В 1944 году Управление стратегических служб США (предшественник ЦРУ) выпустило секретное «Полевое руководство по простому саботажу». Документ рассекретили в 2008 году. Это 32-страничная брошюра, где речь идет о «тихих» ненасильственных методах, в отличие от подрывов и других разрушений не требующих специальной подготовки и средств.
Это инструкции о том, как простые люди могут снизить эффективность и производительность на заводах и фабриках, в офисах и на транспортных линиях. Они основаны на «универсальных возможностях принимать ошибочные решения. Этот вид деятельности, иногда называемый «человеческим фактором», часто приводит к несчастным случаям, задержкам и общим препятствиям даже в нормальных условиях».
Спустя 75 лет в ЦРУ признают, что «некоторые инструкции кажутся устаревшими; другие же остаются на удивление актуальными, а вместе они напоминают о том, как легко можно подорвать производительность и порядок». Вот основные из таких «вечных» инструкций по корпоративной бюрократии, применимые к работе современных компаний по всему миру.
Во время конференций, рабочих встреч и заседаний:
- Настаивайте на том, чтобы все делалось по «каналам». Никогда не допускайте сокращения сроков принятия решений для ускорения процесса.
- Выступайте с «речами». Говорите как можно чаще и дольше. Растягивайте выступление историями из личного опыта и «патриотическими» комментариями.
- Передавайте все важные вопросы в комитеты для «дальнейшего изучения и рассмотрения». Постарайтесь создать как можно больше таких комитетов — не менее пяти.
- Как можно чаще задавайте нерелевантные вопросы, спорьте о точных формулировках резолюций.
- Возвращайтесь к решениям, принятым на последнем заседании, и старайтесь вновь поднять вопрос об их целесообразности.
Для руководителей и менеджеров:
- Поощряйте неэффективных работников, незаслуженно повышайте их по службе и поручайте им самую ответственную работу. Дискриминируйте эффективных сотрудников и несправедливо жалуйтесь на их работу. При найме новых работников давайте им неполные или вводящие в заблуждение инструкции.
- Увеличивайте бумажную работу: требуйте письменных распоряжений в нескольких экземплярах, ведите длительную переписку о деталях задачи и задавайте бесконечные вопросы.
- Устраивайте конференции, когда есть более важная работа.
- Умножайте количество процедур и разрешений. Позаботьтесь о том, чтобы для одобрения нужно было пройти минимум три инстанции.
- При выполнении рабочих задач всегда начинайте с наименее важных. Требуйте их безупречного выполнения и отправляйте на доработку по любому поводу.
Для сотрудников:
- Работайте медленно. Старайтесь как можно чаще устраивать перерывы. Забывайте инструменты, чтобы за ними приходилось возвращаться. Задерживайтесь в туалете дольше, чем нужно.
- Выполняйте свою работу плохо и обвиняйте в этом некачественное оборудование или других сотрудников. Жалуйтесь, что все это мешает вам эффективно выполнять свою работу.
- Заполняйте рабочую документацию неразборчиво, с ошибками, забывайте указывать нужную информацию. Притворитесь, что не понимаете инструкций на иностранном языке, даже если вы его знаете. Донимайте начальство ненужными уточняющими вопросами, оправдываясь тем, что хотите эффективно выполнять свою работу.
- Никогда не передавайте свои навыки и опыт новому или менее квалифицированному работнику.
- Распространяйте тревожные слухи и сплетни.
В брошюре есть инструкции для «тихого» саботажа в транспортной сфере. Водителям автобусов предлагают проезжать мимо остановки, где «противник» хочет выйти. Таксистам — ехать по максимально длинному маршруту, чтобы не только потратить время «противника», но и дополнительно подзаработать. Работникам железной дороги — «по ошибке» продавать два билета на одно место, устраивать путаницу с багажом и «случайно» выводить неверную информацию на табло.