Первая часть The Last of Us вышла семь лет назад, еще на PS3, и давно стала культовым произведением — чем-то вроде романа «Дорога» Кормака Маккарти в мире видеоигр. Сиквел начинается там, где закончился оригинал: Джоэл, главный герой первой игры, спас девочку Элли — потенциальную спасительницу человечества. Вместе они залегли на дно в мирной коммуне в Вайоминге. У местных жителей свои местечковые драмы: кто-то дал кому-то по роже, кто-то напился и сквернословит, кто-то распускает руки.
Элли, которую мы последний раз видели 14-летней, теперь девятнадцать — со всеми вытекающими. Она не ладит с Джоэлом и пытается разобраться в своей сексуальности. В какой-то момент прошлое (очень жестко) напоминает о себе, и Элли отправляется в путь с единственной задачей — убивать.
Первая половина игры выглядит как аккуратный апгрейд оригинала. Пейзажи стали масштабнее, появилась уйма боковых квестов — можно получше изучить мир или получить новое оружие (а можно и не изучать). Игру можно проходить в режиме стелс, но чем выше сложность, тем чаще TLOU2 подталкивает тебя пользоваться другими инструментами: бросать бутылки во врагов, прыгать на них сверху, оставлять за собой дезориентирующие мины, в конце концов — просто убегать, когда расклад не в твою пользу.
В мае этого года у студии Naughty Dog произошла утечка сюжета, после чего дистрибьютор решил выпускать игру побыстрее и запретил раскрывать детали сюжета в ранних рецензиях. Это не помогло, наоборот — спровоцировало волну спекуляций, домыслов о сценарии и даже теорий заговора.
За неделю до релиза критики оценили игру очень высоко. Рейтинг игры на агрегаторе Metacritic достигал 96 баллов — выдающийся результат, таким может похвастаться не любой тайтл. В день выхода на Metacritic посыпались и отзывы пользователей. Что-то пошло не так — игру «заминусовали» до 3 баллов из 10.
Что так взбесило игроков? Если верить отзывам — ужасный сюжет и обманутые надежды фанатов оригинала. Большинство негативных рецензий прямо или косвенно упоминают о лесбийских отношениях Элли и ее напарницы, а также о персонаже-трансгендере. Буквально через один отзыв недовольные игроки пишут о том, что ждали «настоящий сиквел», а не «SJW-повестку и историю мести лесбиянки». В любом случае TLOU2 продается быстрее любого другого эксклюзива в истории PlayStation.
Почему же ее так высоко оценили критики? Дело в ее убедительности: в драматургии, работе с жанром, в эмоциях, которые от нее получаешь. The Last of Us не назовешь веселой. Но лучше всего она раскрывается именно тогда, когда выворачивает тебя наизнанку. Она не первой в истории консольных игр переосмысливает тему насилия (это делали и Hotline Miami, и Spec Ops: The Line). Но TLOU, в отличие от остальных, заставляет переживать за врагов. Словно смотришь «Догвилль» фон Триера — сперва ты очень хочешь мстить вместе с главной героиней, но в какой-то момент месть приводит тебя не туда, куда ты ожидал.
Тебе становится не по себе, когда Элли всаживает нож в горло пареньку, а его напарник, обнаружив пропажу, зовет его по имени. Ты чувствуешь серьезность происходящего, когда подстреленный противник не просто умирает, а визжит, держась за обрубок ноги. Вся эта игра — про последствия твоих поступков. А они, как известно, бывают неожиданными.
Но что делает The Last of Us по-настоящему великой — это режиссура. Уже в первых ее сценах ты вдруг осознаешь, что персонажи разговаривают полушепотом, словно в каком-нибудь фестивальном кино. Мир пестрит деталями и обрывками историй разной степени заметности — вот какой-то прохожий в поселении учит ребенка ходить, а вот — письмо Санте в заброшенном доме. Тишина здесь способна бить так же сильно, как и противник, который услышал хруст стекла под твоей обувью.
В мире The Last of Us 2 (как и в мире вокруг нее) люди часто не могут понять друг друга. А когда пытаются, бывает уже поздно. Это одно из тех путешествий, где ты в каком-то смысле ждешь конца пути. Потому что тебе, как и Элли, пора отдохнуть. А такое в играх случается очень нечасто.