Михайловский собор (ПЦУ), вечер
В Михайловском соборе в центре Киева в восемь вечера перед Пасхой вовсю готовятся к трансляции богослужения — ее анонсировали сразу несколько главных телеканалов, чтобы все желающие смогли виртуально посетить службу, не выходя из дома. Внутри церкви выставляют свет и камеры. Между техникой ходят операторы и режиссеры, рядом суетятся молодые священники. Они замечают, что их фотографируют, и быстро надевают маски. Сегодня ночью тут не будет верующих.
Киево-Печерская лавра (УПЦ МП), вечер
В половине одиннадцатого возле церкви Воскресения Христова в Киево-Печерской лавре стоят полиция и толпа журналистов. Последние не очень понимают, будет ли тут служба — в лавре карантин. Вокруг церкви бродят несколько человек, не понимая, куда им стать, чтобы освятить принесенные паски и еду. В итоге, не найдя себе места, они становятся у забора, чтобы было видно колокольню. Некоторые прихожане идут в храм. Их пускают по одному, не больше чем на 5 минут. Когда кто-то задерживается внутри, дверь в церковь открывает полицейский и поторапливает, чтобы быстрее выходили.
Внутри церкви ходит священник и дает наставления хору, какие молитвы читать и в каком порядке. Он и хористы без масок. После наставлений служитель вместе с другими священниками выходит к собравшимся под воротами и пытается объяснить, почему такой режим:
— Поймите, нам надо побороть болезнь. Пять минут постояли и уходим. У нас 20 храмов стоят пустые. Лавра болеет! У нас все братья заболели. Ну как, не все…
К воротам церкви подходят двое мужчины и спрашивают у полицейских:
— А что, служба началась? А это же Московский патриархат?
Полицейский кивает. Один из мужчин заходит в храм поставить свечку, но корзинку с пасками и яйцами оставляет снаружи.
Пожилая женщина, которая стоит поблизости, дает мужчинам «ценный» совет:
— А я говорю, идите во Фроловский, там все есть — и посвятите, и причаститесь. Я там сегодня причащалась, никого лишнего, нет этих надзирателей. И вообще, это все провокация, это все [мэр Киева Виталий] Кличко сделал, чтобы лавру отобрать!
Свято-Введенская церковь (УПЦ МП), ночь
В Свято-Введенской церкви (УПЦ МП), недалеко от лавры, тоже идет служба. У храма дежурит полиция, во дворе около 50 людей, в храм пускают по одному, но там уже есть люди. Наш фотограф Сергей Моргунов заходит внутрь, но как только священник видит камеру, тут же хватает Моргунова за руки и пытается вытолкать. Сначала священник говорит, что он главный настоятель и запрещает находиться в храме, потом что главный настоятель (не он) не дал благословение на съемку, а в конце и вовсе сообщает, что настоятель благословил вытолкать Моргунова из храма:
— Ты что, крышки от гроба не боишься? Я запрещаю тут находиться, я сейчас вызову полицию, — кричит священник на фотографа.
— Вызовите, пожалуйста, вы неадекватно себя ведете, — отвечает Моргунов.
В этот момент на помощь священнику приходят люди внутри храма. Они говорят, что фотограф «скоро умрет», «сойдет с ума навсегда» и что если он «против церкви, то после такого не живут». Возмущение и проклятия прерывает дежурный полицейский: он объясняет священнику, что запретить кому-то находиться в церкви нельзя. Тот раздраженно хмыкает и уходит со словами:
— Я адвокат, я лучше знаю.
В это время полицейские разрешают служителям выйти из храма с иконой на улицу. Пока они ходят вокруг церкви, к ним присоединяются пара десятков верующих. Все, кроме священников, в масках, но дистанцию никто не соблюдает. Образуется молитвенный крестный ход. После трех кругов вокруг церкви служители возвращаются внутрь.
Пожилая женщина, которая говорила про Кличко и Лавру, тоже тут. Она недовольна, что людей не больше пятидесяти:
— Вот посмотрите, какие все на самом деле верующие. Владыка Онуфрий сказал всем идти. А сколько пришло? Но ничего, зато истинно верующие пришли.
До полуночи священники еще несколько раз устраивают крестный ход, после этого люди расходятся, а церковь закрывают до службы в девять утра.
Филарет и ПЦУ
-
Украинские церкви объединились в единую Православную церковь Украины (ПЦУ). Ее возглавил митрополит Епифаний. Филарет не поддержал его кандидатуру. Украинская православная церковь Московского патриархата (МП) отказалась признавать новую церковь, в ПЦУ перешли только отдельные приходы.
-
В Стамбуле подписали томос об автокефалии украинской церкви. На следующий день его передал Епифанию патриарх Варфоломей.
