Карантин и эпидемия вынудили правительства некоторых стран помогать секс-работникам и сделать шаг в сторону частичной легализации проституции. В Украине это не работает, и вот почему

Авторы:
Олеся Бида, Алла Кошляк
Дата:

Снежана Хромец / Артем Марков / «Бабель»

Из-за пандемии коронавируса и карантинных мероприятий по всему миру многие люди полностью или временно потеряли работу. Больше всего карантин повлиял на те сферы, где работа связана с физическим контактом с другими людьми. В затруднительном положении оказались и секс-работники: в большинстве стран, как и в Украине, проституция вне закона, поэтому занятым в этой сфере не стоит рассчитывать на помощь от правительства или на скидку за аренду жилья. Во всех странах секс-работники столкнулись с одинаковыми проблемами. Секс-работники Франции попросили президента Эмманюэля Макрона создать чрезвычайный фонд из-за коронавируса. В Германии тысячи иностранных секс-работниц стали бездомными из-за коронавируса — более 80 процентов из почти 200 тысяч тех, кто работает в Германии, прибыли из Румынии, Польши, Украины и Болгарии. Большинство успели выехать из страны до закрытия границ, но 3—4 процента остались на улице. В Германии проституция легализована, поэтому они имеют право на помощь из правительственного фонда для фрилансеров. В Японии, где проституция незаконна, но другие виды секс-работы легализованы, работникам предлагают обратиться за финпомощью к государству. В странах Азии правозащитники, которые занимаются секс-работниками, считают, что помощь от государства может стать шагом в сторону частичной легализации профессии. В Украине занятые в секс-индустрии рассчитывают только на себя и помощь общественных организаций. «Бабель» рассказывает о ситуации на рынке сексуальных услуг и о том, в каком положении оказались секс-работники из-за коронавируса.

Мария живет в Полтаве, у нее двое детей. Она — секс-работница на выездах в сауны или гостиницы, имеет постоянных клиентов. Во время карантина Мария осталась без работы — она боится подхватить коронавирус, поэтому сейчас живет на сбережения.

«Я сейчас боюсь даже с людьми общаться, не то что работать», — говорит она. Во время карантина клиенты звонят ей, как и раньше.

«Звонков не стало меньше. Это я отвечаю, что сейчас не работаю. Они нормально реагируют. Нет так нет».

Пока мы разговариваем, женщина пытается сесть в маршрутку, но оказывается, что туда пускают только с пропуском: «Говорят, что надо справку с работы. И как мне теперь быть?»

Мария не знает, как надолго хватит ее сбережений. Сколько зарабатывала — не рассказывает, говорит только, что секс-работа — ее основной доход, другие варианты заработать она пока не рассматривала. Можно сказать, что женщине повезло: у нее нет проблем с жильем, а ее двое детей живут со свекровью. Мария говорит, что сейчас выходит из дома только в магазин. Маски и антисептик она получила от благотворительной организации «Легалайф-Украина», которая занимается защитой прав женщин, мужчин и трансгендерных людей, занятых в секс-индустрии.

Директор филиала «Легалайф-Украина» в Полтавской области Марина Погорелая-Гридина занимается секс-работниками и консультирует женщин о течении коронавирусной болезни, правилах карантина, объясняет, какие маски лучше всего защищают, какой информации можно доверять.

«Для нас сейчас главное — чтобы женщины были здоровы и не потеряли жилье. Я виделась с семейным врачом, чтобы рассказывать женщинам все из первоисточников. Мы получили маски, перчатки, антисептики — все раздали женщинам. Некоторые женщины отказались работать во время карантина. Но есть и те, кто продолжает и еще больше рискует здоровьем», — рассказывает правозащитница.

«Легалайф-Украина» советует секс-работникам надевать маски, мыть руки и, прежде чем обслуживать клиента, внимательно смотреть, не кашляет ли он и не повышена ли у него температура, что может указывать на заболевание коронавирусом.

