Сегодня традиция расписывать яйца связана, в первую очередь, с христианской Пасхой — праздником в честь воскрешения Иисуса Христа. Яйца, окрашенные в красный цвет, символизируют кровь Иисуса. До сих пор продолжаются дискуссии о том, была ли эта традиция позаимствована из языческих верований.
В средневековой Европе пасхальные яйца были украшением. Их покрывали сусальным золотом и дарили королям и знати. Одни из первых свидетельств таких подарков датируются 1290 годом. А одним из самых известных произведений ювелирного искусства на пасхальную тематику являются яйца Фаберже конца XIX — начала ХХ века.
Однако традиция украшать яйца появилась задолго до христианства. Подобные украшения находили в погребениях правителей и элиты Средиземноморья и Ближнего Востока 5-тысячелетней давности. Яйца украшали древние египтяне, персы, греки и римляне. Причем тогда в ходу были именно страусиные яйца, которые гораздо крупнее куриных.
Из них делали кубки и другую посуду. Украшенные резьбой и инкрустированные драгоценными камнями они были предметом роскоши, который подчеркивал богатый статус.
Долгое время исследователи пытались понять, откуда яйца страуса попали в Европу. Ведь здесь эти птицы не водятся. Ответ нашла группа ученых, которая изучала страусиные яйца из коллекции Британского музея. Их обнаружили в итальянской гробнице, датированной примерно 600 годом до н. э. Эти яйца украшены слоновой костью и драгоценными металлами, покрыты мелкими глазурованными камнями и другими материалами. На них изображены животные, цветы, геометрические узоры, солдаты и колесницы.
Исследователи провели радиоуглеродный анализ изотопов и химических элементов скорлупы, сравнив их с современными страусиными яйцами. До этого подобным методом анализировали орудия каменного века или органические останки. Оказалось, что эти яйца из разных регионов — от северного Египта до Иордании, Сирии и Турции.
Также ученые выяснили, что это были яйца именно дикого страуса. Потому что яйца страуса, выращенного в неволе, были более гладкими. Это повышало статус и стоимость такого украшения, ведь украсть яйцо у дикого страуса считалось делом нелегким. «Это была невероятно рискованная затея, потому что дикий страус очень опасен. Он может переломать человеку кости одним ударом, а затем заклевать», — говорит ведущий автор исследования, доктор Тамара Ходос. Поэтому охота на диких страусов считалась экстремальным и почетным занятием для шумерской и египетской знати.
Украсть яйцо у дикого страуса — это только первый этап. Далее нужно было удалить содержимое, не разбив скорлупу. И только затем приступать к обработке. Анализ техники подтвердил, что эти яйца украшали именно ближневосточные мастера. А процесс был весьма трудоемким, для этого были нужны серьезные навыки и специальные инструменты. Исследователи использовали ряд инструментов и техник в попытке воссоздать методы, которыми древние мастера украшали яйца, но им это так и не удалось.
Исследователи предполагают, что коммуникация между разными регионами в те времена могла быть гораздо более налаженной, чем считалось до сих пор. Причем не только в плане торговли, но и в культуре. Ведь украшенные страусиные яйца считались предметом роскоши и на Ближнем Востоке, и в Средиземноморье.
«Люди украшали яйца за тысячи лет до Пасхи. Сейчас мы как никогда близки к разгадке того, кто именно создал эти яйца и почему многие жаждали их заполучить», — говорит Тамара Ходос.