75 лет назад разведка США выпустила руководство по бюрократическому саботажу в тылу нацистов. Кажется, по нему до сих пор работают во многих компаниях

Автор:
Serhii Pyvovarov
Дата:
75 лет назад разведка США выпустила руководство по бюрократическому саботажу в тылу нацистов. Кажется, по нему до сих пор работают во многих компаниях

Артем Марков / Дарья Светлова / «Бабель»

Во время Второй мировой войны американская разведка составила секретное руководство по саботажу в тылу противника. Следуя этой инструкции, саботажник даже без специальной подготовки и денег мог замедлить и даже остановить производство — исключительно бюрократическими методами. Ему нужно было затягивать рабочие совещания, принимать ошибочные решения, откладывать решение важных задач, перекладывать ответственные задания на неэффективных работников. Обозреватель theБабеля Сергей Пивоваров спустя 75 лет прочел руководство и выбрал основные инструкции, которые до сих пор применяют руководители и сотрудники больших компаний (мы ни на что не намекаем).

В 1944 году Управление стратегических служб США (предшественник ЦРУ) выпустило секретное «Полевое руководство по простому саботажу». Документ рассекретили в 2008 году. Это 32-страничная брошюра, где речь идет о «тихих» ненасильственных методах, в отличие от подрывов и других разрушений не требующих специальной подготовки и средств.

Это инструкции о том, как простые люди могут снизить эффективность и производительность на заводах и фабриках, в офисах и на транспортных линиях. Они основаны на «универсальных возможностях принимать ошибочные решения. Этот вид деятельности, иногда называемый «человеческим фактором», часто приводит к несчастным случаям, задержкам и общим препятствиям даже в нормальных условиях».

Спустя 75 лет в ЦРУ признают, что «некоторые инструкции кажутся устаревшими; другие же остаются на удивление актуальными, а вместе они напоминают о том, как легко можно подорвать производительность и порядок». Вот основные из таких «вечных» инструкций по корпоративной бюрократии, применимые к работе современных компаний по всему миру.

Во время конференций, рабочих встреч и заседаний:

  • Настаивайте на том, чтобы все делалось по «каналам». Никогда не допускайте сокращения сроков принятия решений для ускорения процесса.
  • Выступайте с «речами». Говорите как можно чаще и дольше. Растягивайте выступление историями из личного опыта и «патриотическими» комментариями.
  • Передавайте все важные вопросы в комитеты для «дальнейшего изучения и рассмотрения». Постарайтесь создать как можно больше таких комитетов — не менее пяти.
  • Как можно чаще задавайте нерелевантные вопросы, спорьте о точных формулировках резолюций.
  • Возвращайтесь к решениям, принятым на последнем заседании, и старайтесь вновь поднять вопрос об их целесообразности.

Для руководителей и менеджеров:

  • Поощряйте неэффективных работников, незаслуженно повышайте их по службе и поручайте им самую ответственную работу. Дискриминируйте эффективных сотрудников и несправедливо жалуйтесь на их работу. При найме новых работников давайте им неполные или вводящие в заблуждение инструкции.
  • Увеличивайте бумажную работу: требуйте письменных распоряжений в нескольких экземплярах, ведите длительную переписку о деталях задачи и задавайте бесконечные вопросы.
  • Устраивайте конференции, когда есть более важная работа.
  • Умножайте количество процедур и разрешений. Позаботьтесь о том, чтобы для одобрения нужно было пройти минимум три инстанции.
  • При выполнении рабочих задач всегда начинайте с наименее важных. Требуйте их безупречного выполнения и отправляйте на доработку по любому поводу.

Для сотрудников:

  • Работайте медленно. Старайтесь как можно чаще устраивать перерывы. Забывайте инструменты, чтобы за ними приходилось возвращаться. Задерживайтесь в туалете дольше, чем нужно.
  • Выполняйте свою работу плохо и обвиняйте в этом некачественное оборудование или других сотрудников. Жалуйтесь, что все это мешает вам эффективно выполнять свою работу.
  • Заполняйте рабочую документацию неразборчиво, с ошибками, забывайте указывать нужную информацию. Притворитесь, что не понимаете инструкций на иностранном языке, даже если вы его знаете. Донимайте начальство ненужными уточняющими вопросами, оправдываясь тем, что хотите эффективно выполнять свою работу.
  • Никогда не передавайте свои навыки и опыт новому или менее квалифицированному работнику.
  • Распространяйте тревожные слухи и сплетни.

В брошюре есть инструкции для «тихого» саботажа в транспортной сфере. Водителям автобусов предлагают проезжать мимо остановки, где «противник» хочет выйти. Таксистам — ехать по максимально длинному маршруту, чтобы не только потратить время «противника», но и дополнительно подзаработать. Работникам железной дороги — «по ошибке» продавать два билета на одно место, устраивать путаницу с багажом и «случайно» выводить неверную информацию на табло.

Постарайтесь не пользоваться этими инструкциями на своем рабочем месте!
Автор:
Serhii Pyvovarov

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter — мы исправим