О насилии в центре «Свитанок» рассказала бывшая полицейская Зоя Мельник. Двадцать шестого октября она написала в Facebook, что воспитатели «Свитанка» вместе с охранниками фирмы «Центр» бьют детей. По ее словам, она знала об этом и раньше — в 2018 году в Одессе ребенок на улице рассказал ей, что его там бьют. «Но я была патрульной и не могла устроить там проверку», — объясняет Мельник theБабелю. Волонтер Лучезар Панфилов, который занимается в Одессе поиском пропавших детей, рассказал theБабелю, что познакомился с детьми из «Свитанка» около двух лет назад. Они рассказывали ему, что сотрудники центра держат их в «изоляторе» и бьют за плохое поведение, иногда вызывают на подмогу охранников.
В августе воспитатели застали двух подростков, которые занимались сексом в кладовке. Они вызвали охранников, которые заставили этих детей жевать использованный презерватив. «Дети рассказали, что охранники избили их, облили холодной водой, ударили электрошокером и ремнем, а потом до изнеможения заставили приседать с вытянутыми руками», — говорит Зоя Мельник.
Об издевательствах в центре рассказывают и другие дети. Воспитанница центра Катерина Букалова, которая была там на реабилитации в 2017 году, пишет, что воспитательница била ее и закрывала в изоляторе. Она рассказала журналистам, что перед проверками сотрудники центра выдавали детям все новое и просили говорить, что им там нравится. «Нас всегда предупреждали, что «вам никто не поверит, потому что вы дети, а дети в своем возрасте часто фантазируют». Другая воспитанница центра, Мирослава говорит, что воспитатели состригли ее косу и отобрали телефон, чтобы наказать.
Правозащитники говорят, что дети сбегают из центра и пытаются покончить с собой, а некоторые полицейские тоже их избивают. Двадцать пятого сентября Мирослава сбежала из «Свитанка», но ее вернули в центр. Она рассказала theБабелю, что когда ее нашли, полицейский Андрей Крецул из Хмельницкого отделения тянул ее за волосы к ногам у себя в кабинете и кричал: «Облизывай мне обувь». После возвращения в «Свитанок» Мирослава специально отравилась, чтобы сбежать на скорой, но девочку не отправили в больницу, а вкололи ей «но-шпу» — говорили, что ей не плохо. Позже судмедэкспертиза подтвердила побои. Сейчас Мирослава дома, ее семья проходит реабилитацию у частного психотерапевта.
В начале октября из «Свитанка» сбежали три девочки. Одной из них была та, которую заставляли жевать презерватив. Чаще всего беглецы остаются у Лучезара Панфилова, он рассказывает, что некоторые из этих детей собирались покончить с собой.
Лучезара Панфилова обвинили в изнасиловании одной из девочек, он считает это местью руководства «Свитанка». На Панфилова написала заявление одна из девочек, которая ночевала у волонтера. Сам он говорит, что она ночевала без него — в комнате с его сестрой и другими сбежавшими детьми. «Я не ложился [спать в квартире] и специально провел ночь на улице под камерами наблюдения», — говорит он. Его адвокат утверждает, что у Панфилова незаконно провели обыск: «У полицейских не было санкции суда, теперь они будут пытаться легализовать свои действия задним числом. Обыск у моего подзащитного — это месть ювенальных чиновников и полицейских за активность Лучезара Панфилова в поиске детей и защите их прав».
Глава Одесской обладминистрации Максим Куцый пообещал во всем разобраться. Он написал, что лично занялся вопросом детей из «Свитанка» и выясняет, как персонал относился к воспитанникам. После скандала директора центра Инну Ищенко и ее заместителя Виталия Кондратюка отстранили. Психологи, которые обследовали детей центра, назвали их состояние «критическим, требующим кризисного вмешательства». За октябрь оттуда сбежали семеро, у одного ребенка были острые психологические проблемы, а шестерых неправомерно не отпускали домой; окна центра зарешечены, в нем нет видеонаблюдения. Зоя Мельник говорит, что Главное управление Нацполиции в Одессе отстранило полицейского Андрея Крецула и расследует дело. Крецул отказался комментировать обвинения theБабелю.
Отстраненные директор и ее заместитель отрицают обвинения. На пресс-конференции заместитель директора «Свитанка» Виталий Кондратюк заявил, что слова Зои Мельник — это «огульные домыслы». Но позже он признал, что подал в полицию заявление о том, что детей заставляли жевать презерватив. Директор центра Инна Ищенко сказала, что с охранными фирмами у центра договоров нет, и она не видела, чтобы охранники заходили к детям. Кондратюк не отрицал, что охранники приезжали к детям добровольно, не как представители охранной фирмы — правилами это не запрещено. На вопрос, почему дети сбегают, заместитель и директор ответили: «Причины у всех разные: кто-то за сигаретами, кто-то соскучился по дому, а кто-то — потусить с друзьями».