Трехлетняя Мадлен МакКанн исчезла на португальском курорте, когда ее родители были с друзьями в ресторане
Весной 2007 года британские врачи Кейт и Джерри МакКанны вместе с тремя детьми — близнецами Шоном и Амели, а также старшей дочерью Мадлен — отправились в отпуск в Португалию. Отдохнуть семья решила в городке Прая-да-Луш, который часто называют «Маленькой Британией».
МакКанны арендовали себе бунгало на территории курорта Ocean Club. В предпоследний день отпуска Кейт и Джерри ужинали с друзьями в ресторане неподалеку. Детей они оставили дома и время от времени проверяли, все ли с ними в порядке.
Около девяти вечера детей навестил отец — они спали. Через час в апартаменты вернулась Кейт. Она увидела, что дверь детской и окно были открыты. С близнецами Шоном и Амели было все в порядке, но их старшая сестра Мадлен исчезла. В книге Madeleine: Our Daughterʼs Disappearance and the Search for Continuing Her Кейт МакКанн вспоминает, что на кровати лежала только мягкая игрушка, с которой девочка любила спать.
Около 23:00 из соседнего города приехали два офицера португальской жандармерии. Они осмотрели помещение и вызвали криминальную полицию. Офицеры предположили, что Мадлен вышла из дома и заблудилась.
Полицейские с собаками обыскали курорт: колодцы, пещеры, канализацию и руины. Поиски были тщетными. Чтобы не дать потенциальному похитителю вывезти девочку за границу, описание Мадлен передали пограничникам. Около 10 утра между городами установили блокпосты. Только через 48 часов после исчезновения Мадлен полиция начала опрашивать отдыхающих и сотрудников курорта.
Португальская полиция подозревала в причастности к исчезновению ребенка бизнесмена, а впоследствии — родителей Мадлен. ДНК девочки нашли в багажнике автомобиля МакКаннов
Первого подозреваемого португальская полиция назвала 14 мая 2007 года. Им стал местный застройщик Роберт Мурат. Подруга МакКаннов, Джейн Таннер, сообщила, что в ночь исчезновения Мадлен видела неподалеку от дома Мурата мужчину с ребенком. Полиция обыскала апартаменты бизнесмена, исследовала его компьютеры, телефоны и видеокассеты. Двух его коллег допросили. Никаких доказательств его причастности к похищению ребенка не обнаружили, поэтому под подозрение попали родители.
В конце июня 2007 года история под названием «Дело Мадлен: заговор молчания» (The Madeleine Case: A Pact of Silence) появилась в еженедельнике Sol. Журналисты указали на неточности в показаниях родителей. Те не могли определиться, как именно заходили в бунгало, проведывая детей — через главный вход или через двери, что ведут ко внутреннему дворику.
Расследование португальской полиции зашло в тупик. Детективы обратились за помощью к полиции английского графства Лестершир. В конце июля из Великобритании прибыла команда полицейских со служебными собаками, умеющими распознавать трупный запах.
Два английских спаниеля обыскали дом супругов МакКанн, пляж и парковку. Собаки указали на автомобиль родителей Мадлен. Это натолкнуло португальских полицейских на мысль, что девочка могла погибнуть не в бунгало. Они собрали волосы и другие волокна из автомобиля и дома МакКаннов и отправили их на анализ в Бирмингем. По результатам экспертизы, в багажнике автомобиля нашли следы ДНК Мадлен. Британские специалисты, проводившие анализ, не были уверены в точности теста — его сделали на основе слишком небольшого количества генетического материала.
В сентябре 2007 года португальские правоохранители объявили о подозрении родителям девочки. Полиция рассматривала версию, что ребенок умер в результате несчастного случая — возможно, от передозировки лекарствами — а МакКанны пытаются это скрыть.
Этой же версии придерживался следователь Гонсалу Амарал, который руководил расследованием. Позже Амарал раскритиковал британских коллег в одном из интервью для португальских СМИ и дело передали другому детективу. Двадцать первого июля 2008 года португальская полиция закрыла дело — никаких доказательств, что кто-то из подозреваемых причастен к исчезновению Мадлен, найти не удалось.
Следователи Скотленд-Ярда предполагали, что Мадлен могла стать жертвой грабителей или педофила. И даже размышляли над причастностью внука Фрейда
Официальное расследование возобновили через несколько лет. По просьбе Терезы Мэй в мае 2011-го пересмотреть дело согласился Скотленд-Ярд. Старший инспектор Энди Редвуд сообщил, что Мадлен, вероятно, до сих пор жива.
