Три года назад главой ВОЗ выбрали удобного для Китая чиновника из Эфиопии
Во время вспышки эпидемии Эболы в Западной Африке в 2013—2016 годах Всемирную организацию здравоохранения обвиняли в том, что она «слишком политизирована и бюрократизирована, слишком робкая в подходе к спорным вопросам, слишком перегруженная и медленная для того, чтобы адаптироваться к изменениям». В конце концов в ВОЗ признали эти недостатки и в начале 2017 года решили выбрать нового главу.
Одним из кандидатов стал чиновник и политик Тедрос Адханом Гебрейесус — бывший глава Минздрава и МИД Эфиопии. Еще до голосования его обвиняли в том, что он скрыл три вспышки холеры в стране. В ответ Гебрейесус заявил, что его конкуренты «имеют типичное колониальное мышление, нацеленное на победу любой ценой и дискредитацию кандидата из развивающейся страны». На голосовании в мае 2017-го он победил благодаря поддержке, в первую очередь, африканских стран. Таким образом Гебрейесус стал первым африканцем на этой должности, а еще — первым главой ВОЗ без медицинского образования.
Гебрейесус обещал масштабные реформы в организации. Однако одним из первых его предложений было назначить послом доброй воли ВОЗ тогдашнего зимбабвийского диктатора Роберта Мугабе. «Дипломаты заявили, что его [Мугабе] назначение было политическим вознаграждением для Китая, давнего союзника Мугабе», — писала тогда The Times. «Китай неустанно действовал за кулисами, чтобы помочь Тедросу победить. Победа Тедроса была также победой Пекина, чей лидер Си Цзиньпин обнародовал свою цель — показать влияние Китая в мире», — пишет The Washington Post.
Китай уже больше десяти лет наращивает свое влияние в Африке. Например, экономика той же Эфиопии сильно зависит от китайских инвестиций. Китай вложил сотни миллионов долларов в строительство гидроэлектростанций, автомагистралей, железных дорог, небоскребов и стадионов. И Гебрейесус сам заявлял о том, что тесно сотрудничает с китайскими инвесторами.
ВОЗ несколько месяцев не реагировала на вспышку, а потом стала расхваливать Китай за успехи в борьбе с коронавирусом
О первых случаях заражения новым коронавирусом в Китае было известно еще в ноябре 2019 года. Но китайское правительство попыталось скрыть вспышку. А врачей и блогеров, которые об этом писали, арестовывали за распространение слухов. Все это время ВОЗ никак не реагировала.
В конце января Гебрейесус прилетел в Пекин на встречу с Си Цзиньпином и поблагодарил его за «эффективность и прозрачность» в борьбе с новым коронавирусом. Через несколько дней ВОЗ объявила коронавирус глобальной чрезвычайной ситуацией. К тому времени китайские власти уже изолировали около 60 миллионов человек в провинции Хубэй, где был эпицентр вспышки. А первые случаи заражения появились за пределами Китая.
После Тедрос Гебрейесус неоднократно заявлял, что Китай «установил новый стандарт реагирования на вспышки заболеваний». А его помощник и руководитель совместной группы по борьбе с коронавирусом Брюс Эйлворд позже заявил, что другие страны оказались не готовы к распространению коронавируса, потому что «слишком быстрая и высокопрофессиональная реакция Китая вселила в остальных ложное чувство безопасности». «Если бы у меня был COVID-19, я бы хотел лечиться в Китае», — сказал он. Эти заявления китайские чиновники и государственные СМИ часто используют в пропагандистских целях.
ВОЗ выдает рекомендации по противодействию коронавирусу, которые потом пересматривает и редактирует
После того как ВОЗ объявила вспышку коронавируса чрезвычайной ситуацией всемирного масштаба, некоторые страны стали ограничивать транспортное сообщение с Китаем. Однако Гебрейесус призвал этого не делать. «Мы повторяем наш призыв ко всем странам не вводить ограничений, которые мешают международным поездкам и торговле. Такие ограничения могут привести к усилению страха и стигматизации, не принеся практически никакой пользы общественному здравоохранению».
Изначально ВОЗ заявила о том, что медицинские маски не помогут сдержать пандемию коронавируса. Их советовали носить только людям с симптомами вируса и тем, кто ухаживает за больными. Но теперь ВОЗ пересматривает свои рекомендации после данных о том, что именно использование масок в общественных местах помогло сдержать вспышки в некоторых азиатских странах.
Когда Си Цзиньпин приказал ускорить разработку лекарства против коронавируса с помощью китайской традиционной медицины, основанной на целебных травах, то в ВОЗ пошли на небольшую хитрость. В английской версии неэффективных мер против коронавируса один из пунктов был «травяные лекарственные средства». В китайской версии этого пункта не было, позже его удалили и из английской версии.
ВОЗ показательно игнорирует Тайвань, потому что Китай считает его своей территорией
Особенно ярко политическая ангажированность ВОЗ проявляется в отношении Тайваня. Китай считает этот остров своей территорией и блокирует его участие в международных организациях, в том числе и в ВОЗ. Тайваньским медикам рекомендуют обращаться за всеми данными о коронавирусе к властям Китая. Также ВОЗ постоянно путается в своих отчетах, говоря то «Тайвань, Китай», то «Тайбей и окрестности». На это неоднократно обращал внимание тайваньский МИД.
Сегодня Тайвань гораздо эффективней Китая борется с новым коронавирусом, на острове всего 348 случаев заболевания и 5 смертей. Еще в декабре 2019-го тайваньские врачи предупреждали о том, что вирус передается от человека к человеку. Однако ВОЗ вплоть до середины января ретвитила противоположные сообщения китайских властей.
Во время недавнего интервью по видеосвязи руководителя рабочей группы ВОЗ по коронавирусу Брюса Эйлворда журналисты из Гонконга спросили, не пора ли пересмотреть вопрос о членстве Тайваня в организации. Эйлворд сначала сделал вид, что не расслышал вопрос. А когда его повторили, сказал, что «о Китае мы уже поговорили».
Позже в ВОЗ сказали, что сотрудничают с тайваньскими экспертами в области здравоохранения. А вопросы членства должны решать государства-члены, а не сотрудники ВОЗ.