Что мы делали в главных играх года: ломали время и пространство, всех бесили, страдали и много ходили пешком. Итоги-2019

Автор:
Влад Недогибченко
Дата:
Что мы делали в главных играх года: ломали время и пространство, всех бесили, страдали и много ходили пешком. Итоги-2019

Артем Марков / Дарья Светлова / «Бабель»

В 2019 году о покупке игровой консоли задумались даже люди, которые сроду на ней не играли. Мы дождались (почти) идеальной игры во вселенной «Звездных войн», новой игры Хидэо Кодзимы, которую не стыдно назвать словом «шедевр», и игры-безделушки, где можно просто всех бесить. По просьбе theБабеля игрок со стажем и главный редактор контент-агентства Inka Влад Недогибченко перечисляет все, на что обладатели приставок тратили бесценные часы своей жизни в 2019 году.

Всех бесили в «Безымянной игре про гуся»

Untitled Goose Game / Платформы: PS4, Nintendo Switch, Xbox One, Mac OS, Windows / Время прохождения: 3 часа

«В деревушке выдалось очаровательное утро, а вы — ужасный гусь». Untitled Goose Game началась с шутки в рабочем чате несколько лет назад, а в конце 2019-го заняла первое место в топе продаж на Nintendo Switch и породила тонны мемов в твиттере.

Цель игры — находить беспечных жителей городка и всячески их доставать: красть очки, дергать за шнурки, воровать морковку из огорода и просто бесить всех кряканьем. Здесь даже есть список пакостей, после которых нужно убегать от разъяренных жителей с метлами и граблями.

Untitled Goose Game — идеальный пример культурного инфоповода конца 2010-х. По-хорошему дурацкая, китчевая и не требующая много внимания игра с внезапным терапевтическим эффектом для занятого и вечно уставшего горожанина. Здесь можно всех побесить, выпустить пар, но без последствий для чьей-либо психики.

Много ходили пешком в игре Death Stranding

Death Stranding / Платформы: PS4 / Время прохождения: от 50 часов и до бесконечности

В 2019 году нужно было постараться, чтобы не услышать имя Хидэо Кодзимы. Гений игровой индустрии разорвал многолетние отношения со студией Konami, пустился в свободное плавание, и Death Stranding — его последний проект. Кто-то язвительно заметит, что творческой свободы оказалось даже слишком много. Но одно можно сказать наверняка: ничего похожего на Death Stranding прежде не выходило.

Человеку, который ограничится тем, что посмотрит геймплей DS на YouTube, будет сложно объяснить, из-за чего весь шум. Номинально это «симулятор ходьбы», здесь нужно таскать коробки по постапокалиптическим американским пейзажам, то и дело спотыкаясь (и удерживая отдельные кнопки, чтобы устоять на ногах). Попутно разворачивается причудливый сюжет, который отыгрывает голливудский каст: Мадс Миккельсен, Лея Сейду и (внезапно) Николас Виндинг Рефн. Игроки по-буддистски меняют игровой мир, оставляя друг другу в игровом пространстве лестницы, веревки и постройки (и получая за это живые «лайки»).

В Death Stranding не получится играть как в обычные игры. Она с ходу цепляет на спину увесистый багаж и заставляет идти в собственном темпе. Но стоит поддаться этому темпу — впервые свалиться с холма, растерять все пожитки, перейти реку, крикнуть что-то в пустоту, как вдруг понимаешь, что попал в настоящую диджитал-арт-медитацию.

Страдали и размахивали мечом в играх «Джедаи: Павший орден» и «Однорукий волк: Тени умирают дважды»

Jedi: Fallen Order / Платформы: PS4, Xbox One, PC / Время прохождения: 15—20 часов

Sekiro: Shadows Die Twice / Платформы: PS4, Xbox One, PC / Время прохождения: 35 часов

«Павший орден» стал пусть и не бесшовной, но достойной одиночной игрой, которыми уже давно не баловали фанатов вселенной «Звездных войн». А «Однорукого волка» и вовсе признали игрой года, по крайней мере, если воспринимать всерьез недавние The Game Awards.

В одной мы учимся обращаться с джедайским мечом (бездумного размахивания враги не прощают), в другой — с самурайским. Одна отбрасывает тебя на дальние чекпоинты после непродуманной атаки, во второй ты дерешься с боссами по несколько часов (и плачешь после череды неудач). Одна — это «Dark Souls для обычного человека», другая — очищение через страдание. Но что важнее, обе дарят сладкую гордость юного падавана, который овладевает мастерством после сотой попытки и наконец выдает эффектную серию приемчиков.

