1
День с Бахматовым должен начаться в 11:00 в здании Киевской горадминистрации. Его кабинет находится на пятом этаже, на двери табличка — «Максим Бахматов, советник мэра. Офис трансформации». Здесь две комнаты, в одной еще лежат коробки, компьютер стоит только на одном столе. Бахматов уже больше месяца советник Кличко, но пока не успел обустроиться. В соседней комнате проходят совещания, одно запланировано на одиннадцать — Бахматов вместе с руководителями департаментов должен обсудить судебные иски от застройщиков. Но он опаздывает, его помощницы проводят участников совещания в кабинет, извиняясь: «Максим тянется в пробке».
В 11:30 приходит Бахтатов — невысокий, в зеленом свитере и красной шапке. Он быстро знакомится с нами и идет в кабинет, где участники совещания уже минут десять обсуждают вопросы. В кабинете длинный стол, на подоконнике лежат личные вещи Бахматова: каска с надписью «Максим Бахматов», бита и его бюст, оставшийся со времен работы в UNIT.City — партнеры напечатали на 3D-принтере.
На повестке — иски от владельцев снесенных МАФов. Бахматов включается в разговор, начиная говорить на украинском языке, но быстро переходит на русский. Предлагает проводить разъяснительную работу с населением по поводу МАФов: «У людей есть ощущение, что за каждым ларьком сидит [мэр Киева Виталий] Кличко и косит капусту. А когда ты рисуешь весь этот схематоз, все понимают, что в каждом районе сидит своя гнида». Кто-то говорит о том, что на один из МАФов уже через полтора месяца после сноса хозяин получил все разрешительные документы. Бахматов удивляется: «Охренеть», и иронично смеется.
Совещание длится недолго, мы собираемся ехать на Подольско-Воскресенский мост, там будет Виталий Кличко. Бахматов внимательно изучает меня и фотографа.
— Я буду сегодня вашей тенью, — шучу я.
— Ничего такая тень, — отвечает он и тут же переходит на ты.
В машине Бахматов уточняет у помощницы координаты места, куда нам нужно ехать: «Эта точка точно со всеми согласована? Потому что это *беня». Получив утвердительный ответ, он включает легкую музыку, приглушив ее до комфортной громкости. Рассказывает, что его день начинается около семи утра — в это время поступают первые рабочие звонки и сообщения. Потом Бахматов едет на тренировку — он уже давно профессионально занимается плаванием. Затем у него «дистанционная работа» по тем направлениям, которые он курирует в горадминистрации. Двадцать второго октября Бахматов запустил Kyiv Traffic Group для борьбы с «рагулями на дорогах». Это совместный проект киевской власти, полиции и активистов. Полиция следит за неправильной парковкой, полосами общественного транспорта и выписывает штрафы. Сразу на выезде на Крещатик Бахматов обращает внимание на ряд запаркованных автомобилей.
— Сюда не доехала полиция и не вжарила их. Сейчас напишу [главе патрульной полиции Киева Юрию] Зозуле, — Бахматов отправляет фотографию в чат группы по трафику. — Вот ответ Зозули: «Привет, у нас сегодня жопа».
Бахматов приводит в пример Нью-Йорк и говорит, что там в центре очень дорогая парковка, поэтому общественный транспорт очень популярен. Похожую модель он хотел бы внедрить и в Киеве — сделать в центре самую дорогую парковку или платный въезд, а большую часть исторического центра — пешеходной.
— С незаконной парковкой в Киеве пытаются бороться давно и все без результатов.
— Никто никогда всерьез не занимался проблемой трафика. Попыток было много, но без реальных KPI и правильных законодательных инициатив не будет результатов. Глава патрульной полиции Киева пишет, что «у него жопа». Что могу сделать я — человек, у которого нет права карать и судить?
