Горсовет Ровно «запретил» ЛГБТ-марши. Почему горсовет не может никому ничего запретить — объясняет глава «Amnesty International Украина»

Авторы:
Евгений Спирин, Yuliana Skibitska
Дата:
Горсовет Ровно «запретил» ЛГБТ-марши. Почему горсовет не может никому ничего запретить — объясняет глава «Amnesty International Украина»

Дарья Светлова / Артем Марков / «Бабель»

На сессии Ровенского городского совета 24 декабря депутаты проголосовали за то, чтобы запретить представителям ЛГБТ-сообществ проводить марши, которые они называют «пропагандой девиантного полового поведения». Почему они не могут никому запретить марши, акции, митинги и другие публичные собрания, объясняем вместе с главой «Amnesty International Украина» Оксаной Покальчук.

Что запретили депутаты горсовета в Ровно?

Запрет маршей инициировал глава бюджетной комиссии и депутат от «Свободы» Олег Карпяк. В проекте решения авторы сослались на пункт 4 статьи 3 Семейного кодекса Украины: «Семья создается на основании брака, кровного родства, усыновления, а также на других основаниях, не запрещенных законом и не противоречащих моральным устоям общества».

По итогам голосования депутаты составили проект решения. В нем говорится, что нужно «запретить на территории Ровно пропаганду различных видов девиантного полового поведения, в том числе в форме так называемых маршей равенства, прайдов, фестивалей квир-культуры, проходящих в местах массового досуга семей с детьми». Еще в проекте предложили исключить «проведение публичных кампаний и мероприятий, которые представляют угрозу институту семьи как составляющей стратегии национальной безопасности Украины».

А разве в Ровно собирались проводить Марш равенства?

Неясно. В Facebook создали встречу с маршем на 1 января 2020 года, прийти на нее собрался один человек, заинтересовались 23. Организатор — Катерина Омельчук. Все фото из профиля девушки фейковые, раньше их использовали на сайтах секс-знакомств. Журналистка агентства «Четверта влада» из Ровно Алла Максимчук написала theБабелю, что журналисты пытались связаться с девушкой из профиля Катерины еще раньше, но им так и не удалось. «Никто никогда не видел эту личность», — сказала Алла. Мы написали сообщение в профиль Катерины — на вопрос, почему проводить Марш решили 1 января, кто-то от имени Омельчук объяснил, что дело в безопасности. «В этот день быдло будет бороться с бодуном дома, и можно спокойно пройтись по городу». Кому принадлежит бот, пока выяснить не удалось.

Ага, организаторы спросили разрешения у горсовета, а тот запретил?

Нет, со страницы Омельчук ответили, что не обращались в горсовет за разрешением провести марш — в Украине такие разрешения не нужны. «Я у них не спрашивала, только уведомила. Сказала, что будет до пятисот человек. Полицию хотели привлекать за несколько дней до марша, но уже вижу, что и не надо», — сказала она в комментарии theБабелю.», — сказала она в комментарии theБабелю.

«Местные власти не вправе запрещать проведение каких-либо мирных собраний, независимо от тематики, лозунгов и так далее. У государства есть позитивное обязательство гарантировать людям возможность реализовывать свои права и проводить мирные собрания. Все. Власть не оценивает их тематику, не навязывает условия и тем более не имеет права запрещать или разрешать. Мирные собрания в Украине разрешены априори», — объяснила theБабелю глава «Amnesty International Україна» Оксана Покальчук.

А кто тогда может запретить марш, если горсовет не может?

Только суд и то, если депутаты в него обратятся, потому что здоровью или жизни участников угрожает опасность. «И даже в этом случае решение о запрете должно иметь серьезные основания, быть обоснованным и пропорциональным, отвечать четко прописанным нормам закона», — говорит Покальчук.

То есть что, в любой момент можно выйти на марш?

Да. Об акциях, собраниях, митингах, маршах нужно уведомлять. Уведомление — это не разрешение. Его отправляют в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления. Когда нужно уведомлять? Статья 39 Конституции Украины говорит, что заблаговременно. Что это значит — никто точно не знает, никаких законов или других актов о «заблаговременно» нет.

Как разъясняют в Центре политико-правовых реформ, суды при решении вопроса о сроках уведомления часто руководствуются Указом Президиума Верховного Совета СССР 1988 года, где написано, что нужно сообщить за 10 дней до акции. Если есть такая возможность, нужно сделать это за 10 дней, если нет — вы все равно правы, потому что нельзя запретить акции и марши.

Активисты рискуют только быть задержанными полицией, как это было с Дарьей Коцюрубой в Ровно, которая протестовала против Зеленского, объясняет theБабелю эксперт Ассоциации украинских мониторов соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов (УМДПЛ) Михаил Каменев. «Полиция любит составлять протоколы по статье 185-1 КоАП. Но почти всегда эти дела разваливаются в судах, поскольку есть решение Европейского Суда по правам человека «Веренцов против Украины» и «Шмушкович против Украины». Согласно им нельзя привлечь к ответственности за «нарушение порядка организации и проведения мирных собраний», если такого порядка не существует в природе», — объясняет он.

Более того, если событие, по которому собралась акция, нельзя было предвидеть (например, побили студентов на Майдане или приняли плохой закон), никакие уведомления вообще не нужны.

А зачем тогда депутаты заседали и «запрещали»?

Депутаты, особенно от консервативных партий, очень любят осуждать и запрещать марши равенства и «защищать традиционные ценности». В половине украинских городов местные горсоветы планируют обратиться или уже обратились к президенту и парламенту с просьбой запретить любые ЛГБТ-мероприятия. В декабре прошлого года областной совет Ивано-Франковской области обратился с такой просьбой к президенту и Совету национальной безопасности. А еще попросил парламент принять закон о запрете «гей-пропаганды» — такой закон есть в России. Еще раньше мэр Ивано-Франковска Руслан Марцинкив заявил, что «гей не может быть патриотом».

Настойчиво подошли к этому вопросу в Черновцах: в 2018 году депутаты просили центральную власть запретить ЛГБТ-марши, а в этом октябре поддержали такую петицию. Но ничего не получилось — мэр города Алексей Каспрук ветировал это решение.