Ломали время и пространство в игре «Контроль»

Control / Платформы: PS4, Xbox One, PC / Время прохождения: 15 часов

Для студии Remedy, почти двадцать лет назад создавшей великого Макса Пэйна, «Контроль» — во многом возвращение к истокам. Здесь есть атмосферная центральная локация, изобретательный геймплей и фирменное погружение в историю. Главная героиня Джесси Фейден попадает в загадочное Бюро Контроля, где пространство нестабильно и вообще творится что-то непонятное. Вы обнаруживаете в себе много сверхъестественных способностей и в паузах между перестрелками пытаетесь понять, что происходит. Часть истории игра прячет в текстах и видео, которые можно (и действительно хочется) собирать. А архитектура уровней постоянно меняется.

«Контроль» — сравнительно небольшая игра, но это один из редких случаев, когда из нее хочется вычерпать весь контент, найти все секреты, растянуть удовольствие. Та самая Remedy, которую мы любим.

Изучали прошлое в игре «Возвращение судна «Обра Динн»

The Return of Obra Dinn / Платформы: PS4, Xbox One, Nintendo Switch, PC, Mac OS / Время прохождения: 8—9 часов

Геймдизайнер Лукас Поуп — настоящий человек-оркестр и все делает в одиночку. В 2013 году он выпустил индихит «Документы, пожалуйста», где мы играли за пограничника в тоталитарном государстве — решали судьбы людей, проверяя их документы. Его новая игра — «Возвращение судна «Обра Динн» — вышла в конце 2018 года на PC, а в 2019-м появилась еще на двух платформах.

Если описывать ее словами, то (как и в случае с «Документами») «Обра Динн» может показаться монотонной. Вы играете за страхового инспектора Ост-Индской компании и пытаетесь выяснить, что случилось на судне, вернувшемся в порт без экипажа и пассажиров. У вас есть толстый журнал и истории шестидесяти пассажиров. Чтобы понять, что произошло, придется возвращаться во времени и изучать историю каждого.

Картинка в «Обра Динн» стилизована под монохромную графику ретрокомпьютеров Макинтош (что не помешало игре получить награду BAFTA в номинациях Artistic Achievement и Game Design). История разворачивается в небольшом пространстве. За сбором улик постепенно проступают человеческие судьбы, которые почему-то начинают иметь для вас значение. И вдруг становится понятно, почему Поупу понадобилось четыре с половиной года, чтобы «Обра Динн» состоялась.

Не вошли в основной список, но достойны упоминания

  • Outer Worlds. Избавившись от оков издателя Bethesda, авторы Fallout New Vegas — студия Obsidian — по сути, сделали еще один, уменьшенный Fallout. С космическими колониями, разными вариантами решения задач и веселой сатирой на корпорации.

  • Luigi’s Mansion 3. За вылизанную картинку и уютную атмосферу медиа назвали ее «пиксаровским мультиком от видеоигр». С этим сложно не согласиться: собираешь монетки в отеле с привидениями и будто снова в детстве (даже если в детстве ничего подобного не случалось). 

  • Disco Elisium. Сумасшедшая и очень стильная ролевая игра на 50 часов. В основе — отличный сценарий и масса свежих игровых идей. Пока вышла только на PC. 

  • RingFit Adventure. Вышла на Nintendo Switch и разбивает в пух и прах главный упрек в сторону видеоигр — мол, заставляют сидеть на диване. Здесь убивать монстров приходится физическими упражнениями (держа в руках специальный круг и прицепив к ноге джойкон). Нагрузка вполне пристойная.

  • Resident Evil 2. Все рассчитывали в лучшем случае на доделку классической игры 1998 года, а получили полноценный римейк. Авторы убили все, что раздражало в оригинале, оставив только хорошее.

  • A Plague Tale: Innocence. Средневековая чума перестает быть сухой статистикой, полчища крыс еще никогда так не пугали — здесь вы спасаете детей.

Застряли во временной петле игры «Внешние пустоши»

Outer Wilds / Платформы: PS4, Xbox One, PC / Время прохождения: 15 часов

Для игры о космических исследованиях «Внешние пустоши» кажутся не слишком масштабными. Путешествие с планеты на планету здесь длится секунды, а локации не поражают размахом. Главная задача — задокументировать все неизвестное в вашей Солнечной системе. Но есть и проблема — Солнце взрывается каждые 22 минуты, возвращая вас в начало.

По сути «Внешние пустоши» — это «День сурка» в далеком космосе. Раз за разом повторяя 22-минутный жизненный цикл, вы находите новые ответы на вопросы мироздания и узнаете истории здешних обитателей. Временная петля диктует новаторский нарратив, а каждый маленький кусочек большой истории оказывается интересен сам по себе. Глубины добавляет тот факт, что вопросы смертности раскрываются здесь в интересном и неожиданном ключе — каждая смерть во «Внешних пустошах» в каком-то смысле прекрасна.