Денис Ермак — неудачливый бизнесмен, снайпер в АТО и советник в СНБО. Вот что мы узнали о брате главы Офиса президента — большой профайл «Бабеля»

Автор:
Oksana Kovalenko
Дата:
Денис Ермак — неудачливый бизнесмен, снайпер в АТО и советник в СНБО. Вот что мы узнали о брате главы Офиса президента — большой профайл «Бабеля»

Снежана Хромец / Артем Марков / «Бабель»

Двадцать девятого марта депутат партии «Слуга народа» Гео Лерос обнародовал 11 видеороликов, на которых запечатлен Денис Ермак — брат главы Офиса президента Андрея Ермака. На записях Ермак-младший ведет переговоры о назначениях на разные должности. Лерос заявил, что глава ОП через своего брата «барыжит государственными должностями». Записи депутат передал в Национальное антикоррупционное бюро. Андрей Ермак рассказал «Бабелю», что поговорил с братом «в жесткой форме» и настаивает, чтобы тот откровенно общался с правоохранителями. Публично он заявил, что за пленками стоят те, кто хотел довести страну до дефолта, а Лерос пересек красные линии. Глава ОП обратился в СБУ и Госбюро расследований, Лерос — в Национальное антикоррупционное бюро, а Офис генерального прокурора открыл дело, направленное против Лероса. Сейчас на допросы ходят и Лерос, и Ермак-младший. Неделю назад мы опубликовали большой профайл депутата Лероса. Теперь корреспондентка «Бабеля» Оксана Коваленко рассказывает о том, кто такой Денис Ермак. Для этого профайла она пообщалась с парой десятков человек: фигурантами пленок, друзьями, боевыми товарищами, командирами, бывшими руководителями и братом Дениса Андреем. Сам Ермак-младший неделю обещал ответить на все вопросы, но так этого и не сделал.

Семья, карьера и первый бизнес

Денису Ермаку 41 год, он младше Андрея на восемь лет. Когда Денис был ребенком, несколько лет братья провели порознь. В 1980-х годах их отец Борис Ермак «возглавлял советских специалистов по линии профтехобразования» в Афганистане. Денис уехал с ним в Кабул, где три года учился в школе на территории посольства СССР. Андрей все это время оставался в Киеве. Мама — Марина Ермак, родом из Санкт-Петербурга. В Украину переехала после знакомства с мужем, работала на заводе «Химволокно». Ермаки много лет дружат с семьей Рахамима Эмануилова — бывшего советника главы Совета Федерации России и члена попечительского комитета Межрелигиозного Совета СНГ. С дочерью и сыном Эмануилова Денис дружит в Facebook.

В двухтысячном году Ермак-младший закончил Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана по специальности «международная экономика». В июле того же года он возглавил компанию «Премьер мультимедиа» и проработал там год. Компания занималась дистрибуцией фильмов. К тому времени юридическая компания Андрея Ермака уже сопровождала крупные медиагруппы и телеканалы. Ермак-старший говорит, что не помогал брату делать карьеру в знакомом ему бизнесе. «Денис, насколько я понимаю, больше увлечен проектами в сфере общественной деятельности, а не бизнеса, поэтому у нас разные круги общения. У нас традиционные родственные отношения, но мы взрослые состоявшиеся люди, которые живут каждый своей жизнью», — рассказал он «Бабелю». Как часто братья общаются, понять сложно. Но, судя по фото в Facebook Дениса, в 2012 году они вместе были на Сицилии. Друзья говорят, что братья общаются редко.

За девять лет Денис успел поработать в разных коммерческих компаниях, в том числе в немецком концерне CLAAS — крупном производителе сельхозтехники. В конце нулевых Денис пришел в компанию «Аско-Экспедиция» — она специализировалась на транспортно-экспедиционных услугах. Предприятие входит в концерн «Укравто» бывшего депутата Тариэла Васадзе. В 2010-м Ермак возглавил компанию и проработал там еще два года.

В 2010 году Денис попытался начать свой бизнес: вместе с бывшим директором «Аско-Экспедиции» Анной Беленко он стал соучредителем логистической фирмы «Наша пошта». Выяснить, чем занималась компания, нам не удалось — единственный контактный номер фирмы принадлежит юристу, которая регистрировала предприятие.

В 2012 году Денис и его брат Андрей зарегистрировали продюсерскую, дистрибьюторскую и продакшн-компанию «Гарнет Интернешнл медиа». Но совместным это предприятие назвать сложно — взнос Дениса в уставной капитал был всего 1%. В марте 2020-го Андрей Ермак продал 50% компании.

