1. Памятник советским гражданам и военнопленным, 1976 год
Советская власть открыла его в 1976 году, через 35 лет после трагедии в Бабьем Яру. Это произошло только из-за массовых протестных акций, говорит историк Андрей Руккас. Двадцать девятого сентября 1966 года около тысячи людей собрались возле урочища и потребовали увековечить память о жертвах. Митинг организовали литераторы Виктор Некрасов, Иван Дзюба, Борис Антоненко-Давидович и Евгений Сверстюк. Власть даже установила в Бабьем Яру временную стелу и объявила архитектурный конкурс. Ни один проект власть не удовлетворил, поэтому монумент заказали другому скульптору — Михаилу Лысенко.
Бронзовый памятник посвятили «советским гражданам и военнопленным солдатам и офицерам Советской армии, расстрелянным немецкими фашистами в Бабьем Яру». Он изображает 11 фигур, среди которых — коммунист-подпольщик, солдат, моряк, влюбленная пара, мать с ребенком и старая женщина. О том, что в урочище расстреливали десятки тысяч евреев, монумент не вспоминает. На Западе скульптуру раскритиковали: например, газета украинской диаспоры в США «Свобода» назвала его открытие «пропагандистским митингом». Этот памятник был единственным в Бабьем Яру вплоть до распада Союза.
2. «Менора», 1991 год
Память евреев увековечили только после распада Советского Союза. «Менору» — главный символ иудаизма — открыли в конце сентября 1991 года. «Верховная Рада Украины приняла Акт о провозглашении Независимости, но еще не было референдума. [Леонид] Кравчук выступал еще в статусе председателя Верховной Рады. Тогда он официально просил прощения за весь вред, причиненный евреям на украинской земле», — рассказывает Руккас. «Менору» поставили на границе одного из отрогов Бабьего Яра и двух бывших кладбищ — Еврейского и Кирилловского православного. К памятнику ведут две аллеи — Дорога скорби (с ул. Юрия Ильенко) и Аллея праведников (с ул. Елены Телиги). «Голос крови брата твоего вопиет ко мне из земли», — написано на памятнике.
3. Памятники жертвам Сырецкого концлагеря и погибшим там футболистам, 1991 и 1999 годы
Памятник жертвам концлагеря был одним из первых после провозглашения Независимости Украины. «Его поставили тогда, когда уже можно было говорить о вещах, о которых раньше молчали», — говорит историк. Во время войны в лагере погибли более 30 тысяч человек. Памятник стоит при входе в Сырецкий парк, через дорогу от бывшего концлагеря — в том месте еще в 60-х годах построили жилые дома. Сейчас это квартал в пределах улиц Телиги, Рижской, Грекова и Щусева.
Позже в том же районе во время строительства нашли футбольные бутсы. Историки решили, что обувь могла принадлежать футболистам «Динамо», которых отправили в концлагерь. «Часть из них действительно отправили сюда, хотя не за «матч смерти», а за другие вещи», — говорит Руккас. В их честь среди жилых домов, во дворе установили гранитный куб, посвященный «футболистам, военнопленным и мирным жителям Украины».
4. Деревянный крест в память о расстрелянных членах ОУН и поэтессе Е. Телиге, 1992 год
Крест поставили активисты на месте символического захоронения погибших подпольщиков ОУН (Организации украинских националистов). Последователи «мельниковцев» считают, что в 1941—1943 годах немцы убили в Киеве 621 активиста этого движения. В 2006 году Фонд им. Ольжича установил возле креста короткий список из 62 фамилий погибших националистов. Историки до сих пор спорят о том, все ли они стали жертвами нацизма. Например, есть данные о том, что один из них — Роман Фодчук — служил переводчиком Вермахта и погиб на Восточном фронте.
В 2009 году неизвестные разрушили крест. Через несколько месяцев его за свой счет восстановил заместитель председателя КГГА Сергей Рудык, его поддержали представители Министерства культуры и националистические организации.
5. Кресты в память о расстрелянных священнослужителях, 2000 год
Возле «Меноры» в Бабьем Яру, где раньше было Кирилловское православное кладбище, — один деревянный крест. Его установили в честь расстрелянных в ноябре 1941 года архимандрита Александра (Вишнякова), протоиерея Павла и схимонахини Есфири, которые призывали оказывать сопротивление немцам. Чуть дальше к обрыву — еще пять металлических крестов, посвященных священнослужителям. «И на этом месте убивали людей в 1941», — написано на одном из них. Под крестами — насыпи, похожие на могилы, но настоящих захоронений на этом месте нет, говорит Руккас. Кто установил эти кресты — неизвестно. В 2012 году возле них построили храм-часовню, тоже в честь расстрелянных священнослужителей.