Кличко назначил Бахматова 23 сентября 2019 года — он сказал, что городу «нужен кризис-менеджер, который будет бороться с новыми вызовами». Бахматов уже работал в государственных структурах. С 2015 по 2017 год он был директором Национального комплекса «Экспоцентр Украины» (ВДНХ), провел там реорганизацию и сделал его самым посещаемым культурным местом столицы. Но в 2017 он ушел в UNIT.City. «Мы поняли, что потратим очень много времени с непонятным результатом из-за того, сколько всего непонятного происходит в законодательном поле, а тут за это же время мы уже закончим всю стройку», — объяснил тогда Бахматов свое решение. Когда у него закончился контракт с UNIT.City, Кличко предложил ему стать советником.
Мы спорим в машине. Я говорю, что Кличко назначил Бахматова, чтобы повысить свой падающий рейтинг, а самому Бахматову придется решать все проблемы, которые создала команда мэра. Он не согласен: «У Кличко сейчас самый высокий рейтинг по столице. Дерьмо создавалось не только им. Вот если говорить о парковке, только в этом году создадут законодательную базу. В этом Кличко виноват? Или, может, Кличко виноват в том, что у нас такие суды и прокуратура? В том, что происходит в городе, отчасти виновен Кличко — можете так и записать. Но есть две трети проблем, к которым Кличко вообще не имеет отношения». Фразой «в этом тоже Кличко виноват?» Бахматов будет троллить меня полдня.
Я спрашиваю, почему Бахматов всего лишь в должности советника, а не, например, профильного заместителя мэра. Он отвечает, что у него «достаточно полномочий сделать все, что запланировал». «Мне очень тяжело отказать — как женщинам, так и мужчинам, — говорит он серьезным тоном и добавляет, что не шутит. — Если кто-то не захочет что-то делать, это станет ярким публичным кейсом, и Виталий Владимирович мне в этом поможет». Бахматов тоже называет себя кризис-менеджером и объясняет, что в такой позиции он и не должен получать все полномочия. Но если кто-то не будет его слушаться, такого человека уволят.
— Вот, например, Богдан Андрей. У него ведь нет полномочий руководить государством. Но он очень влиятельный. Почему?
— Интересно, что вы сравнили себя с Богданом.
— Я не сравнил, я просто показал пример.
В августе Андрей Богдан заявил, что ему предлагали двадцать миллионов долларов за «лояльное отношение» к мэру Киева. Именно тогда развивался конфликт между Офисом президента и Кличко — в ОП хотели снять его с поста главы Киевской администрации и поставить на эту должность кого-то из президентской команды. По слухам, на этот пост претендовал гендиректор «1 + 1» Александр Ткаченко. Бахматов не любит, когда конфликт между Богданом и Кличко называют войной — он считает, что это «недомолвка», а заявления Богдана о взятке ничего не стоят, раз нет ни фамилий, ни доказательств.
— Какие у вас отношения с Ткаченко?
— Саша Ткаченко — хороший медиаменеджер, хороший был ведущий на «Новом канале». Насколько он продвинулся в качестве депутата, в качестве вершителя судеб — я не знаю. По моей логике, если человек успешен в чем-то, он может быть [успешен] абсолютно везде. Но одно дело — управлять каналом олигарха, а другое — показывать эффективный экономический подход.
— Вы бы остались с ним работать, если бы он пришел в КГГА?
— У меня с Александром в принципе нормальные отношения. Но у меня есть ощущение, процентов на девяносто, что я не смог бы с ним работать.
2
Точка, на которую мы приехали, оказывается тупиком в дачном кооперативе. Уже 13:00, мы опаздываем на встречу, где все уже собрались. Бахматов эмоционально отчитывает помощницу за то, что она не скоординировала действия, и обращается ко мне: «Видите? Можно заблудиться, бл*дь, в семи соснах, если нет нормальной координации».
Возле Подольско-Воскресенского моста уже спорят Виталий Кличко и активисты. Жители Русановских садов требуют изменить проект моста и развернуть съезд в другую сторону, некоторые отказываются уезжать — по плану их должны отселить и выплатить компенсацию за дома. Невысокий мужчина, один из дачников, убеждает мэра, что нынешний проект строительства метро на Троещину неправильный. Кличко отвечает, что проект разработали специалисты, и приглашает оппонента на встречу с ними, заканчивая спор шуткой: «Знаете анекдот, почему на Майдане нельзя заняться сексом? Слишком много советников».