Лондонские детективы предположили, как бы выглядела девочка в девятилетнем возрасте, и создали новый «портрет» Мадлен. А уже 4 июля 2013 года Скотленд-Ярд официально начал собственное расследование дела. Оно получило название «Операция «Гранж» и продолжается до сих пор.
За семь лет расследования группа из 29 детективов проанализировала десятки тысяч документов, опросила более 600 человек и исследовала около 8 000 сообщений о вероятном месте пребывания Мадлен. За последние 13 лет девочку «видели» более чем в 100 странах мира. Около тридцати «опознаваний» зафиксировали в Мальте, восемь в Марокко и шесть в Португалии. Все они не подтвердились.
В 2013 году детективы изучали деятельность группы, которая собирала благотворительные пожертвования в Прая-да-Луш. Свидетели описывали, что незадолго до исчезновения Мадлен двое мужчин ходили от двери к двери, собирая средства для детей-сирот. Детективы предположили, что, на самом деле, «благотворители» таким образом искали, кого ограбить. В год, когда исчезла Мадлен, в Прая-да-Луш зафиксировали целый перечень ограблений. Детективы Скотленд-Ярда предполагали, что грабители могли похитить или убить Мадлен.
Лондонские расследователи идентифицировали четырех жителей Прая-да-Луш, которые теоретически могли быть причастны к ограблению. В 2014 году мужчин допросили — для этого британцы составили список из 250 вопросов, среди которых, в частности, был «вы убили Мадлен МакКанн?». Однако, никаких доказательств, что кто-то из подозреваемых мог совершить преступление, не было.
Рассматривались и другие версии. В частности, что Мадлен могла похитить бездетная пара или что ребенок мог стать жертвой педофила. В течение 2004—2006 годов в провинции Алгавре, где расположен город Прая-да-Луш, жертвами сексуального насилия стали пятеро девочек британского происхождения. Расследователи допускали даже, что к исчезновению Мадлен мог быть причастен внук Зигмунда Фрейда Клемент.
В 2016 году уже покойного на тот момент Фрейда обвинила в педофилии одна из жертв. Впоследствии выяснилось, что у него был дом в Прая-да-Луш, и что он после исчезновения Мадлен общался с МакКаннами. Однако, на момент исчезновения девочки Фрейд был в Великобритании.
О деле Мадлен МакКанн сняли несколько документальных фильмов. Последний вышел на Netflix в прошлом году. Родители девочки отказались участвовать в создании фильма, сославшись на то, что «он может повредить следствию».
Новым подозреваемым в деле стал гражданин Германии. Ранее его судили за сексуальное насилие
О новом подозреваемом в деле стало известно третьего июня 2020 года. Им стал 43-летний мужчина, который сейчас отбывает наказание за торговлю марихуаной в Германии. В прошлом его дважды судили за сексуальное насилие над детьми.
По словам британских стражей порядка, впервые они вышли на след предполагаемого преступника еще в 2013 году, однако, на тот момент информации было мало. Четыре года спустя Скотленд-Ярд получил еще одну зацепку.
«Мы сотрудничали с немецкими и португальскими коллегами и можем сказать, что этот человек является подозреваемым в исчезновении Мадлен», — сказал старший инспектор лондонской полиции Марк Кренвелл.
Имя предполагаемого злоумышленника пока не раскрывают. Известно, что в 2007 году мужчина путешествовал по Португалии в своем фургоне Volkswagen T3 Westfalia и неоднократно был в Прая-да-Луш. Ему принадлежал еще один автомобиль — Jaguar. На следующий день после исчезновения Мадлен подозреваемый оформил этот автомобиль на имя другого человека в Германии.
Вечером третьего мая 2007 года подозреваемый тридцать минут разговаривал по телефону с неизвестным абонентом. Скотленд-Ярд считает неизвестного собеседника ключевым свидетелем и просит его связаться с полицией.
Британские сыщики называют установление подозреваемого «важным поворотом в деле». Мадлен МакКанн до сих пор считается пропавшей без вести. Немецкие правоохранители, в свою очередь, склоняются к мысли, что девочка умерла. Кристиан Хоппе из немецкой уголовной полиции объясняет, что хотя тела и не нашли, расследование «позволяет предположить, что МакКанн стала жертвой убийства».
Родители Мадлен называют новый поворот в деле очень важным и отмечают, что «какими бы ни были результаты расследования, мы должны о них знать, чтобы обрести покой».