Всех бесили в «Безымянной игре про гуся»
«В деревушке выдалось очаровательное утро, а вы — ужасный гусь». Untitled Goose Game началась с шутки в рабочем чате несколько лет назад, а в конце 2019-го заняла первое место в топе продаж на Nintendo Switch и породила тонны мемов в твиттере.
Цель игры — находить беспечных жителей городка и всячески их доставать: красть очки, дергать за шнурки, воровать морковку из огорода и просто бесить всех кряканьем. Здесь даже есть список пакостей, после которых нужно убегать от разъяренных жителей с метлами и граблями.
Untitled Goose Game — идеальный пример культурного инфоповода конца 2010-х. По-хорошему дурацкая, китчевая и не требующая много внимания игра с внезапным терапевтическим эффектом для занятого и вечно уставшего горожанина. Здесь можно всех побесить, выпустить пар, но без последствий для чьей-либо психики.
Много ходили пешком в игре Death Stranding
В 2019 году нужно было постараться, чтобы не услышать имя Хидэо Кодзимы. Гений игровой индустрии разорвал многолетние отношения со студией Konami, пустился в свободное плавание, и Death Stranding — его последний проект. Кто-то язвительно заметит, что творческой свободы оказалось даже слишком много. Но одно можно сказать наверняка: ничего похожего на Death Stranding прежде не выходило.
Человеку, который ограничится тем, что посмотрит геймплей DS на YouTube, будет сложно объяснить, из-за чего весь шум. Номинально это «симулятор ходьбы», здесь нужно таскать коробки по постапокалиптическим американским пейзажам, то и дело спотыкаясь (и удерживая отдельные кнопки, чтобы устоять на ногах). Попутно разворачивается причудливый сюжет, который отыгрывает голливудский каст: Мадс Миккельсен, Лея Сейду и (внезапно) Николас Виндинг Рефн. Игроки по-буддистски меняют игровой мир, оставляя друг другу в игровом пространстве лестницы, веревки и постройки (и получая за это живые «лайки»).
В Death Stranding не получится играть как в обычные игры. Она с ходу цепляет на спину увесистый багаж и заставляет идти в собственном темпе. Но стоит поддаться этому темпу — впервые свалиться с холма, растерять все пожитки, перейти реку, крикнуть что-то в пустоту, как вдруг понимаешь, что попал в настоящую диджитал-арт-медитацию.
Страдали и размахивали мечом в играх «Джедаи: Павший орден» и «Однорукий волк: Тени умирают дважды»
«Павший орден» стал пусть и не бесшовной, но достойной одиночной игрой, которыми уже давно не баловали фанатов вселенной «Звездных войн». А «Однорукого волка» и вовсе признали игрой года, по крайней мере, если воспринимать всерьез недавние The Game Awards.
В одной мы учимся обращаться с джедайским мечом (бездумного размахивания враги не прощают), в другой — с самурайским. Одна отбрасывает тебя на дальние чекпоинты после непродуманной атаки, во второй ты дерешься с боссами по несколько часов (и плачешь после череды неудач). Одна — это «Dark Souls для обычного человека», другая — очищение через страдание. Но что важнее, обе дарят сладкую гордость юного падавана, который овладевает мастерством после сотой попытки и наконец выдает эффектную серию приемчиков.
Ломали время и пространство в игре «Контроль»
Для студии Remedy, почти двадцать лет назад создавшей великого Макса Пэйна, «Контроль» — во многом возвращение к истокам. Здесь есть атмосферная центральная локация, изобретательный геймплей и фирменное погружение в историю. Главная героиня Джесси Фейден попадает в загадочное Бюро Контроля, где пространство нестабильно и вообще творится что-то непонятное. Вы обнаруживаете в себе много сверхъестественных способностей и в паузах между перестрелками пытаетесь понять, что происходит. Часть истории игра прячет в текстах и видео, которые можно (и действительно хочется) собирать. А архитектура уровней постоянно меняется.