— Какова ваша роль на этой встрече? — спрашиваю у Бахматова, когда Кличко и активисты ненадолго прекратили спорить.
— Вы смотрели «Криминальное чтиво»? Помните, там был мистер Вульф? Вот так меня называют с 1999 года.
Мы поднимаемся на мост, Бахматов представляет меня Кличко. Я спрашиваю, назначит ли мэр советника своим замом. Кличко отшучивается, что «не место красит человека, а человек — место».
— Почему вы решили позвать Максима именно сейчас?
— У нас постоянно идут ротации, — отвечает Кличко. — Этот процесс не имеет начала и конца.
— Но если вы позвали Максима как кризис-менеджера, значит, сейчас в команде кризис?
Кличко не успевает ответить, его перебивает Бахматов: «В любой организации есть перманентные проблемы, которые нельзя сразу решить». Через пару минут Кличко опять шутит, мол, главное — это комедийный бэкграунд Бахматова: «Видите, СНБО без 95-го [квартала] не проходит, президентство без 95-го не проходит. Надо быть в тренде!»
На мосту Бахматов перехватывает инициативу у мэра и сам разговаривает с активистами. Основная проблема — уже построенный съезд с моста. Часть жителей Русановских садов протестуют против него и периодически перекрывают строительным машинам подъезд к мосту. На стороне мэра — жители Троещины, которые не заинтересованы в остановке стройки. «Троещинцы» и «русановцы» агрессивно спорят друг с другом через голову Бахматова. Он договаривается с главным активистом Русановских садов о встрече в мэрии. На прощание активисты просят сделать общую фотографию с Кличко и Бахматовым.
Мы спускаемся к машине и обсуждаем встречу. Бахматов говорит, что все проблемы из-за отсутствия нормального диалога между командой мэра и протестующими. Я напоминаю о примере, который озвучил один из активистов: полгода они требуют оградить строительные площадки для безопасности, но это до сих пор не сделано. «Я считаю, что это срака и жопа, — соглашается Бахматов. — Нужно наказывать, если есть возможность. Но вот, например, казначейство заблокировало выплату денег. [Подрядчик], может, и рад оградить стройки, но у него нет денег даже платить людям зарплату».
— Как вы собираетесь решить проблему с активистами?
— Я уже понимаю, что осталось десять человек и еще 200, которые уже взяли бабло [компенсацию за земельные участки в районе стройки]. Я отлично знаю психологию наших людей: взять бабло, сидеть и ждать, что можно будет еще раз бабло взять, получить компенсацию, качать всю эту херню. Я сейчас посмотрю, как финансируется эта организация [активистов Русановских садов]. Скорее всего, она финансируется теми людьми, которые взяли бабло, и решить вопрос будет элементарно.
— Почему он раньше не решался?
— Раньше меня не было.
3
Остаток дня Бахматов проведет в Киевской администрации, поэтому мы решаем заехать в ЦУМ на обед. В перерыве нужно еще «впихнуть» комментарии для нескольких телеканалов. С прессой Бахматов общается охотно — рекламирует Kyiv Traffic Group, рассказывает о планах. Сейчас он отвечает за несколько направлений: трафик, незаконные стройки и система Kyiv Smart City.
До Нового года Бахматов обещал несколько быстрых побед. Первой он называет инициативу по трафику, рассказывает, что жители Троещины уже быстрее добираются в центр, потому что полосы общественного транспорта свободны. За этим следит полиция, которая дежурит, например, на Северном мосту (бывший Московский). Так полиция уже собрала миллион гривен штрафов. Вторая победа — остановка незаконных строек в двух парках столицы. Третья — исследование завода «Радикал» на левом берегу, на которые нашлось четыре миллиона гривен. Бахматов добавляет, что перед Новым годом он отчитается обо всех своих победах, потому что это «длительные истории».
