Государства используют мобильные сети и приложения, чтобы следить за пандемией коронавируса. Но следят еще и за людьми. Пересказываем статью The Economist

Автор:
Алла Кошляк
Дата:

Китай заявляет, что преодолел эпидемию внутри страны, но не исключает второй волны, которая придет из-за границы. Чтобы избежать повторных заражений после снятия жесткого карантина, власти Китая и других стран используют информационные технологии. Приложения на смартфонах помогают пресечь распространение вируса, но они могут ограничивать свободу личности и нарушать приватность. В Украине пока официально такие меры не вводились, но глава МВС в интервью «Бабелю» сказал, что технические возможности для этого есть. Журналисты британского еженедельника The Economist проанализировали, как страны используют технологии для слежки за вирусом и гражданами. Пересказываем основное из статьи.

Karolina Uskakovych / «Бабель»

Количество новых случаев заражения COVID-19 в континентальном Китае и Южной Корее сократилось благодаря жесткому карантину. В Гонконге, Сингапуре и Тайване резких всплесков не было вовсе. Теперь страны сталкиваются с одной и той же проблемой: как ограничить неизбежный рост количества заразившихся после ослабления контроля. Для решения этой задачи государства используют информационные технологии.

Их можно поделить на три категории. Первая — это документирование: использовать технологии, чтобы понять, где люди находились раньше, где они сейчас и каково их состояние здоровья. Вторая — моделирование: собрать данные, чтобы объяснить, как распространяется болезнь. Третья — отслеживание контактов: выявить людей, которые контактировали с инфицированными.

Документирование

Гонконг для этого использует WhatsApp. Если человек приехал в Гонконг, его просят активировать геолокацию в приложении, а в телефонную книжку добавить контакт пограничной службы.

В Южной Корее есть специальное приложение, которое не только следит за передвижением человека на карантине, но и подает звуковой сигнал, если он что-то нарушил. К концу марта почти половина из 10 600 южнокорейцев, находящихся в карантине, им пользовались. Тайвань отслеживает людей на карантине по данным вышек сотовой связи. Если обнаруживают кого-то, кто выходит за пределы карантина, ему отправляют смс с предупреждением от властей. За выход из карантина без телефона — штраф. Китайское приложение Health Check app работает через платежные приложения Alipay и WeChat. Оно собирает данные о посещенных местах и симптомах и генерирует QR-код. Код отображается зеленым, оранжевым или красным цветом, что означает свободное передвижение, семидневный и 14-дневный карантин. Такой способ проверки используют в 200 китайских городах.

ВОЗ для таких целей разрабатывает приложение MyHealth. Оно должно оповещать о коронавирусе, используя местоположение пользователя.

Моделирование

Телефонные компании примерно знают, где находятся все их клиенты. Еще больше данных собирают компании, которые занимаются интернет-рекламой. Facebook, Google, Bytedance и Tencent могут дать информацию для более точной настройки прогнозов распространения заболеваний.

В Германии Deutsche Telekom предоставил данные Институту Роберта Коха без идентификации отдельных лиц. Британское правительство ведет переговоры с операторами сотовой связи об аналогичном доступе. Власти Великобритании могут и просто потребовать это по закону.

Компания Google больше других знает, где находятся люди. Сейчас там думают, как помочь правительствам с агрегированными данными. Примером может быть использование данных Google Maps для «социального дистанцирования». Карты рассказывают пользователям, насколько перегружены улицы или музеи.

Ученые-социологи работают над тем, как использовать данные из цифровых источников для улучшения эпидемиологических моделей. Суне Леман из Университета Копенгагена говорит, что проблема современных моделей в их предположении, что люди взаимодействуют однообразно. Но встреча на улице с другом и незнакомцем — не одно и то же. Исследовательская группа Лемана написала программное обеспечение для машинного обучения, которое может просеивать исторические записи от провайдеров мобильных телефонов, чтобы исследовать, как отношения влияют на взаимодействие. Это понимание может показать, что встреча друзей в кафе не влияет на распространение болезни так, как доставка посылок — или наоборот. В случае продолжительной пандемии такая достоверная информация может помочь сохранить целые отрасли экономики.

Отслеживание контактов

Отслеживание контактов людей, которые заразились, может стать важным инструментом общественного здравоохранения. Это напоминает современную тактику борьбы с терроризмом. «Технологии слежки существуют и используются правительствами во всем мире, — говорит Майк Брекен, бывший исполнительный директор правительственной цифровой службы Великобритании. — Насколько эти возможности сейчас используются для борьбы с COVID-19, вам никто не скажет».

16 марта правительство Израиля разрешило Шин Бет использовать свои технические ноу-хау для отслеживания и доступа к мобильным телефонам инфицированных. Первоначально Высокий суд Израиля ограничил их полномочия, но к работе все таки допустил.

Южная Корея использует цифровые системы для облегчения нагрузки на людей, которые отслеживают контакты зараженных. В начале вспышки эпидемии корейские центры по контролю и профилактике заболеваний получали данные от полиции. Но система была слишком медленной. Потому ЦКЗ дали доступ к приборной панели «умного города». Автоматизация сократила время поиска контактов с 24 часов до 10 минут. Система работает и «снизу вверх». Приложение посылает данные о здоровье и путешествиях в центральный реестр. Далее система находит места, где пересекаются истории двух людей. Когда кто-то заболевает, система может затем предупредить всех, чьи пути этот пользователь пересек.

Государственное Агентство по технологиям и Минздрав Сингапура разработали приложение, которое может ретроспективно определить близкие контакты зараженных людей. Когда два пользователя приложения TraceTogether находятся в двух метрах друг от друга, их телефоны связываются через Bluetooth. Если это длится 30 минут, оба телефона записывают встречу в зашифрованную кэш-память. Когда кому-то с приложением диагностируют вирус или его определяют как часть кластера, министерство здравоохранения дает указание информировать другую сторону. Это особенно полезно для контактов между людьми, которые не знают друг друга, например, попутчики в автобусе или посетители театра.

Загрузка приложения не обязательна. Телефонные номера хранятся на защищенном сервере и не раскрываются другим пользователям. Данные о геолокации не собираются (хотя в правилах Google об использовании Bluetooth написано, что они будут храниться на телефонах Android, где запущено приложение). Сингапур планирует опубликовать исходный код приложения, чтобы сделать его доступным для всех. Сингапурцы доверяют своему правительству. С момента выхода приложения TraceTogether 20 марта, по данным правительства, его скачали 735 тысяч человек или 13% населения.

Израильский Минздрав запустил аналогичное приложение. Оно позволяет людям проверить, не контактировали ли они с другими пользователями, которые впоследствии заболели. Правительство утверждает, что приложение, использующее программное обеспечение с открытым исходным кодом, не обменивается данными с властями. У приложения от ВОЗ, возможно, тоже будет такая функция.

Следующей проблемой будет заставить их обмениваться данными глобально, а не на уровне города или страны. Правительства должны договориться об общих протоколах обработки данных по COVID-19. Такая сеть сможет координировать действия как отдельных людей, так и групп населения.