АТО, контузия и работа в СНБО

С лета 2014-го Денис воевал в АТО. Туда он попал через своего друга Богдана Коваля, с которым познакомился сразу после Евромайдана. Тогда Коваль вместе с организацией «Спільна справа» стоял с палаткой возле Центризбиркома, чтобы «контролировать выборы президента». Денис пришел туда и предложил помощь. «Были стычки с титушней. Нам нужны были люди, чтоб посторонние не могли попасть в ЦИК. Денис помогал патрулировать, — рассказывает «Бабелю» Коваль. — Когда появилась информация, что снайперы могут нас отстреливать, Денис целую ночь просидел на крыше с винтовкой». Оружие, на условиях анонимности рассказывает хороший знакомый Ермака, тот купил за свои деньги и влез в долги. Вернуть их получилось только через несколько лет, когда Ермак продал винтовку. Кроме оружия в 2014-м у Дениса было неплохое снаряжение и бронежилет. Ребята из палатки ходили мыться к нему домой — он вместе с родителями жил неподалеку от ЦИК, в районе метро «Дружбы народов». «Моя одежда на Майдане износилась, и они [родители Ермака] предложили одежду старшего брата Дениса. Кто он — я понял только когда [Андрея] Богдана уволили, а Андрея [Ермака] назначили руководителем ОП», — вспоминает Коваль.

Денис Ермак и Богдан Коваль.

Денис Ермак / Facebook

В мае 2014-го Коваль пошел на фронт и стал воевать в батальоне «Айдар». Он командовал группой, которая работала в Счастье Луганской области. Денис позвонил и предложил помочь, сначала — вещами. «Еще до войны я понял, что он хорошо стреляет. Мы предложили ему приехать, оформиться в батальон снайпером. В будущем он мог бы получить статус участника боевых действий, но Денис сказал, что официально оформиться не может», — рассказывает Коваль. В итоге решили, что Ермак будет приезжать на конкретные операции со своим оружием. В АТО он получил позывной «Ерема» и напрямую общался с Ковалем. Тот звонил, и говорил, где бойцам нужно прикрытие снайпера. «Я показывал, где нужно сесть и пару дней понаблюдать. Он садился и наблюдал. Это считается, что он воевал? На мой взгляд, считается», — говорит Коваль.

В 2014 году Ермака контузило, появились проблемы со зрением. Деньги на операцию на глазах собирали друзья Дениса. «У него в глазах остались осколки, он плохо видит ночью, поэтому щурится», — рассказывает собеседник «Бабеля», который общался с Ермаком в 2014-м. Из-за контузии у Дениса по сей день бывают мигрени.

Осенью 2014 года Ермак из Счастья приехал в небольшой поселок возле Донецкого аэропорта (ДАП) — Пески. На задания он ходил в группе Сергея Шумского — бойца 5-й роты добровольческого батальона «Днепр-1». «Группа состояла из нескольких человек. Они выполняли какие-то задачи по линии СБУ. Он был к ним прикомандирован», — рассказывает «Бабелю» командир 5-й роты Владимир Шилов. Позже именно Шумский будет фигурировать на пленках Гео Лероса в качестве помощника Ермака.

Но в 2014-м Шумский и Денис вместе ходили на задания и, по словам Шилова и еще одного бойца «Днепр-1» Алесандра Товпыги, сбили беспилотник с российскими заводскими бортовыми номерами. Товпыга также вспоминает, что Денис вместе с группой выезжал на оккупированные территории — в Донецк и Горловку.

С 2014-го по 2016-й Ермак «наездами» воевал в районе Донецкого аэропорта с бойцом третьего батальона 93-й механизированной бригады Виктором Балацким. Они познакомились в дороге из АТО в Киев и подружились. Балацкому и бойцам Ермак помогал с экипировкой, хотя денег у него, по словам знакомых, «особо не было». Балацкий неохотно рассказывает о боевых операциях, но говорит, что с Денисом у них были ночные вылазки к сепаратистам недалеко от взлетной полосы ДАП.

В марте 2015-го Ермак стал внештатным советником замсекретаря СНБО Александра Литвиненко. «Он часто бывал в АТО, много знал о ситуации там, поэтому я предложил ему должность советника», — объясняет свой выбор Литвиненко. Вместе с Ермаком в 2015—2016 годах он не раз ездил в АТО. Богдан Коваль вспоминает, что после одного такого визита в «Айдар», который тогда хотели расформировать, батальон решили не трогать. Связаны ли эти два события, Коваль не знает по сей день.

Денис Ермак, Богдан Коваль и боевые товарищи.

Работа в Иране, в научном институте и в «Украинском бюро национального развития»

После 2016 года Денис перестал ездить в АТО и вернулся в бизнес. Его друзья и знакомые рассказывают, что война и контузия изменили характер и поведение Дениса — он стал неуправляемым.

Ермак создал логистическое предприятие «Кий-Восток». Это компания-посредник в торговле разными товарами — от одежды и духов до руды и металлов. Сайт этой компании не открывается. Упоминаний о ней практически нет.

В 2018 году Ермак работал в Иране по коммерческим контрактам. Чем конкретно он занимался, никто из его друзей сказать не может. После возвращения Денис работал в штате логистической компании KTL Ukraine.

