Производство из Китая перенесут поближе к потребителям
В Ухане, который был центром пандемии, производили комплектующие для разных отраслей — от электроники до тяжелой промышленности. Когда фабрики закрылись, акции технологических гигантов подешевели. А международные компании ощутили ненадежность глобальной системы поставок.
Еще месяц назад политики из США называли коронавирус «китайским», а уже в марте правительства разных стран запретили международные поездки, ввели дополнительные визовые требования и ограничили экспорт. Одиннадцатого марта ввел запрет на въезд для иностранцев и президент США Дональд Трамп. Все эти ограничения делают экономику стран национальной, а политику — националистической.
Запреты ввели временно, для борьбы с пандемией. Но кризис, к которому привело распространение коронавируса, будет долгосрочным. Он прервет международные цепочки поставок и обеспечит популярность политикам, которые выступают против мигрантов. Это ослабляет глобализацию.
Последние несколько лет производить товары в Китае все менее выгодно: страна стала богаче, заработная плата выше. Когда началась эпидемия коронавируса, в Китае остановились заводы. Экспорт снизился на 17 процентов, это привело к нарушению производства европейских автомобилей, iPhone и других потребительских товаров.
Новый кризис может побудить предприятия перестроить свою логистику и инвестировать в локальные производства. Первый вариант — перенести бизнес в другие страны Азии, например во Вьетнам или Индонезию. Второй — сокращение пути поставок. Например, США производит товары в Мексике, а европейские производители в Восточной Европе или Турции. Третий — инвестировать в роботов и 3D-печать в странах с развитой экономикой.
Деловой туризм потеряет актуальность
Коронавирус заставил людей свести к минимум все бизнес-поездки. Из-за правительственных ограничений и боязни заразиться люди работают дома. Поэтому и после кризиса деловые поездки сократятся. Приложения для видеоконференций и чаты делают большинство из них ненужными. Компании обнаружили, что, хотя иногда и необходимы личные встречи, технологические альтернативы тоже хороши, а еще — они намного дешевле. Вокруг все больше разговоров о вреде самолетов для климата, а компании стремятся подчеркнуть свою заботу об окружающей среде — наряду с экономической, существует и экологическая причина, по которой количество деловых поездок снизится.
Националисты усилят позиции
Коронавирус распространился не только на глобальные центры, такие как Лондон и Нью-Йорк. Но и на пригород Сиэтла или Кастильоне-дʼАдда, маленького городка с населением 4 600 человек. Это один из 10 городов Ломбардии, где итальянское правительство в первую очередь ввело карантин. Мировое сообщество и политические лидеры произносили речи о необходимости трансграничного сотрудничества, но на деле поступали наоборот. Либеральные правительства ввели даже более строгие ограничения на поездки и торговлю, чем Трамп в разгар конфликта с Китаем в прошлом году. Даже на безбарьерном рынке Евросоюза Франция и Германия запретили экспорт масок для лица.
Но в целом коронавирусный кризис — это политический подарок для националистов и протекционистов. Эпидемия усилила представления о том, что иностранцы представляют собой угрозу. Она показала, что во время кризиса не всегда можно рассчитывать на своих соседей и союзников. Это укрепляет уверенность в своей правоте тех, кто верит в сильное правительство и в приоритет общественных потребностей над свободой личности и национальных интересов над международным сотрудничеством. В результате коронавирус может подарить нам менее глобализированный мир. Когда пандемия и паника утихнут, сторонникам глобализации придется долго и убедительно доказывать остальным, почему она важна.