В начале февраля 2020 года американская газета The Washington Post, немецкая телекомпания ZDF и швейцарская SRF Television опубликовали материалы совместного расследования секретной операции времен Холодной войны Thesaurus/Rubicon. Оказалось, что в 1970 году ЦРУ и немецкая служба внешней разведки BND тайно приобрели швейцарскую фирму по производству шифровального оборудования Crypto AG.
Crypto AG создавала шифровальные устройства еще в период Второй мировой войны. И со временем превратилась в ведущего производителя в сфере криптографии. Компания заработала миллионы долларов на продаже оборудования в более чем 120 стран Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. Исключение составляли Советский Союз и Китай.
ЦРУ и BND не устанавливали грубые «черные ходы» на оборудовании Crypto AG. Они лишь манипулировали криптографическими алгоритмами, которые «оптимизировали процесс взлома кода, иногда сокращая до нескольких секунд задачу, на которую могли бы уйти месяцы». В начале 1990-х немецкое агентство, опасаясь разоблачения, вышло из операции и продало свою долю в фирме американским коллегам. А ЦРУ тайно руководило Crypto AG вплоть до 2018 года.
Одним из специалистов, к которым журналисты обращались за помощью в расследовании, был Барт Джейкобс. Он в числе ведущих нидерландских экспертов по компьютерной безопасности, профессор университета Радбоуд и член Наблюдательного комитета по надзору за секретными службами Нидерландов (CTIVD). В документах об операции Thesaurus/Rubicon упоминалось, что кроме США и Германии, некоторые страны тоже могли перехватывать и расшифровывать сообщения устройств Crypto AG. В частности, речь шла о Нидерландах.
Это заинтересовало Джейкобса. Он несколько месяцев общался со своими источниками в разведке. И с удивлением обнаружил, что еще с 1970-х годов в Европе существует секретный альянс Maximator, специализирующийся на криптографии и сборе разведывательных данных путем перехвата сигналов (SIGINT). Причем, о нем мало кому известно даже в шпионских кругах. Первые результаты своего расследования Джейкобс недавно опубликовал в профильном журнале Intelligence and National Security.
История этого альянса началась в 1976 году, когда одна из спецслужб Дании предложила своим коллегам из Швеции и Германии объединить усилия по сбору и перехвату разведданных. В 1978 году к ним присоединились Нидерланды. К тому времени между разведками этих стран уже существовало двустороннее сотрудничество. Идея нового альянса состояла в том, чтобы объединить усилия, разделить задачи и главное — сэкономить на дорогом оборудовании, необходимом для перехвата спутниковых сигналов.
В 1985 году по настоянию Германии к альянсу присоединилась Франция. Тесное сотрудничество спецслужб этих двух стран началось после Второй мировой. Как вспоминает бывший глава французской разведки Бернар Барбье, «французские технари очень хорошо работают сообща с немцами, а вот с британцами — не очень».
Члены шпионского альянса Maximator:
Дания
Кодовое имя: Concilium
Спецслужба: Forsvarets Efterretningstjeneste (FE)
Швеция
Кодовое имя: Thymian
Спецслужба: Försvarets radioanstalt (FRA)
Германия
Кодовое имя: Novalis
Спецслужба: для перехвата сигналов: Bundesnachrichtendienst (BND); для криптоанализа (до 1991 года): Zentralstelle für das Chiffrierwesen (ZfCh)
Нидерланды
Кодовое имя: Edison
Спецслужба: Technisch Informatie Verwerkingscentrum (TIVC); с 1996 года: Strategisch Verbinding Inlichtingen Centrum (SVIC); с 2014 года: Joint Sigint Cyber Unit (JSCU)
Франция
Кодовое имя: Marathon
Спецслужба: Direction Générale de la Sécurité Extérieure (DGSE)
В альянс хотели вступить еще несколько европейских стран. Но Норвегию, Испанию и Италию не взяли из-за «отсутствия соответствующего опыта и технологий». А Бельгию — из-за провала в системе безопасности. Ее спецслужбы скомпрометировали свои каналы коммуникации после ошибки в управлении ключами шифрования.
В своей статье Джейкобс описывает, как появилось название для нового альянса — Maximator. В 1979 году представители разведслужб тогда еще четырех стран встретились в баре пригорода Мюнхена, неподалеку от тогдашней штаб-квартиры BND. «В какой-то момент они посмотрели в свои бокалы, наполненные пивом Doppelbock местного бренда Maximator, и тут их осенило».
Теперь становится понятно, почему ни одна из стран-участниц альянса Maximator не покупала оборудование Crypto AG. Ведь благодаря своим немецким партнерам из BND они не только могли знать об операции Thesaurus/Rubicon, но и перехватывать сообщения уязвимого шифровального оборудования.
Альянс Maximator сыграл важную роль в победе Великобритании над Аргентиной в Фолклендской войне 1982 года. Аргентина использовала оборудование Crypto AG для шифровки военных и дипломатических сообщений. А Maximator перехватывал и передавал Британии эти данные.
Джейкобс детально описывает деятельность нидерландского подразделения Maximator — Центра по криптоанализу и перехвату сигналов (TIVC). С помощью информации BND об алгоритмах в устройствах Crypto AG они перехватывали секретные сообщения правительств примерно 75 стран. Кроме этого, нидерландские специалисты разрабатывали оборудование для ЦРУ и АНБ.
Совместно с нидерландской фирмой Philips криптографическое подразделение TIVC разработало устройство электронного шифрования, которым пользовались даже некоторые члены НАТО, например, Турция. Но нидерландские шпионы встроили в него специальный чип, который позволял расшифровывать закодированные сообщения. Этой технологией TIVC поделились со своими партнерами по Maximator. Однако, по словам Джейкобса, «эта картина далеко не полная и нуждается в дополнении и новых расследованиях, особенно на основе информации от спецслужб других стран-участниц Maximator».
В мире существует несколько глобальных альянсов разведывательных служб разных стран. Самый известный из них Five Eyes — союз США, Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии, который действует с 1946 года. Однако их деятельность широко задокументирована, в отличие от альянса Maximator, который десятки лет действовал не менее эффективно, оставаясь при этом в тени.