Когда Владимир Зеленский выиграл выборы президента, Андрей Ермак стал его советником. Это назначение, по словам Ермака-старшего, на отношения с младшим братом никак не повлияло, их интересы, по-прежнему, не пересекались. На вопрос, обсуждали ли братья политику, Андрей отвечает размыто: «Обсуждать политику — слишком широкое понятие. Я публичный человек, который имеет четкие позиции по целому ряду политических вопросов. Любой человек может их разделять или не разделять, Денис в том числе».

В сентябре 2019 года Ермак уволился из логистической компании KTL и устроился в Национальный институт стратегических исследований. Директором этого института недавно стал знакомый Ермака, бывший замсекретаря СНБО Александр Литвиненко. Сначала Денис работал ведущим специалистом, а потом, по словам Литвиненко, стал его штатным советником. Кроме прочего, в институте Ермак занимался инвестиционным кодексом. В тот период журналисты «Схем» увидели Дениса на улице Банковой, возле Офиса президента — он объяснил, что занимается научно-исследовательской работой и пришел к брату по делу.

В октябре 2019 года Ермак-младший вместе с бывшим побратимом Сергеем Шумским и командиром роты Владимиром Шиловым зарегистрировали общественную организацию «Украинское бюро национального развития». Официально ее цель — собирать разные идеи и проекты, анализировать их и продвигать в госорганах. Самым перспективным инициативам организация обещала помочь деньгами, которые планировала получать у иностранных инвесторов и правительственных организаций.

Шилов рассказывает «Бабелю», что участвовать в ОО ему предложил Шумский. Он записал Шилова третьим соучредителем, получив его документы по почте. Лично они встретились в октябре 2019-го. «Это была организационная встреча, практически ни о чем. До этого Шумский объяснил, что организация создается, чтобы искать инвестиции в экономику, а, если будет получаться, то и для помощи добровольческому движению», — вспоминает Шилов. Он говорит, что на встрече об Андрее Ермаке не вспоминали, роли и обязанности не распределяли. Все оргвопросы отложили на следующий раз, но больше Шилова на встречи не звали.

Пленки Лероса и версии сторон

На «пленках» Лероса, кроме Ермака-младшего и его помощника Шумского, фигурирует Дмитрий Штанько — бывший сотрудник МВД, который, судя по видео, и записывал переговоры. Как и когда Штанько познакомился с Ермаком — неизвестно. Зато известно, что раньше Штанько фигурировал в деле о даче взятки — он сам ее передавал, чтобы решить вопрос в пользу своей компании «Фингрант». Но в этом деле он проходит как свидетель. Штанько обещал рассказать «Бабелю» об истории отношений с Ермаком, но сказал только, что не он «писал» Дениса, и перестал отвечать на сообщения.

Восьмого апреля Штанько и Шумский в интервью Bihus.Іnfo рассказали свою версию случившегося. Андрей Ермак через младшего брата решил создать альтернативу «лифту» — механизму, который должен приводить во власть новых людей. Штанько искал кандидатов, а Шумский передавал их резюме Денису Ермаку. Тот проводил с претендентами личные интервью. Сначала предполагалось, что для кандидатов вся система будет бесплатной. Но позже, по словам Штанько и Шумского, Денис получил от претендентов 100 тысяч долларов, 10 тысяч из которых передал брату. Это были деньги за назначение Александра Луцкого главой Госгеокадастра. Но ни его, ни других людей, чьи фамилии фигурируют на пленках, в итоге никуда не назначили.

Андрей Ермак называет эти обвинения абсурдными, поскольку ему, «успешному и обеспеченному человеку, которому судьба дала шанс принять участие в изменении своей страны», не к лицу заниматься «мелкими аферами». «Уверен, когда общественность внимательно изучит все записи, то увидит, что в нашей команде нет коррупции. Это уже очевидно. Как бы наши оппоненты ни пытались выдумать то, чего нет», — говорит Ермак-старший.

Денис Ермак все обвинения отрицает. Он говорит, что просто рассматривал интересные проекты и перспективных кандидатов и отправлял их документы в разные органы власти. Ермак рассказал «Бабелю», что считает себя небогатым человеком с зарплатой в 12 тысяч гривен, а из ценных вещей у него смартфон, подаренный другом, ноутбук Xiaomi и велосипед Pegasus.

Друзья, коллеги и побратимы Ермака по-разному оценивают эту историю, но сходятся в нескольких характеристиках самого Дениса. От природы он не бизнесмен, часто загорался разными проектами, но не всегда доводил их до конца. Казался порядочным человеком. Его боевые друзья согласны и в том, что фронт — не индульгенция, и, если Ермак-младший виноват, то должен отвечать.

«У Дениса, возможно, есть комплекс младшего брата. Он всегда пытался показать, какой он крутой — любит надувать щеки и рисоваться», — рассказывает еще один собеседник «Бабеля», который много лет знает Ермака-младшего.