Нидерландский историк Рутгер Брегман долгое время интересовался, что случилось бы в реальной жизни, если бы группа детей оказалась на необитаемом острове. В детстве он прочитал роман «Повелитель мух», однако не соглашался с видением Голдинга и отчаянно пытался найти пример подобного происшествия.
Похожую историю удалось отыскать в одном блоге: «Однажды в 1977 году шестеро ребят отправились из королевства Тонга на рыбацкой лодке. Попав в шторм, они оказались на необитаемом острове».
В статье, однако, не приводилось никаких ссылок, поэтому Брегман обратился к архивам. Выяснилось, что 1977 год оказался опечаткой — на самом деле малоизвестная история случилась на 12 лет раньше.
Публикация о шести учениках, которых нашли на скалистом острове к югу от Тонги, вышла в австралийском издании The Age 6 октября 1966 года. На острове они провели больше года, пока наконец их не спас австралийский капитан. Спустя полвека Брегман встретился с героями публикации — капитаном Петером Уорнером и одним из спасенных — Мано.
История, которая перекликается с произведением «Повелитель мух» Уильяма Голдинга, началась летом 1965 года. Главные герои — Сион, Стивен, Коло, Дэвид, Лука и Мано — учились в католической школе-интернате в столице Королевства Тонга Нукуалофе. В школе были строгие правила, поэтому ребятам было невероятно скучно, и в конце концов они решили сбежать на Фиджи или в Новую Зеландию. Самому старшему из них было шестнадцать лет. Самому младшему — тринадцать.
Чтобы воплотить свои планы в жизнь, дети украли лодку у местного рыбака. В дорогу взяли две связки бананов, несколько кокосов и небольшую газовую лампу. Никому из них не пришло в голову прихватить карту, не говоря уже о компасе. Под прикрытием ночи дети незаметно покинули порт. Ночью они заснули, но проснулись от шторма. Ребята подняли парус — ветер быстро разорвал его на куски. Впоследствии сломался и штурвал. «Мы дрейфовали в течение восьми дней. Без еды. Без воды», — вспоминает один из ребят, Мано, которому тогда было 15, а сейчас почти 70 лет.
Чтобы выжить, дети пытались ловить рыбу. В обломки от кокоса собирали дождевую воду — каждый мог сделать один глоток утром и еще один вечером. На восьмой день плавания поврежденное судно, в котором плыли ребята, отнесло к острову Ата. Когда-то на нем обитали люди, однако в 1860-х поселенцев похитили работорговцы, и земля пустовала.
Лодка разбилась о скалы, и ребята оказались одни на острове. Они распределили обязанности — по двое работали в саду, готовили и охраняли лагерь. Утром и вечером они пели и молились. Один из парней, Коло, сделал гитару из куска коряги и половинки от кокоса, а вместо струн использовал шесть стальных проволок от разрушенной лодки. Иногда ребята ссорились, но все споры решали мирно.
Сначала дети питались рыбой, кокосами, мясом и яйцами диких птиц. Позже они нашли в вулканическом кратере поселение древних жителей острова. Там отыскали таро, бананы, а также одичавших кур, расплодившихся в отсутствие людей.
Жить на острове было непросто — лето было жарким и дети часто страдали от жажды. Однажды они попытались построить плот для того, чтобы покинуть Ату, но мощные волны его разрушили. Один из парней, Стивен, во время пребывания на острове поскользнулся, упал со скалы и сломал ногу. Друзья помогли ему закрепить конечность с помощью палок и листьев.
«Не расстраивайся. Мы будем выполнять твою работу, пока ты будешь лежать здесь, как сам король Тонги Тауфаахау Тупу», — пошутил Сион.
На острове дети провели около пятнадцати месяцев. К тому времени, когда их 11 сентября 1966 года нашел капитан Петер Уорнер, они обустроили целую «островную коммуну».
«У них был фруктовый сад, емкости из стволов деревьев, в которых хранилась дождевая вода, гимнастический зал с причудливыми гантелями, корт для бадминтона, курятники и постоянный огонь. Все это было создано с помощью ручной работы, старого ножа и большой решимости», — пишет Уорнер в своих мемуарах Ocean of Light.
Сам капитан заметил детей случайно — проплывая мимо острова на своем судне, он увидел в бинокль на зеленых скалах темные пятна от огня. В тропических лесах пожары редко бывают спонтанными, поэтому пятна показались ему подозрительными. Впоследствии мореплаватель заметил обнаженного длинноволосого мальчика, который прыгнул в воду и поплыл к лодке. Он кричал на английском, что его зовут Стивен, и что он и его пятеро друзей жили на острове почти 15 месяцев.
Вслед за ним поплыли и его друзья. Поднявшись на борт судна, ребята рассказали, что являются учениками школы в Нукуалофе. Петер связался с городом по радио. Оператор удивился — ребят давно считали мертвыми.
Детей осмотрел местный врач — он отметил, что они неплохо выглядят, а нога Стивена хорошо срослась. Однако на этом злоключения детей не закончились. Владелец украденной ими лодки был до сих пор недоволен и решил предъявить обвинения. Полиция арестовала детей и бросила их в тюрьму.
Чтобы помочь детям, Петер заплатил владельцу лодки 150 фунтов стерлингов за разбитое судно. Он имел связи на телевидении, поэтому связался с медийщиками австралийского «7 канала», чтобы те сняли сюжет о детях и рассказали о происшествии миру. Ребят освободили при условии, что они будут сотрудничать с журналистами. В конце концов этот материал остался в архивах.
Вскоре после этого ребята вернулись к своим семьям на один из островов Тонги, Хаафера. Их встречали около 900 человек — почти все население острова. Австралийского капитана Петера Уорнера объявили национальным героем. Король Тонги Тауфаахау Тупу IV даже пригласил его на аудиенцию, где лично поблагодарил за спасение своих подданных. За свои заслуги Петер получил разрешение вести бизнес в водах королевства. А вскоре пригласил спасенных детей работать на его судне в составе экипажа.
Эта история не получила такой популярности, как произведение Голдинга. Автор книги Humankind A Hopeful History Рутгер Брегман, однако, отмечает, что настало время рассказать о происшествии, которое демонстрирует, «насколько сильными бывают люди, когда полагаются друг на друга», а не наоборот.