Алина Сарнацкая, бывшая секс-работница, которая сейчас работает в общественной организации «Клуб Эней», рассказывает, что условия работы женщин на карантине ухудшились. Клиенты могут заставлять заниматься сексом без презервативов — женщины соглашаются, потому что конкуренция большая, а другой работы нет.

Чтобы обезопасить себя и иметь заработок во время карантина, международные организации советуют секс-работницам начать предоставлять услуги онлайн. В Полтаве это сделать не так уж и просто, говорит Марина Погорелая-Гридина.

«Я не знаю, как наши женщины смогут перейти в онлайн. Они сейчас абсолютно без денег. Они заложили в ломбарды свои ценные вещи, в том числе смартфоны, где был доступ к интернету. Также надо знать, на каком сайте зарегистрироваться, в какую группу вступить. Они же не напишут в Facebook: «Предоставляю интим-услуги». В секс-работе тоже есть бедные и богатые, есть те, кто работает на выездах, те, кто имеет своих клиентов, те, кто работает сезонно в Одессе или Турции. А есть те, кто работает в интернете, — это отдельная группа, в которую не все могут попасть».

Марина Погорелая-Гридина каждую неделю по очереди обзванивает своих подопечных и спрашивает, есть ли у них работа и деньги, не заболели ли они. Поскольку секс-работа в Украине вне закона, секс-работники не могут рассчитывать на помощь и поддержку со стороны государства.

«Я консультирую секс-работницу, которая сейчас живет с ребенком на пенсию матери. Сколько она так протянет — я не знаю, — говорит Марина. — Уже есть случаи, когда женщинам нечем платить за съемную квартиру, они остались одни в другом городе и не могут оттуда выехать».

В странах, где секс-работа хотя бы частично легализована, женщины обращаются за помощью к правительству. В Германии секс-работники классифицируются как самозанятые, платят налоги и имеют право на помощь из правительственного фонда для фрилансеров.

Пустые витрины в немецком борделе, где обычно сидят секс-работницы

picture alliance / Contributor / Getty Images

В Японии активисты добились, чтобы секс-работницам оказывали государственную помощь. Они аргументировали это тем, что в этой отрасли работает много матерей-одиночек. В Великобритании правозащитники советуют переходить в онлайн и обращаться за госпомощью. Британская секс-работница рассказывает The Guardian, что после закрытия салона интимных услуг ее семья осталась без денег. Начать работать дома онлайн она не может, потому что дети не ходят в школу и постоянно находятся с ней. Она обратилась за правительственной помощью, но ее хватит только на оплату жилья.

Другая секс-работница рассказывает BBC, что нужно много времени, чтобы нарастить свою аудиторию в интернете и заставить ее покупать твой контент. К тому же нужно иметь камеру, штатив, секс-игрушки. Купить все это сразу — трудно. Бангладеш — одна из немногих азиатских стран, где секс-работа и проституция законны, а у борделей есть лицензии, пишет CNN. В прошлом месяце из-за коронавируса правительство приказало закрыть публичные дома по всей стране. Сексуальным работникам временно разрешили не платить за аренду, и каждый получил помощь — до 30 килограмм риса.

В Малайзии, где вся сексуальная работа незаконна, правительство ввело ежемесячные платежи и временное жилье для бездомных и безработных, многие из которых являются секс-работниками. Чтобы получить помощь, им приходится скрывать свою профессию. В Таиланде тоже многие секс-работники оказались без рабочего места и клиентов после того, как правительство закрыло бары и другие места развлечений для взрослых. По данным местных правозащитников, в среднем каждый секс-работник содержит пять-восемь человек. Таиланд, где секс-работа незаконна, заявляет, что окажет им помощь по безработице.

Правозащитники считают это значительной победой в борьбе за легализацию: «Если сексуальную работу можно признать в условиях кризиса, ее следует признать и вне кризиса. Пути назад нет», — сказала CNN Лиз Хилтон, представительница тайской организации по защите секс-работниц Empower Foundation. В Украине пока ни о государственной помощи секс-работникам, ни о движении в сторону частичной легализации речь не идет.