«Я — Джефф Безос». Основатель Amazon написал большое письмо в защиту своей компании: об истоках, честной конкуренции и благе от больших корпораций. Вот его сокращенный перевод

Автор:
Яна Собецкая
Редакторы:
Глеб Гусев, Алла Кошляк
Дата:

Джефф Безос, основатель и генеральный директор Amazon.com, дает показания перед Конгрессом США; 29 июля 2020.

Mandel Ngan / AFP / Bloomberg / Getty Images

Двадцать девятого июля главы крупнейших технологических компаний — Facebook, Apple, Google, Amazon — дали показания перед Конгрессом США в рамках антимонопольного разбирательства. Американские власти проводят расследование уже год, за это время они собрали более миллиона внутренних документов, которые якобы свидетельствуют о недобросовестной конкуренции техногигантов. Слушания продолжались почти шесть часов. Впервые в истории Марк Цукерберг, Сундар Пичаи, Тим Кук и Джефф Безос одновременно выступили перед Конгрессом. Американские сенаторы обвиняли Facebook в покупке Instagram с целью «устранения конкурента», Apple — в том, что компания цензурирует приложения в App Store, Google — в краже контента у медиа с целью монетизации, а Amazon — в конфликте интересов и использовании данных от ритейлеров для копирования продуктов. Глава Amazon Джефф Безос начал свое выступление с письма, в котором рассказал, как создавал компанию, о ее концепции, конкуренции на рынке и о том, как крупные компании могут изменить мир. «Бабель» приводит его письмо в сокращенном переводе.

Я — Джефф Безос. Я создал Amazon 26 лет назад. У меня была цель — сделать эту компанию наиболее клиентоориентированной в мире.

Моя мама, Джеки, родила меня в семнадцать. Она училась в школе города Альбукерке, штат Нью-Мексико. В 1964 году быть беременной в средней школе в Альбукерке было не слишком популярно.

«Мне повезло называть ее моей мамой. Она добрая, терпеливая, всегда меня поддерживала и поощряла быть любознательным. С Днем матери, мама!»

Мой папа, Мигель, усыновил меня, когда мне было четыре года. Когда ему было 16, он переехал в США из Кубы в рамках операции «Питер Пэн». Это произошло вскоре после прихода к власти в стране Фиделя Кастро. Папа переехал в Америку один. Его родители считали, что он будет здесь в большей безопасности. Мать думала, что в США холодно, поэтому сшила ему куртку из тряпок — единственного материала, который был у нее под рукой. У нас до сих пор есть эта куртка — она висит в гостиной дома моих родителей. Попав в США, папа провел две недели в Camp Matecumbe — центре для беженцев в штате Флорида. После этого благодаря католической миссии попал в Уилмингтон (штат Делавэр), получил стипендию и поступил в колледж в Альбукерке. Там он встретил мою маму.

У бабушки и дедушки можно научиться тому, чему не научат родители. Поэтому каждое лето с тех пор, когда мне было четыре и пока не исполнилось шестнадцать, я проводил на их ранчо в Техасе. Мой дедушка был государственным служащим. В 1950—1960-х он работал над космическими технологиями и системами противоракетной обороны. Дедушка был самоотверженным и изобретательным. В детстве я видел, как он решает проблемы, которые, казалось бы, решить невозможно. Например, ремонтирует бульдозеры и лечит животных. Он научил меня тому, что когда что-то не получается, нужно попробовать снова.

Концепция компании Amazon пришла мне в голову в 1994 году. Идея создать онлайн-магазин с миллионами книг — то, чего просто не могло бы существовать в реальном мире — захватила меня. В то время я работал в инвестиционной фирме в Нью-Йорке.

Стартовым капиталом для создания Amazon.com стали средства моих родителей. Они вложили значительную часть своих сбережений в то, чего сами не понимали. Они не рассчитывали на успех Amazon или концепции книжного онлайн-магазина. Они рассчитывали на успех своего сына. Мне понадобилось более 50 встреч, чтобы получить миллион долларов от инвесторов. Самым распространенным вопросом, который мне задавали в течение этих встреч, был о том, что такое интернет.

Американский бизнесмен Джефф Безос позирует на фоне полок с книгами и компакт-дисками; сентябрь 1998 года. 

Инвестировать в Amazon в начале было очень рискованно. С момента основания и до конца 2001 года наш бизнес потерпел почти три миллиарда убытков. Аналитики прогнозировали, что компания Barnes & Noble нас уничтожит, и прозвали нас «Amazon.toast».

Многие наблюдатели характеризовали Amazon Web Services как рискованную авантюру. Они спрашивали, какое отношение торговля облачными вычислениями и хранилищами имеет к продаже книг. Запроса на AWS не было. Однако оказалось, что мир был готов к облачным вычислениям, просто еще не знал этого. Мы оказались правы. Однако на самом деле наш риск часто оборачивался неудачей. Amazon понесла миллиардные убытки из-за своих провалов.

Покупатели всегда недовольны. Даже когда они говорят, что счастливы, а ваш бизнес — замечательный. Даже тогда, когда они сами об этом не догадываются, клиенты хотят чего-то лучшего. Постоянное стремление удовлетворять потребности клиентов заставляет нас все время изобретать что-то новое. Фокусируясь на желаниях наших покупателей, мы улучшаем сервисы еще до того, как нам действительно придется это сделать.

Сотрудники Amazon в перчатках и защитных масках работают на одном из складов компании.