6. Памятник расстрелянным в Бабьем Яру детям, 2001 год
Девочка с поломанными игрушками — первый памятник при выходе из метро «Дорогожичи». Он стоит в начале Аллеи мучеников, которая ведет в центр парка. Точное количество погибших в Бабьем Яру детей неизвестно — во время расстрелов немцы не считали тех, кому не было трех лет. По некоторым данным, на детей жалели пули, поэтому их часто забивали до смерти палками или просто закапывали. Памятник установила коммунальная власть.
7. Закладной камень еврейского центра «Наследие», 2001 год
Американская благотворительная организация «Джоинт» (JDC) собиралась строить в Бабьем Яру общинный центр «Наследие». Первый камень заложили неподалеку от советского монумента. Мемориальный комплекс задумывался как место сбора евреев — там должен был быть концертый зал, танцевальные кружки для детей и музей. Против проекта выступила часть украинской еврейской общины. «Они хотели прямо на месте расстрелов копать котлованы, строить культурный центр, в котором будет не только музей, но и кинотеатр, и другие места для развлечений. Проект был абсолютно несовместим с трагедией, произошедшей в этом месте», — рассказывает Андрей Руккас.
8. Памятники пациентам и сотрудникам Павловской психиатрической больницы, 2001—2004 годы
Пациентов Павловской больницы часто называют первыми жертвами Бабьего Яра, но это не совсем так. Первых 300 больных забрали оттуда в октябре 1941 года, уже после масштабного расстрела в урочище в конце сентября. Всего в течение года эсэсовцы убили около 800 пациентов больницы. «Часть убивали в автодушегубках, часть расстреляли в овраге за больницей. Но сейчас на том месте нет ничего, просто заросли», — рассказывает Руккас. Сейчас на территории психиатрической больницы в ряд стоят три памятника в память о трагедии — один из них в честь сотрудников, спасавших пациентов-евреев. На двух, посвященных расстрелянным пациентам, разнится количество погибших. Меньший камень свидетельствует о 751 жертве; больший, со свечой — о 752 убитых.
9. Памятный знак остарбайтерам, 2005 год
Официально монумент посвящен всем жертвам нацизма, но чаще его называют «памятником остарбайтерам». Надпись на гранитной стеле говорит о 3 миллионах граждан Украины, вывезенных в нацистскую Германию. На надписи стоит штамп Ost — как нашивка, которую должны были носить принудительные работники с Востока. Апостроф в слове «Памʼять» сделан в виде латинской буквы u, что означает «украинцы».
10. Памятник советской подпольщице-еврейке Татьяне Маркус, 2009 год
21-летняя подпольная связная Татьяна Маркус — единственная женщина, которая получила звание «Герой Украины» за участие во Второй мировой войне. Ее арестовали в августе 1942 года и примерно через полгода убили. Памятник Маркус поставил Илья Левитас — президент Еврейского совета Украины и основатель фонда «Память Бабьего Яра». Он пытался это сделать в течение 50 лет, но разрешение получил только от мэра Леонида Черновецкого. По задумке Маркус решительно сжала руки в кулаки возле колючей проволоки.
11. Памятник писателю Анатолию Кузнецову, 2009 год
Памятник подростку, пережившему Холокост — писателю Анатолию Кузнецову — установили на углу улиц Кирилловской и Петропавловской, неподалеку от дома, где он жил. Скульптура изображает события, предшествовавшие массовым расстрелам в урочище: мальчик читает объявление немецких оккупационных властей о том, что всем евреям следует явиться с документами и ценными вещами на угол «улиц Мельника и Доктеривской» утром 29 сентября. Открыли памятник театрализованным представлением: улицу перекрыли колючей проволокой, а актеры исполняли роли немецких фашистов и евреев, которых вели на расстрел. На столбах развесили копии объявлений, а из колонок звучали записи на немецком и украинском языках того времени. На мероприятие из Москвы приехал сын Анатолия Кузнецова Алексей. Он гордился, что в Киеве открыли первый памятник его отцу. Установку скульптуры оплатил «меценат, пожелавший остаться неизвестным».