Я завожу разговор о едином электронном билете. По плану, система должна была заработать 1 ноября — в метро и наземном транспорте хотели отменить жетоны и бумажные билеты. Но в конце октября в КГГА отказались от этой идеи и перенесли полноценный запуск билета еще на год. Я называю это провалом, Бахматов не согласен и злится:
— На сегодняшний день идет параллельная работа старой и новой системы. Первого апреля будет закрыта старая и заработает новая. Нельзя говорить, что она провалена. Официально ее никто не имплементировал.
— Вы так говорите, словно я пытаюсь приписать вам эти слова. Мне даже не как журналисту, а как жителю Киева кажется, что запуск провалился.
— То есть это ваше субъективное мнение. Субъективное мнение Максима Бахматова: электронная система работает идеально, потому что я ехал с «Дорогожицкой», с телефона заплатил за метро восемь гривен — видите, я знаю, сколько стоит метро. Доволен, даже не подходил к кассе. Киев — номер один в Восточной Европе!
Я спрашиваю о еще одном направлении Бахматова — о столичных рынках: Бессарабском, Житнем и Владимирском. Бахматов хочет их реформировать и говорит, что у него уже есть концепция: «Будут классические чистые европейские рынки, с разными зонами». Обещает, что деньги найдет у инвесторов.
4
Мы идем обедать в ЦУМ, Бахматов заказывает суп, салат и ролл «Филадельфия». Говорит, что это его последний прием пищи, поэтому нужно плотно поесть. Я завожу разговор о политике: осенью 2020 года должны пройти местные выборы, на которых Кличко попытается остаться мэром. Бахматов говорит, что политические планы с Кличко не обсуждал. «Я считаю себя эффективным управленцем, а без него не работает ни одна политическая сила».
— Если Кличко останется мэром, вы тоже останетесь?
— Пока у нас есть история на год. Поработаем, посмотрим. Я ведь тоже могу не устроить [Кличко].
Одна из претензий к Кличко — его связь с застройщиком и депутатом Киевсовета Вадимом Столаром, который прошел в парламент от партии «Оппозиционная платформа — За життя». Столар считается неформальным куратором столичных застройщиков от мэрии, Богдан называет его «смотрящим» за Киевом, а Кличко говорит, что это манипуляции. Спустя две недели после назначения, в интервью «Украинской правде» Бахматов сказал, что не знает, кто такой Столар. Его позиция пока не изменилась: «Знаю только, что это был какой-то депутат или чиновник, сейчас даже вспомнить не могу».
— Как вы собираетесь бороться с незаконными стройками, если вы не знаете, кто такой Столар?
— По большому счету, мне пох*уй, кто стоит за незаконными стройками, если они незаконные.
В мэрии у Бахматова встреча с велоактивистами. Он начинает разговор с ними с вопроса, все ли они ездят в шлемах. Большинство отвечают, что нет. Бахматов иронично замечает, что люди, которые не ездят в шлемах, не могут требовать улучшить велобезопасность. Активисты спорят и говорят, что запрет на езду без шлемов, наоборот, тормозит развитие велоинфраструктуры. Они приводят пример из США — в единственном штате, где запрещено ездить без шлемов, нет даже велопарковок. Бахматов парирует, что в Украине все должно быть по закону.
После этой встречи у Бахматова совещание по трафику, потом встреча с замминистра внутренних дел по тому же вопросу — времени на разговор с ним уже не остается. Рабочий день Бахматова заканчивается около одиннадцати вечера. Он говорит, что не разочарован, и уверяет, что выполнит все задуманное.
— Не будет ли такого, что вы скажете: «Я же советник, что я могу сделать»?
— Я готов признать свою ошибку и станцевать танец импотентов на Майдане, если окажется, что мы что-то не сможем.
Пятого ноября возле станции метро «Олимпийская» прорвало трубу с горячей водой, из-за этого провалился асфальт вместе с автомобилем. Точно такая же авария произошла на этом месте год назад. На просьбу theБабеля прокомментировать эту ситуацию помощница Бахматова сказала, что это не его профильная тема: «Максим может прокомментировать, но ему нужно разобраться в вопросе»