«Контроль» — сравнительно небольшая игра, но это один из редких случаев, когда из нее хочется вычерпать весь контент, найти все секреты, растянуть удовольствие. Та самая Remedy, которую мы любим.
Изучали прошлое в игре «Возвращение судна «Обра Динн»
Геймдизайнер Лукас Поуп — настоящий человек-оркестр и все делает в одиночку. В 2013 году он выпустил индихит «Документы, пожалуйста», где мы играли за пограничника в тоталитарном государстве — решали судьбы людей, проверяя их документы. Его новая игра — «Возвращение судна «Обра Динн» — вышла в конце 2018 года на PC, а в 2019-м появилась еще на двух платформах.
Если описывать ее словами, то (как и в случае с «Документами») «Обра Динн» может показаться монотонной. Вы играете за страхового инспектора Ост-Индской компании и пытаетесь выяснить, что случилось на судне, вернувшемся в порт без экипажа и пассажиров. У вас есть толстый журнал и истории шестидесяти пассажиров. Чтобы понять, что произошло, придется возвращаться во времени и изучать историю каждого.
Картинка в «Обра Динн» стилизована под монохромную графику ретрокомпьютеров Макинтош (что не помешало игре получить награду BAFTA в номинациях Artistic Achievement и Game Design). История разворачивается в небольшом пространстве. За сбором улик постепенно проступают человеческие судьбы, которые почему-то начинают иметь для вас значение. И вдруг становится понятно, почему Поупу понадобилось четыре с половиной года, чтобы «Обра Динн» состоялась.
Не вошли в основной список, но достойны упоминания
Outer Worlds. Избавившись от оков издателя Bethesda, авторы Fallout New Vegas — студия Obsidian — по сути, сделали еще один, уменьшенный Fallout. С космическими колониями, разными вариантами решения задач и веселой сатирой на корпорации.
Luigi’s Mansion 3. За вылизанную картинку и уютную атмосферу медиа назвали ее «пиксаровским мультиком от видеоигр». С этим сложно не согласиться: собираешь монетки в отеле с привидениями и будто снова в детстве (даже если в детстве ничего подобного не случалось).
Disco Elisium. Сумасшедшая и очень стильная ролевая игра на 50 часов. В основе — отличный сценарий и масса свежих игровых идей. Пока вышла только на PC.
RingFit Adventure. Вышла на Nintendo Switch и разбивает в пух и прах главный упрек в сторону видеоигр — мол, заставляют сидеть на диване. Здесь убивать монстров приходится физическими упражнениями (держа в руках специальный круг и прицепив к ноге джойкон). Нагрузка вполне пристойная.
Resident Evil 2. Все рассчитывали в лучшем случае на доделку классической игры 1998 года, а получили полноценный римейк. Авторы убили все, что раздражало в оригинале, оставив только хорошее.
A Plague Tale: Innocence. Средневековая чума перестает быть сухой статистикой, полчища крыс еще никогда так не пугали — здесь вы спасаете детей.
Застряли во временной петле игры «Внешние пустоши»
Для игры о космических исследованиях «Внешние пустоши» кажутся не слишком масштабными. Путешествие с планеты на планету здесь длится секунды, а локации не поражают размахом. Главная задача — задокументировать все неизвестное в вашей Солнечной системе. Но есть и проблема — Солнце взрывается каждые 22 минуты, возвращая вас в начало.
По сути «Внешние пустоши» — это «День сурка» в далеком космосе. Раз за разом повторяя 22-минутный жизненный цикл, вы находите новые ответы на вопросы мироздания и узнаете истории здешних обитателей. Временная петля диктует новаторский нарратив, а каждый маленький кусочек большой истории оказывается интересен сам по себе. Глубины добавляет тот факт, что вопросы смертности раскрываются здесь в интересном и неожиданном ключе — каждая смерть во «Внешних пустошах» в каком-то смысле прекрасна.