Amazon

К счастью, наш подход работает. Независимые опросы показывают, что 80 процентов американцев воспринимают Amazon позитивно. Кому доверяют американцы больше, чем Amazon? Согласно опросу Morning Consult, проведенному в январе 2020 года, только врачам и военным. Наша компания — на втором месте в рейтинге Fortune 2020 года среди мировых компаний, которыми больше всего восхищаются. На первом — Apple.

Компания, которую большинство из вас знает как Amazon — это та, которая присылает ваши онлайн-заказы в коричневых коробках с улыбкой на одной стороне. С этого мы начали, и розничная торговля остается нашим самым большим бизнесом. Прибыль от нее составляет более 80 процентов от нашего общего дохода.

Суть нашего бизнеса — доставлять продукцию покупателям. Операторы, которые этим занимаются, должны находиться близко к покупателям. Мы не можем заполнить эти вакансии работниками из Китая или других стран. Когда клиенты делают покупки на Amazon, они помогают создать рабочие места в своем регионе. Благодаря этому Amazon нанимает миллионы человек. Многие из них не имеют предыдущего опыта работы и получают почасовую оплату. Мы берем на работу не только высокообразованных специалистов по компьютерным технологиям из Кремниевой долины. Мы нанимаем и обучаем сотни тысяч людей в штатах Западная Вирджиния, Теннесси, Канзас и Айова.

Amazon

За последние два десятилетия Amazon инвестировала в США более 270 миллиардов долларов. Компания создала почти 700 тысяч непрямых рабочих мест в строительстве и гостиничном бизнесе.

Мировой рынок розничной торговли очень большой и чрезвычайно конкурентный. Он достигает 25 триллионов долларов. Лишь один процент от глобального рынка розничной торговли и менее четырех от американского приходится на Amazon. Каждый день наша компания борется с такими игроками как Target, Costco, Kroger и Walmart — компанией, которая вдвое больше Amazon. Мы также конкурируем с компаниями вроде Shopify и Instacart. Они позволяют традиционным магазинам создать онлайн-версию почти моментально и доставлять продукцию клиентам. Мы все боремся за одних и тех же покупателей.

Успех нашей компании зависит от успеха тысячи маленьких и средних бизнесов, которые продают свою продукцию через Amazon. В 1999 году мы сделали на то время беспрецедентный шаг — привлекли другие компании в наши магазины и позволили им продавать свои изделия рядом с нашими. Решение было очень контраверсионным, но мы пришли к выводу, что это увеличит ассортимент, из которого смогут выбирать покупатели. Теперь сторонние компании обеспечивают около 60 процентов продаж на Amazon.

Генеральный директор Amazon.com Джефф Безос сидит на стопке из фирменных коробок компании.

Сейчас 1,7 миллиона представителей малого и среднего бизнеса по всему миру продают свои товары с помощью Amazon. Более 200 тысяч частных предпринимателей по всему миру в 2019 году продали в наших магазинах товаров на более 100 тысяч долларов. Компании, которые распространяют свои товары через Amazon, создали более 2,2 миллиона новых рабочих мест.

Amazon не была крупнейшим маркетплейсом — eBay превышала нас по размеру в несколько раз, но, сосредоточившись на поддержке продавцов и обеспечив их лучшими инструментами, Amazon превзошла eBay.

Грузовики с логотипом Amazon Prime Delivery, припаркованные возле логистического центра Amazon во французском городе Бретиньи-сюр-Орж; 13 апреля 2020 года. Склад компании Amazon в британском городе Суонси; 13 ноября 2018 года.

Chesnot / Getty Images; Matthew Horwood / Getty Images

Наши масштабы позволяют бороться с важными общественными проблемами. The Climate Pledge — обязательство Amazon, к которому присоединились другие компании. Его суть — достичь цели Парижского климатического соглашения на 10 лет раньше и выйти в ноль по выбросам парниковых газов к 2040 году. По всему миру Amazon управляет 91 проектом по производству солнечной и ветровой энергии. Они могут обеспечить электроэнергией 680 тысяч домов.

Amazon инвестирует 100 миллионов долларов в проекты по высадке лесов по всему миру, а в прошлом месяце основала The Climate Pledge Fund. Этот фонд будет поддерживать развитие технологий и сервисов, которые помогут Amazon и другим компаниям выполнить требования The Climate Pledge. Цель глобальной программы Amazon Future Engineer — подготовить тысячи детей и подростков из нацменьшинств к началу карьеры в компьютерных науках. Она финансирует курсы для учителей начальной школы, уроки по информатике и сто четырехлетних стипендий на обучение в колледже. Получатели этих стипендий гарантированно проходят стажировку в Amazon.

Компания Rivian разрабатывает для Amazon 100 тысяч электрических фургонов для доставки.

Одержимость нашими клиентами сделала нас такими, какие мы есть и позволила совершать великие дела. Я знаю, на что была способна Amazon, когда состояла из десяти человек. Я знаю, на что она была способна, когда у нас была тысяча, а потом — десять тысяч сотрудников. Я знаю, на что мы способны сейчас, когда нас почти миллион. Я люблю предпринимателей, которые создают что-то в своем гараже, потому что сам был таким. Но как миру нужны маленькие компании, так же ему нужны и большие. Есть вещи, которые маленьким компаниям просто не под силу. Ты не сможешь построить Boeing 787 из цельных волокон в своем гараже.

Джефф Безос во время празднования Дня ветеранов представляет самолет, построенный в честь сотрудников Amazon, которые служили в армии; 12 ноября 2018 года.