-
Священный синод ПЦУ создал для почетного патриарха Филарета религиозную организацию в составе ПЦУ в форме миссии. Синод предоставил Филарету право пожизненно служить во Владимирском соборе.
Владимирский собор (ПЦУ), ночь
К часу ночи во Владимирском соборе около ста человек, все в масках. Тут полным ходом идет служба: бывший глава УПЦ Киевского патриархата Филарет читает молитвы и готовится к причастию. Он и другие священники без масок и перчаток. Один из служителей пытается следить, чтобы люди не стояли вплотную друг к другу:
— Разойдитесь, не толпитесь, разойдитесь.
Люди послушно расходятся, но через минуту снова подходят друг к другу. Одному из прихожан становится плохо, он теряет сознание. Его окружают, приходит охранник и вызывает скорую, которая долго не приезжает. Мужчина так и лежит на полу. Наш фотограф выходит на улицу, чтобы попросить полицейских помочь.
Вслед за ним выходит церковный охранник — он отвечает на вопросы Моргунова вместо полицейского, а тот просто повторяет ответы:
— Так в скорую уже звонили, — говорит охранник.
— Скорая уже едет… — вторит ему полицейский.
— Мужчина на грудь же принял, — оправдывается охранник.
— Так это, он же принял… — повторяет полицейский.
Полицейский в маске так и не решается войти внутрь и помочь мужчине. В храме выстраивается очередь на благословение перед причастием. Люди подходят к священнику, он прикладывает крест ко лбу, а затем все по очереди целуют Библию. После благословения Филарет по очереди причащает примерно 50 человек из одной ложки.
После этого он освящает корзины с пасками и пакеты с едой. К трем часам ночи люди расходятся, священники очень быстро переодеваются и уходят из храма.
Киево-Печерская лавра, утро
В семь утра возле лавры пусто. В сквере памяти воинов, погибших в Афганистане, на лавках сидят представители «Муниципальной варты». Они в перчатках и масках, но дистанцию никто не соблюдает, их больше десяти человек. Над входом в лавру летает дрон.
Вход перекрыт, тут стоят несколько полицейских и нацгвардейцев в масках, одна машина скорой и палатка, возле которой дежурят медики в защитных костюмах. На площади перед храмом только двое нищих. Они спрятали таблички с надписями о помощи и, кажется, отдыхают в тени остановки после ночной службы. Спрашиваю у полицейского, пускают ли верующих в храм святить паски:
— Так все ночью закончилось, уже людей не будет. Может позже, но не больше десяти и чтобы все на улице стояли.
Свято-Феодосиевский монастырь (ПЦУ), утро
Журналист и оператор телеканала ZIK готовятся к утреннему включению, но показывать особо нечего. Они сворачивают камеру и идут через дорогу — там, на углу центральных улиц Цитадельной и Лаврской расположен Свято-Феодосиевский монастырь ПЦУ. Его ворота закрыты, за ними стоит священник, а сам вход перегородили представители «Муниципальной варты». Священник без маски объясняет, что служба идет, но в храм пускают не больше 10 человек, а святить паски будут во дворе монастыря в порядке очереди. За соблюдением карантинных квот следит «Муниципальная варта». К храму с разных сторон начинают сходиться люди с камерами и фотоаппаратами. Священник шутит:
— Ну вот, теперь на одного верующего три фотографа.
Свято-Введенский храм (УПЦ МП)
Идем в Введенский храм Московского патриархата, в котором ночью проклинали фотографа Сергея Моргунова. Но и тут рано утром никого, кроме полицейских, которые перегородили арку на входе, и одной пожилой женщины. Она с кучей пакетов идет к воротам и, обращаясь к полицейскому, спрашивает:
— Так а служба будет?
— Да рано еще, все только после девяти начнется, — отвечает полицейский в маске.
Полицейский пропускает нас с фотографом во двор церкви, двери храма заперты, во дворе тоже никого. Решаем подождать девяти утра и пойти обратно к лавре.
Свято-Феодосиевский монастырь, (ПЦУ)
У Свято-Феодосиевского монастыря в 09:15 уже припаркованы несколько машин. Во двор пускают по одному, чтобы не собиралось больше десяти человек. Люди проходят, ставят на пол корзинки с пасками, яйцами, вином. Священник читает молитву и кропит все водой. У входа образуется очередь из нескольких человек, все стоят на расстоянии друг от друга. У забора останавливается Nissan Pathfinder, боковое стекло медленно опускается, в салоне двое — мужчина и женщина, оба в масках. Мужчина спрашивает, пускают ли святить паски:
— Да, пускают, пускают понемногу, — говорит ему полицейский.
— Фух, ну хоть тут пускают.
