Главный санитарный врач Виктор Ляшко в большом интервью «Левому берегу» рассказал о конце карантина, тестировании больных и $1 млн за изобретение вакцины — пересказываем в 7 абзацах

Авторы:
Евгений Спирин, Gleb Gusev
Дата:
Главный санитарный врач Виктор Ляшко в большом интервью «Левому берегу» рассказал о конце карантина, тестировании больных и $1 млн за изобретение вакцины — пересказываем в 7 абзацах

Кабинет министров Украины / УНИАН

Главный санитарный врач Украины Виктор Ляшко дал большое интервью изданию «Левый берег». Он рассказал, что пик эпидемии коронавируса ожидается 17 апреля, постепенный выход из карантина начнется в начале мая, дефицит масок и средств защиты для врачей кончится через 10 дней. О том, что врачей хватает, система здравоохранения может работать при такой нагрузке, как сейчас. А еще о том, что президент Владимир Зеленский просил написать академикам, что если они разработают вакцину, то получат миллион долларов.

Мы движемся по оптимистическому сценарию. Количество диагностированных с коронавирусом вырастет — мы тестируем всех больных пневмонией, всех людей с горячкой и всех, кто с ними контактирует. Мы ожидаем, что пик будет 17 апреля — этот прогноз базируется на показателях, которые нам предоставила Великобритания. Нам все кричат, что мы мало тестируем. Мы тестируем всех, кого нужно тестировать. Все области могут делать ПЦР-тесты, мы можем делать 30 тысяч тестов в неделю, но увеличим до 80 тысяч в неделю. Как показала практика, врачи и лаборанты иногда отдают предпочтение быстрым тестам, потому что им так удобнее, чем брать образец и отправлять на ПЦР. Но мы за это жестко наказываем.

Украинец не поймет, что есть карантин, если можно выйти в парк, общаться с родственниками, друзьями, пить кофе. Многие меры, которые ввели, возможно, не имеют эпидемиологической подоплеки, но они влияют на социальный разрыв. Когда закончится карантин, будем еженедельно делать зарядку, прыгать на скакалках, чтобы люди снова привыкли к физической нагрузке. Если будем соблюдать карантинные ограничения и, главное, не будем нарушать карантин на пасхальные праздники, с 24 апреля начнем выходить из карантина. Отменять жесткие карантинные меры будем поэтапно, выпустим людей на работу, проведем ВНО.

Церкви не закрываются, но в них не будут пускать много людей. Президент договорился с представителями различных конфессий. С главами церквей встречались также руководители областных администраций и представители МВД. Все говорят, что начнут проводить службы онлайн. Даже нашли механизмы, как посвятить пасху в небольших селах — поставить возле дома, а священник пройдет и посвятит.

Мы надеваем маску, потому что все мы потенциально инфицированы. Маски уже появляются в аптеках, их раздают в магазинах — продуктовых, строительных, их завозит бизнес. Президент попросил меня, чтобы я написал письма нашим академикам и пообещал, что если кто-то изобретет вакцину или лекарство, то получит, не знаю из какого фонда, минимум миллион долларов.

Когда Николаевскую инфекционную больницу готовили к приему пациентов, там увольнялись врачи и сотрудники заведения — по три человека в неделю. Главный врач говорит, что это обычная ротация. Сейчас нет критической нагрузки на систему здравоохранения. Загружено только 8 процентов аппаратов ИВЛ для больных коронавирусом. Поэтому 20 врачей, которые поехали в Италию, — это возможность научиться работать в критической ситуации. Они вернутся и расскажут, как правильно организовывать процесс. Поехали добровольцы. Очередь была еще на четыре самолета.

У нас ситуация со средствами индивидуальной защиты для медиков не критическая — обеспеченность есть, хоть и маленькая. Мы закупили на 35 миллионов долларов, плюс 700 тысяч долларов мы перепрофилировали на программу [закупок], на 67 миллионов гривен закупим через международные организации. Плюс поставки через благотворительные организации, с которыми мы сотрудничаем. Дней через десять у нас значительно улучшится ситуация со средствами защиты.

Стать министром [здравоохранения] мне не предлагали. С действующим министром [Максимом Степановым] у нас сейчас налаживаются профессиональные отношения. Работу с предыдущим [Илья Емец] я, наверное, забуду не скоро. За 21 день, что он работал, я дважды писал заявление на увольнение.