В центре Киева под землю целиком ушел перекресток с автомобилем. Почему это произошло и как это исправить — объясняет экономист Глеб Буряк

Автор:
Глеб Буряк
Дата:
В центре Киева под землю целиком ушел перекресток с автомобилем. Почему это произошло и как это исправить — объясняет экономист Глеб Буряк

Сергей Ристенко

Во вторник, 5 ноября, в центре столицы из-за прорыва теплосети провалилась дорога: горячая вода из трубы вымыла почву из-под асфальта, он осел, перекресток улиц Саксаганского и Шота Руставели залило кипятком, под асфальт ушли два автомобиля. Это не первый подобный случай: ровно год назад асфальт провалился на этом же самом месте. Теплосеть, которая проходит по улице Саксаганского, эксплуатируется с 1971 года. Как и многие коммунальные проблемы Киева, проблема уходящего из-под колес автомобилей асфальта гораздо сложней, чем может показаться на первый взгляд — и у нее нет простого решения. По просьбе theБабеля экономист Глеб Буряк, советник парламентского Комитета по вопросам экономического развития, объясняет, почему латать трубы водяного отопления — это все равно что закапывать деньги в землю.

Каждый год киевский городской бюджет выделяет на капитальные ремонты порядка полутора миллиарда гривен — это столько же, сколько город тратит на культуру: музеи, библиотеки, концертные залы. Львиная доля этих денег уходит на то, чтобы ремонтировать теплосети — то есть, попросту, трубы, которые идут от ТЭЦ к домам. Протяженность теплосетей в Киеве — две тысячи километров, то есть в четыре раза больше, чем расстояние от Киева до Одессы. Они изношены до аварийного состояния.

Отапливаются дома в Киеве «централизованно» — горячей водой. Несколько раз в год коммунальные службы Киева перекрывают горячую воду и системы отопления в домах, чтобы понять, есть ли разрывы в теплосетях. Для этого они подают воду в трубы под высоким давлением. Технология обнаружения разрывов выглядит так: сотрудники коммунальных предприятий обходят улицы пешком и высматривают свежие лужи на асфальте. Если асфальт промок, значит, труба не выдержала.

Схожая картина появляется во время аварий. Если вы видите пар, который поднимается над асфальтом, или если вы видите, что зимой, в минусовую погоду на тротуаре волшебным образом тает снег — это значит, что трубу прорвало, что прямо сейчас горячая вода вымывает почву из-под асфальта и автомобиль там лучше не парковать.

Размытый грунт уходит из-под асфальта в канализацию или в подземные реки. Заканчивается это тем, что улица проваливается, унося за собой случайные автомобили и влажные мечты молодых урбанистов жить «как в Берлине». Подобные феномены регулярно видны в Киеве, например, на улицах Академика Ефремова (бывшей Уборевича), Антоновича (бывшей Горького) или на месте недавней аварии — на пересечении улиц Саксаганского и Шота Руставели.

Технологию централизованного водяного отопления придумали в XIX веке. В Киеве централизованную систему начали строить еще в середине 1930-х. Она давно морально устарела. Современные города перешли на газовое и электрическое отопление. Но система котельных, индустрия ремонта теплоцентралей и горячего водоснабжения — это состоявшаяся экономическая отрасль в Украине, в которую каждый год закапывают миллиарды гривен.

Как это можно изменить системно? Перейти на электрическое отопление — это самое очевидное решение с точки зрения экономики и физики. Во-первых, передавать электроэнергию существенно дешевле и проще, чем горячую воду по трубам. Воду в котельных нагревают до 90—100 градусов (то есть почти кипятят), до жилых домов доходит 30—40 градусов, то есть половина денег, которые киевляне платят за отопление, уходят на то, чтобы греть улицы и размывать почву под городом. Даже в устаревших электрических сетях потери составляют не больше 12 процентов.

Однако если весь Киев перейдет на электрическое отопление, сети этого не выдержат, потому что тоже находятся в аварийном состоянии, как, собственно, и вся коммунальная инфраструктура города. Электричество может обеспечить горожан всеми коммунальными благами, но для начала сети нужно обновить.

NurPhoto via Getty Images

Электричество в Украине передают по линиям трех типов, которые состыкованы друг с другом: линии высокого (на 110 кВ), промежуточного (на 35 кВ) и среднего напряжения (на 10 кВ). Чем выше напряжение — тем меньше потери. На «стыках» напряжение понижают и повышают с помощью трансформаторов. В те годы, когда в Киеве строили электрические сети, не существовало трансформаторов, которые понижали бы напряжение с высокого до среднего. Поэтому создали «промежуточные» сети и поставили в два раза больше трансформаторов: от высокого напряжения к промежуточному и от промежуточного к среднему.

Нужные трансформаторы давно производят, технологической проблемы больше нет, но старую конфигурацию сети продолжают обслуживать и использовать. Еще один ее недостаток заключается в том, что напряжение в 10 кВ — это в два раза меньше, чем в сетях США и Европы, и в два раза менее эффективно.

Сети передачи электроэнергии в Киеве, да и во всей стране, в ближайшие десять лет придется обновлять в любом случае, потому что дальше с ними жить нельзя. Вопрос, вокруг которого идут споры, — это на какое напряжение их переводить: оставить нынешние 10 кВ или перейти на 20 кВ, которые работают в США и Европе.

Существуют уже и расчеты стоимости обоих вариантов в масштабах всей Украины. Если оставить прежнее напряжение, за десять лет нужно будет проинвестировать 25 миллиардов долларов. Если перейти на новое — 36 миллиардов долларов, почти в полтора раза больше. Тем не менее второй вариант оказывается выгодней по двум причинам.

Во-первых, сети более высокого напряжения экономней, и только за счет сокращения потерь жители страны будут платить меньше за коммуналку — на 650 миллионов долларов в год меньше. Во-вторых, на современную конфигурацию сети можно будет «повесить» индивидуальные бойлеры в домах или квартирах. Это избавит жителей от ежегодных отключений горячей воды, а их коммунальные платежи сократятся на 1,5—1,7 миллиарда долларов в год.

Существует и еще один вариант — оставить все как есть. И продолжать закапывать в землю 1,5 миллиарда гривен в год, чтобы потом доставать из-под земли автомобили, провалившиеся туда вместе с мечтами киевских урбанистов.

NurPhoto via Getty Images