Книгу «Дело Василия Стуса» написал украинский журналист, главный редактор «Исторической правды» Вахтанг Кипиани. Она вышла в мае 2019 года. В книге почти семьсот страниц, в основном это сборник архивных документов о втором деле против украинского поэта и диссидента в 1980 году. За более чем год издательство напечатало три тиража книги, всего — больше 10 тысяч экземпляров. По словам директора по маркетингу и коммуникациям Vivat Екатерины Аврамчук, за последние дни раскупили практически все. «Сейчас люди начали покупать активнее. Недавно книжку заказал клиент из Крыма и написал: отправлять не надо, я просто хотел вас поддержать», — говорит она.
Адвокатом Василия Стуса по второму делу был Виктор Медведчук — тогда юрист, а сейчас соучредитель партии «Оппозиционная платформа — За життя» и кум президента России Владимира Путина. Медведчука назначили по просьбе суда и вопреки желанию самого поэта. «Когда Стус встретился с назначенным ему адвокатом, то сразу почувствовал, что Медведчук является человеком комсомольского агрессивного типа, что он его не защищает, не хочет его понимать и, собственно, не интересуется его делом», — писал коллега Стуса, диссидент Евгений Сверстюк. Вахтанг Кипиани, ссылаясь на свидетелей того времени и исторические документы, утверждает, что Медведчук неоднократно нарушал адвокатскую этику и совершил против Стуса моральное преступление. Например, не сообщил его семье о начале судов, а также фактически признал вину своего подзащитного. Сам Стус никогда не признавал вину.
Дела против Василия Стуса
Василия Стуса судили дважды. Впервые его арестовали в 1972 году, обвинили в антисоветской пропаганде и приговорили к 5 годам лишения свободы и 3 годам ссылки. Осенью 1979 года Стус вернулся в Киев к своей семье, но уже в мае следующего года его снова арестовали — именно о втором деле рассказывает книга Вахтанга Кипиани.
По второму делу Стуса обвинили в изготовлении и распространении «вражеской литературы». По версии следствия, он хотел «подорвать советскую власть». Речь шла о его стихах, а также о письмах Андрею Сахарову, Петру Григоренко, Левку Лукьяненко, Анне-Гале Горбач из Германии, члену «Международной Амнистии» Кристине Бремер, Президиуму Союза писателей Украины и другим. Стуса признали особо опасным рецидивистом и приговорили к 10 годам исправительных работ и 5 годам ссылки. Он умер в тюремном карцере в 1985-м. Ему было 47 лет.
Медведчуку не понравилась книга Кипиани. Хотя неизвестно, читал ли он ее вообще. Книгу изучал его адвокат Игорь Кириленко, он же составил исковое заявление против Кипиани, издательства и типографии. «Но он [Медведчук] точно читал иск, и я сосредоточивал внимание на конкретных моментах», — говорит он. Кириленко называет Кипиани «псевдоисториком», который не разобрался в деле Стуса и написал неправду о Медведчуке. «Если бы они исследовали документы, пригласили историков, юристов, обратились к самому Медведчуку, то не было бы ляпов», — говорит адвокат.
Фразы из книги «Дело Василия Стуса», из-за которых Медведчук подал в суд:
«...распинал поэта — назначенный государством адвокат Медведчук»
«...Вите, который воспитывался в семье политзасланца (...говорят шуцман (шуцман — сотрудник охранной полиции Третьего рейха)»
«... была ли возможность у Стуса выбрать «меньшее зло». Однако является фактом, что предоставленного, поддерживаемого госбезопасностью адвоката звали Виктор Медведчук»
«Адвокаты откровенно «отбывали номер», не забывая, правда, сдирать гонорары с убитых горем семей...»
«... шестерка коммунистической системы Медведчук...»
«... «сын полицая»...»
«...Медведчук на суде признал, что все «преступления», якобы совершенные его подзащитным, «заслуживают наказания»
«...он [Медведчук] фактически поддержал обвинение. Зачем прокуроры, когда есть такие безотказные адвокаты?...»
«Преступление перед поэтом юрист Медведчук совершил еще и тем, что не сообщил семье о начале рассмотрения дела... Боялся КГБ или просто всегда был циником и аморальным типом?»
Медведчук подал в суд по статье о защите чести, достоинства и деловой репутации, а также об опровержении недостоверной информации. Претензии касаются девяти пунктов авторского текста Кипиани, сопровождаемого архивными документами. «Он [Кипиани] говорит, что Медведчука в дело предоставила служба госбезопасности. А потом печатает соответствующие документы, которые это опровергают: что Медведчук попал в дело по обращению суда в Киевскую городскую коллегию адвокатов», — приводит пример адвокат. Кипиани утверждает, что некоторые формулировки действительно могли обидеть политика, но большинство замечаний вырваны из контекста. «Например, они жалуются на фразу «сын полицая». Но я нигде не утверждаю, что это так. Я пишу, что некоторые пишут, что это так, но на самом деле — нет», — говорит автор книги. Медведчук судится с автором книги Вахтангом Кипиани, издательством Vivat и типографией «Юнисофт». Стороны защищаются в суде вместе, но каждая со своими адвокатами.
Кипиани и издательство Vivat говорят, что Медведчук хочет запретить книгу о Стусе, адвокат утверждает — всего лишь изъять из нее фрагменты. «Есть тезис в исковом заявлении: «запретить распространение в любой форме на любой территории», — цитирует журналист. Адвокат Медведчука утверждает, что они просят изъять только конкретные куски текста, которые считают ложью. «Это очень важная книга, она должна быть. Но не такой человек, как Кипиани — политически заангажированный журналист — должен ее писать», — говорит Кириленко. Материальной компенсации Медведчук пока не требует. Автор книги и издательство неоднократно заявляли, что иск политика — давление на свободу слова. Адвокат Медведчука отвечает, что «эти инсинуации — от лукавого».
Адвокат Медведчука переводит дело в процесс против Стуса, а не против книги о нем, считает Кипиани. Тот якобы пытается доказать, что это Стус был слабым человеком и боялся КГБ, а не Медведчук. «Они вырывают из контекста слова Стуса по делу 1972 года, которое вообще не является предметом этой книги», — говорит Кипиани. Адвокат Медведчука утверждает, что вынужден был цитировать эти слова, поскольку других свидетельств поэта не сохранилось. Во время заседания он спрашивает у ответчиков о цинизме и моральном обличии Медведчука и Стуса.
Если Медведчук выиграет суд, Кипиани и издательству Vivat запретят распространять книгу в любом виде. «Нам запретят издавать, распространять книгу и любую информации о ней в СМИ и в интернете», — говорит представительница издательства Екатерина Аврамчук. Запрет не коснется уже раскупленных книг — они останутся у их владельцев. В случае такого решения суда Кипиани и Vivat собираются подавать апелляцию и идти в Европейский суд по правам человека.