Они паркуются прямо возле входа в храм и с корзинками идут во двор. Как раз в это время из храма выходит священник и начинает очередную молитву и освящение:
— Освяти и паску, и яйца, и другие продукты…
Молодая женщина подвигает корзинку поближе к священнику, достает iPhone и начинает снимать сториз как раз, когда служитель брызгает на нее водой. Пока люди идут святить паски, другой священник шутит с «Муниципальной вартой»:
— Вы пока боксом занимались, я вот на кларнете играл, но и морды бил. А знаете почему? А потому, что гопников никогда не любил, — говорит священник без маски.
Парни из «Варты» смеются и предлагают священнику работать с ними. Фотографов у храма становится еще больше, чем рано утром. Все пытаются заснять процесс освящения, но из-за того, что во двор не пройти, видно не очень хорошо. К храму бредет уже знакомая женщина с кучей пакетов. Священник отвлекается от «Варты» и говорит:
— О, это первые ласточки. Побираются. Подходит одна и говорит, мол, я с Донбасса, дом разбило, негде жить, кушать нет, подайте денег. А я слышу говор закарпатский, спрашиваю: Откуда? — С Донбасса! — Откуда с Донбасса? — Ну, Донбасса — город такой.
Свято-Введенский монастырь, утро
В 09:15 начинается и служба в Введенском храме МП. Тут людей значительно больше. Во дворе десять человек, еще столько же в самой церкви. Чтобы пройти во двор, нужно пройти через арку, ее перегородили полицейские. Возле арки стабильно очередь из 3—4 человек. Принцип прост: один вышел, следующий зашел. Полицейский замечает камеру и обращается к нам:
— Да вы же тут ночью уже фотографировали!
— Ну, так то ночью, а нам надо еще днем, — отвечает фотограф Моргунов.
— Станьте в очередь, — просит полицейский и, подумав, добавляет. — Может, пропустите тех, кому действительно надо?
К церкви подходят двое фотографов — Костя Черничкин и его коллега Дима Стойков. Дима тоже снимал ночью и наслушался проклятий в свой адрес от священников:
— Злые они тут, я ему говорю: «У вас в церкви бога нет». А он мне показывает на стену, где икона с Иисусом нарисована, и говорит: «Как это нет, вот же он!»
К храму подъезжает большой автомобиль, из него выходит девушка в пальто, джинсах и кедах с надписью Prada. Она уверенно идет с корзинкой в арку, но ее останавливает полицейский:
— Один вышел, один зашел, а вон там конец очереди.
Услышав эту фразу, пожилые женщины с пасками в руках, которые ждут своей очереди, довольно улыбаются. Со стороны улицы Московской к храму идет девушка в маске и с младенцем на руках — ее сразу пропускают внутрь. Пару минут она топчется во дворе, а потом спрашивает, можно ли ей зайти в храм, где уже есть десять человек. Полицейский кивает и пускает ее внутрь.
Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь (УПЦ МП), утро
Напоследок мы решаем проверить еще Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь. На сайте написано, что святить паски тут будут в 09:40. В это время двери монастыря закрыты. На них наклеен лист с надписью «Карантин». Возле дверей растерянно стоит мужчина с пакетом. Стучим в дверь несколько раз, отзывается мужской голос:
— Что там?
— Зайти можно? У вас написано в 09:40 начало, сейчас 09:40.
— Куда зайти? Все кончилось.
Дверь приоткрывается, из-за нее выглядывают церковный охранник и совсем молодой священник. Охранник смотрит на камеру:
— Куда вам? Что вы святить собрались?
— Мы поснимать…
— А нечего уже снимать, причастие закончилось. Все. Владыка сказал.
Он закрывает дверь и щелкает засовом. Тем не менее к церкви начинают приезжать люди, их мало, все в масках. Напротив дверей на земле лежит ящик. Прихожане кладут на него свои корзинки и пакеты. Из храма выходит священник в облачении и с маской на лице, с тумбой и чашей в руках. Вокруг ящика — четыре человека. Священник под звон колоколов читает молитву и святит пакеты. Через пять минут народ расходится. Священник и его помощник остаются возле храма одни. Помощник в маске замечает камеру и идет к нам:
— А вы с какого канала? А, не с канала. Вот в былые времена я бы вам и монастырь показал — у нас тут пещеры, как в лавре. Только их нашли уже в начале ХХ века, а потом восстанавливали. И монастырь у нас красивый, но теперь, видите как, внутрь нельзя — карантин.
Оба служителя еще минут 10 стоят молча, высматривая прихожан. Не дождавшись никого, они открывают дверь храма и заходят внутрь. Один из них машет нам рукой:
— Вы это, обязательно приходите. Уже после карантина.