12. Памятный знак на месте начала «Дороги смерти», 2011 год
Мемориал стоит на месте, где начинался путь евреев к Бабьему Яру — на современной улице Юрия Ильенко, недалеко от Института международных отношений. На самом деле евреев собирали не здесь, а еще в начале улицы — на пересечении с Дегтяревской, перед Лукьяновской площадью. Ближе к началу «Дороги смерти» стояло ограждение и кордоны из вооруженных эсэсовцев, убежать оттуда было уже невозможно. Бетонную плиту с отпечатками ног спроектировали и установили к 70-й годовщине трагедии. Ее изготовил Константин Скретуцкий — автор «Ежика в тумане» на Рейтарской и скульптур на Пейзажной аллее в Киеве. Установку памятника профинансировала общественная организация «Киев. Стратегия 2025».
13. Закладной камень мемориально-музейного комплекса «Бабий Яр», 2011 год
Это должен был быть еще один мемориальный центр, но в другом месте — на поляне недалеко от телецентра, которая превратилась в футбольное поле. Центр собирался строить Фонд памяти «Бабий Яр», который основал бизнесмен Вадим Рабинович. На церемонию пришли тогдашний премьер Николай Азаров, бизнесмен Игорь Коломойский и ряд иностранных гостей. Проект раскритиковали за то, что на этом месте было Лукьяновское еврейское кладбище, а еврейский закон запрещает строить на костях. Рабинович так ничего и не построил, а в 2015 году передал права на аренду участка Мемориальному центру Холокоста «Бабий Яр» (BYMHC), художественным руководителем которого недавно стал режиссер Илья Хржановский.
14. Реконструкция парка, 2016 год
К 75-й годовщине трагедии президент Петр Порошенко распорядился привести в порядок территорию Бабьего Яра. Тогда в парке вымостили дорожки и установили информационные стенды на Аллее праведников. На выходе из метро построили небольшую будку — это волонтерский центр, который должен работать в памятные дни. Сейчас в этой же будке, но из другого окна, продают шаурму. «Скорее всего, в конце сентября — когда должны идти делегации, президенты, на несколько дней шаурму закрывают, а потом все это открывается снова», — говорит Андрей Руккас.
15. Монумент «Ромская кибитка», 2016 год
В сентябре 1941 года в Бабьем Яру расстреляли пять цыганских лагерей. Ромская община пыталась увековечить память о погибших с 1990-х годов, но никак не могла получить разрешение на установку памятника. «Тогдашняя столичная власть не давала разрешения — мол, не позволим память о Бабьем Яре растаскивать по национальным квартирам», — рассказывает Андрей Руккас. «Ромскую кибитку» изготовили еще в 1998 году — сначала она стояла в гаражах недалеко от Бабьего Яра, потом ее перевезли в Каменец-Подольский. В Киев памятник вернули только в 2016 году, когда городская власть нашла для него место в Бабьем Яру — в центре парка, на пересечении Аллеи мучеников и Аллеи праведников. Возле кибитки стоит небольшой черный камень, который долгое время служил временным памятным знаком для ромов.
16. Памятник Елене Телиге, 2017 год
Точное место смерти поэтессы и участницы ОУН Елены Телиги неизвестно, но националисты считают, что она погибла в Бабьем Яру в феврале 1942 года. Памятник на углу улиц Ильенко и Телиги установили на деньги столичных властей — по словам мэра Виталия Кличко, он обошелся в 8 миллионов гривен. На открытии он заявил, что через несколько лет в Бабьем Яру возведут Мемориал памяти жертв.
17. Могильные плиты на Дороге скорби, 2017 год
Более 70 могильных плит и надгробных памятников раньше стояли на Лукьяновском еврейском кладбище, которое сейчас почти полностью разрушено. В 2017 году сотрудники Национального историко-мемориального заповедника «Бабий Яр» нашли их на дне Репьяхового яра. Вероятно, туда их выбросили, когда строили телецентр. Надгробия решили поставить вдоль Дороги скорби, которая раньше тоже была кладбищем. Это территория государственного заповедника, но к восстановлению надгробий присоединился и Мемориальный центр Холокоста «Бабий Яр», дав на это деньги.
Неподалеку от Дороги скорби до сих пор сохранилась небольшая часть настоящего еврейского кладбища. Территорию в переулке Герцена оградили символическим забором — это профинансировала Еврейская община города Сан-Франциско, США.
18. Здание конторы еврейского кладбища, реставрацию должны завершить в 2020 году
Было построено в 1899 году и служило административным зданием Лукьяновского еврейского кладбища. Во время Второй мировой его заняли немцы и разместили там казарму команды 1005, которая сжигала трупы в августе–сентябре 1943 года. Позже здесь была советская база хоккеистов, а потом здание не использовалось и начало разрушаться. В 2016 году его передали Национальному историко-мемориальному заповеднику «Бабий Яр», который создаст там музей памяти жертв Бабьего Яра. По плану, реконструкцию должны завершить 30 мая 2020 года.