Николаю Гунько из Черновцов около 40 лет. Он называет себя юристом и правозащитником, основал общественную организацию «Черновцы за здоровый образ жизни» и служит в местной Церкви адвентистов седьмого дня. О нем часто пишет местная пресса — последние четыре года он регулярно регистрирует различные петиции на сайте городского совета. Недавно он собрал подписи под петицией о строительстве в Черновцах свалки и продолжает сбор за спортивно-оздоровительный комплекс для детей и студентов.
В 2017 году Гунько добился переименования парка Октябрьский в Черновцах в парк Реконструкции. Его петиция набрала необходимые 250 голосов, затем идею поддержали депутаты. Переименование вызвало критику местных жителей, и в итоге суд вернул черновицкому парку старое название. Гунько также хотел переименовать улицу Русскую в Европейскую, но петиция не набрала достаточно голосов. В ответ на петиции Гунько местный житель Александр Мелищук зарегистрировал свою — с просьбой переименовать Черновцы в город Николае-Гуньковск. «Как знак выражения высокого уважения и осуществления весомого вклада в декоммунизацию города Черновцы великого реформатора и комбинатора Николая Гунько», — написал автор. Петиция собрала всего 18 подписей.
Гунько начал бороться с «ЛГБТ-пропагандой» в Черновцах в 2018 году, рассказал он «Бабелю». Именно с того времени, по его словам, в городе начали проводить различные ЛГБТ-мероприятия и прайды. В мае 2019 года он попросил Черновицкий горсовет запретить любые события в поддержку прав ЛГБТ-людей в городе. Его петиция набрала необходимые 250 подписей. В октябре депутаты горсовета поддержали запрет, но мэр Черновцов Алексей Каспрук наложил вето и сказал, что решение противоречит Конституции.
В знак протеста против петиции Гунько и решения горсовета активисты партии «Демократична сокира» устроили акцию под названием «365». Они подали в горсовет письма с анонсами ЛГБТ-событий на весь 2020 год. «События разные: ЛГБТ за освоение космоса, ЛГБТ за велосипедистов. Они ежедневно сейчас проходят в Черновцах», — рассказал «Бабелю» соорганизатор акции Артем Жук. Места проведения событий выбрали так, что при нанесении на карту Черновцов точки образуют слово «х*й». Анонсированные события происходят формально, то есть на улицы никто не выходит.
Против Гунько выступили еще несколько местных жителей. Один из них просил горсовет Черновцов запретить ему подавать петиции, другой рекомендовал депутатам не рассматривать петиции Гунько, еще один назвал его предложения «сумасшедшими». «Прошу не рассматривать более петиции Гунько Николая Ивановича. По крайней мере до публичного покаяния господина Гунько за все предыдущие петиции», — написал автор одной из петиций Леонид Прокопчук в ноябре 2019 года. Прошение набрало более 150 подписей.
После неудач на местном уровне Николай Гунько решил выйти на всеукраинский. «Я понял алгоритм: чтобы защитить наши законные права, надо подавать законопроекты», — говорит он. И начал работать над документом о «запрете пропаганды гомосексуализма и трансгендеризма». Подать его в Верховную Раду он попросил народного депутата от «Слуги народа» Елену Лис, которая тоже родом с Буковины. «Но потом я посмотрел, что она женщина — ей, наверное, будет сложно этот вопрос отстаивать. А Георгий [Мазурашу, еще один нардеп от «Слуги народа» с Буковины] у нас спортсмен, очень активный защитник здорового образа жизни», — говорит Гунько. Вместе они доработали законопроект и подали на рассмотрение парламента.
Николай Гунько предлагает штрафовать людей и юридических лиц за «пропаганду гомосексуализма и трансгендеризма». Суммы — от 17 до 136 тысяч гривен. «Суть законопроекта в том, что ЛГБТ-пропаганда делает невозможным воспитание детей в правовом русле статьи 51 Конституции Украины», — считает он. По мнению Гунько, если ребенок увидит на улице прайд или однополую пару, в его голове возникнет «когнитивный диссонанс». Пропагандой он считает прежде всего массовые публичные акции — прайды и другие мероприятия в поддержку представителей ЛГБТ-сообщества. Также он против того, чтобы в школьных учебниках дети видели картинки или информацию об однополых парах.
Гунько отрицает термины «гомосексуальность» и «трансгендерность», на корректности которых настаивают представители ЛГБТ-сообщества и международные правозащитные организации. Взамен он предлагает прописать в украинском законодательстве определения «гомосексуализма» и «трансгендеризма». «Это то же самое, что бандитизм и бандитность. Трансгендерность и гомосексуальность — это они хотят показать, что они такими родились. Но это приобретенное. Было в прошлом году исследование, что никакой ген не найден», — утверждает автор законопроекта. Также Гунько предлагает исключить из украинского законодательства термин «гендерное равенство», предлагая заменить его на «равенство прав женщин и мужчин».
Законопроект Гунько похож на российский закон о «пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних», принятый в 2013 году. Он запрещает прайды и любые другие мероприятия в поддержку ЛГБТ-сообщества, а также публичные проявления однополых отношений. В России за это предусмотрены штрафы, а недавно хотели добавить еще и уголовную ответственность. Николай Гунько считает российский закон несовершенным. «Я бы его переделал на такой, как мы предлагаем. Потому что они почему-то прописали только несовершеннолетних, но есть же еще малолетние. Пропаганда влияет на всех: и на детей, и на подростков, и на родителей», — говорит он. Гунько утверждает, что против представителей ЛГБТ-сообщества ничего не имеет: «Гомосексуалистов, педофилов или коррупционеров мы не можем запретить. Ну есть они, никуда мы не денемся. Пусть себе живут, работают, учатся — чтобы не пропагандировали».