более 50 встреч, чтобы получить миллион долларов от инвесторов. Самым распространенным вопросом, который мне задавали в течение этих встреч, был о том, что такое интернет.
Инвестировать в Amazon в начале было очень рискованно. С момента основания и до конца 2001 года наш бизнес потерпел почти три миллиарда убытков. Аналитики прогнозировали, что компания Barnes & Noble нас уничтожит, и прозвали нас «Amazon.toast».
Многие наблюдатели характеризовали Amazon Web Services как рискованную авантюру. Они спрашивали, какое отношение торговля облачными вычислениями и хранилищами имеет к продаже книг. Запроса на AWS не было. Однако оказалось, что мир был готов к облачным вычислениям, просто еще не знал этого. Мы оказались правы. Однако на самом деле наш риск часто оборачивался неудачей. Amazon понесла миллиардные убытки из-за своих провалов.
Покупатели всегда недовольны. Даже когда они говорят, что счастливы, а ваш бизнес — замечательный. Даже тогда, когда они сами об этом не догадываются, клиенты хотят чего-то лучшего. Постоянное стремление удовлетворять потребности клиентов заставляет нас все время изобретать что-то новое. Фокусируясь на желаниях наших покупателей, мы улучшаем сервисы еще до того, как нам действительно придется это сделать.
К счастью, наш подход работает. Независимые опросы показывают, что 80 процентов американцев воспринимают Amazon позитивно. Кому доверяют американцы больше, чем Amazon? Согласно опросу Morning Consult, проведенному в январе 2020 года, только врачам и военным. Наша компания — на втором месте в рейтинге Fortune 2020 года среди мировых компаний, которыми больше всего восхищаются. На первом — Apple.
Компания, которую большинство из вас знает как Amazon — это та, которая присылает ваши онлайн-заказы в коричневых коробках с улыбкой на одной стороне. С этого мы начали, и розничная торговля остается нашим самым большим бизнесом. Прибыль от нее составляет более 80 процентов от нашего общего дохода.
Суть нашего бизнеса — доставлять продукцию покупателям. Операторы, которые этим занимаются, должны находиться близко к покупателям. Мы не можем заполнить эти вакансии работниками из Китая или других стран. Когда клиенты делают покупки на Amazon, они помогают создать рабочие места в своем регионе. Благодаря этому Amazon нанимает миллионы человек. Многие из них не имеют предыдущего опыта работы и получают почасовую оплату. Мы берем на работу не только высокообразованных специалистов по компьютерным технологиям из Кремниевой долины. Мы нанимаем и обучаем сотни тысяч людей в штатах Западная Вирджиния, Теннесси, Канзас и Айова.
За последние два десятилетия Amazon инвестировала в США более 270 миллиардов долларов. Компания создала почти 700 тысяч непрямых рабочих мест в строительстве и гостиничном бизнесе.
Мировой рынок розничной торговли очень большой и чрезвычайно конкурентный. Он достигает 25 триллионов долларов. Лишь один процент от глобального рынка розничной торговли и менее четырех от американского приходится на Amazon. Каждый день наша компания борется с такими игроками как Target, Costco, Kroger и Walmart — компанией, которая вдвое больше Amazon. Мы также конкурируем с компаниями вроде Shopify и Instacart. Они позволяют традиционным магазинам создать онлайн-версию почти моментально и доставлять продукцию клиентам. Мы все боремся за одних и тех же покупателей.
Успех нашей компании зависит от успеха тысячи маленьких и средних бизнесов, которые продают свою продукцию через Amazon. В 1999 году мы сделали на то время беспрецедентный шаг — привлекли другие компании в наши магазины и позволили им продавать свои изделия рядом с нашими. Решение было очень контраверсионным, но мы пришли к выводу, что это увеличит ассортимент, из которого смогут выбирать покупатели. Теперь сторонние компании обеспечивают около 60 процентов продаж на Amazon.
Сейчас 1,7 миллиона представителей малого и среднего бизнеса по всему миру продают свои товары с помощью Amazon. Более 200 тысяч частных предпринимателей по всему миру в 2019 году продали в наших магазинах товаров на более 100 тысяч долларов. Компании, которые распространяют свои товары через Amazon, создали более 2,2 миллиона новых рабочих мест.
Amazon не была крупнейшим маркетплейсом — eBay превышала нас по размеру в несколько раз, но, сосредоточившись на поддержке продавцов и обеспечив их лучшими инструментами, Amazon превзошла eBay.
Наши масштабы позволяют бороться с важными общественными проблемами. The Climate Pledge — обязательство Amazon, к которому присоединились другие компании. Его суть — достичь цели Парижского климатического соглашения на 10 лет раньше и выйти в ноль по выбросам парниковых газов к 2040 году. По всему миру Amazon управляет 91 проектом по производству солнечной и ветровой энергии. Они могут обеспечить электроэнергией 680 тысяч домов.
Amazon инвестирует 100 миллионов долларов в проекты по высадке лесов по всему миру, а в прошлом месяце основала The Climate Pledge Fund. Этот фонд будет поддерживать развитие технологий и сервисов, которые помогут Amazon и другим компаниям выполнить требования The Climate Pledge. Цель глобальной программы Amazon Future Engineer — подготовить тысячи детей и подростков из нацменьшинств к началу карьеры в компьютерных науках. Она финансирует курсы для учителей начальной школы, уроки по информатике и сто четырехлетних стипендий на обучение в колледже. Получатели этих стипендий гарантированно проходят стажировку в Amazon.
Одержимость нашими клиентами сделала нас такими, какие мы есть и позволила совершать великие дела. Я знаю, на что была способна Amazon, когда состояла из десяти человек. Я знаю, на что она была способна, когда у нас была тысяча, а потом — десять тысяч сотрудников. Я знаю, на что мы способны сейчас, когда нас почти миллион. Я люблю предпринимателей, которые создают что-то в своем гараже, потому что сам был таким. Но как миру нужны маленькие компании, так же ему нужны и большие. Есть вещи, которые маленьким компаниям просто не под силу. Ты не сможешь построить Boeing 787 из цельных волокон в своем гараже.