После финального отбора «Евровидения-2018» солистка белорусской группы Shuma (Руся (Марина) Шукюрова) предложила нам разработать идею для клипа на песню “CLOUDS”. К тому моменту мы уже были знакомы и хотели поработать вместе, тем более мы специализируемся на социальной рекламе. Наше агентство сделало больше 50 проектов для некоммерческих организаций на безвозмездной основе. Песня о сложных взаимоотношениях между матерью и ребенком. В голову сразу пришла идея создать музыкальную короткометражку о травле ЛГБТ-детей. Руся сделала пост в Facebook о том, что ищет прототип для героини, и через несколько дней мы нашли Леру.
Сюжет клипа “CLOUDS” основан на биографической истории трансгендерной девушки Валерии Шендеры из Минска. Вместе с ней мы начали флэшмоб #superparents, посвященный родителям ЛГБТ-детей. Этим проектом мы хотим поддержать всех людей, которые подвергаются физическому и психологическому насилию за свою инаковость. Сценарий написал я, режиссером выступила Анна Бурячкова, а производством занималась студия The Martini shot.
По данным UNICEF, с травлей сталкиваются 150 миллионов школьников по всему миру. Мы признаем, что проблема существует, и призываем бороться с издевательством над ЛГБТ-детьми. Школа должна быть для них безопасной, а учителя обязаны эффективно реагировать на все попытки других причинить такому ребенку вред. Большинство родителей и воспитателей следят только за внешними показателями: чтобы ребенок был чистым, накормленным, одетым. Из-за такого поверхностного, сугубо «гигиенического» отношения детям ЛГБТ-группы сложно осознать и принять свою ориентацию и гендерную идентичность.
В клипе мы специально показываем эволюцию родителя — от невозможности принять ребенка, попыток наказать или отвести его к психологу до участия в операции по смене пола. Месседж простой: ты не можешь перевоспитать человека насилием, помогут только понимание и любовь.
Финансово проект поддержали немецкий фотограф Вольфганг Тильманс и его фонд Between Bridges. Вольфганг помогает талантливым художникам и деятелям искусства, а также представителям ЛГБТ-сообщества отстаивать свои права. В последнее время он сфокусировался на теме Брекзита и внутренних проблемах ЕС, но наше предложение его очень заинтересовало. Мы стали первым проектом, который фонд Вольфганга поддержал вне ЕС. Если бы этот клип был коммерческим, он бы обошелся нам в более чем 50 тысяч евро. Но все члены команды отказались от гонорара, проект создавался под лозунгом Pro bono. Десять тысяч евро от фонда мы потратили на аренду техники, локаций и на транспорт.
По словам белорусского ЛГБТ-активиста Андрея Завалея, в Беларуси не существует ни одной официально зарегистрированной ЛГБТ-организации. Активистам приходится балансировать на грани, чтобы продолжать защищать свои права.
Власти на многое закрывают глаза, если это не касается парадов, уличных митингов и акций. Проблемы ЛГБТ-сообщества отрицаются. Мотив гомофобии не рассматривает суд, когда на этой почве совершаются преступления. Вспомните хотя бы убийство Михаила Пищевского, который скончался через год после страшных побоев.
Пока суфражистки не начали бороться за право женщин участвовать в социально-политической жизни наравне с мужчинами, женщин не существовало. То же самое сейчас происходит и с ЛГБТ-сообществом. А если ЛГБТ-граждан не существует для государства, значит, с ними может расправиться обезумевшая толпа хранителей «духовных скреп». В Беларуси ЛГБТ-граждане юридически не признаны социальной группой. Ситуация в Украине оказалась аналогичной. Здесь тоже действует негласный запрет на любую правозащитную деятельность в рамках продвижения ЛГБТ-свобод. Если и существуют «казни» для тех, кто разжигает вражду по отношению к ЛГБТ-сообществу, то они в основном показательные, как случай с постом Максима Галицкого.
Мы живем в условиях двойной морали, и нам так удобно. С одной стороны — стремимся интегрироваться в европейский социокультурный контекст. С другой — презираем участников гей-прайдов. Когда мы анонсировали выход ролика в Facebook, тут же посыпались оскорбительные комментарии в духе «любите друг друга в шкафу». Так мы еще раз убедились, что говорить о защите прав ЛГБТ-людей нужно как можно больше. Мы можем ободрить тех, кто стесняется своей природы, и воспитать тех, кто еще не стал частью цивилизованного общества.
Почти все влиятельные СМИ в Беларуси никак не отреагировали на выход клипа, на его номинации и награды. Но мы очень благодарны тем немногим изданиям, которые все-таки о нас написали. На пресс-конференции в Минске было много людей, но пришли всего пять журналистов. Остальные, видимо, сочли тему запретной. Украинские издания были чуть более лояльны и публиковали новости о клипе, но ни в украинский, ни в белорусский телеэфир он пока не попал.
Долгое время рекламная индустрия Украины двигалась к люмпенизации, но сейчас ситуация начинает меняться. Социальная реклама становится востребованной. Война и экономический кризис обнажили ряд других проблем: наркомания, секты, нетерпимость. С людьми больше не работает формат «СТОП СПИД». Недостаточно просто обозначить проблему — нужно дать понять, как с ней бороться, и показать готовую модель, как на нее реагировать. Сегодня креатор — это не рисовальщик флаеров, а человек, способный менять общественное сознание.