Зеленский заявил, что Украина согласилась на «формулу Штайнмайера». Что это значит? Это капитуляция и «зрада»? (Сама по себе — нет) Отвечаем на главные вопросы — коротко и понятным языком

Авторы:
Oksana Kovalenko, Maria Zhartovska, Yuliana Skibitska
Редактор:
Gleb Gusev
Дата:
Зеленский заявил, что Украина согласилась на «формулу Штайнмайера». Что это значит? Это капитуляция и «зрада»? (Сама по себе — нет) Отвечаем на главные вопросы — коротко и понятным языком

Артем Марков / Дарья Светлова / «Бабель»

Первого октября президент Украины Владимир Зеленский заявил, что Украина согласилась с «формулой [министра иностранных дел Германии Франка-Вальтера] Штайнмайера». В этой формуле Штайнмайер предложил механизм вступления в силу закона об особом статусе неподконтрольных Украине территорий (этот закон Верховная Рада приняла в 2014 году). По формуле, закон вступает в силу после выборов на этих территориях. Документ, в котором зафиксировано согласие, — это письмо представителя Украины Леонида Кучмы. Сразу после брифинга Зеленского на Майдане собрались националисты, которые называют этот шаг капитуляцией Украины. Это действительно капитуляция? Что именно подписал Леонид Кучма и зачем он это сделал? Как пройдут выборы? И что будет происходить дальше? theБабель собрал главные вопросы о «формуле Штайнмайера» и постарался ответить на них как можно проще.

Текст «формулы Штайнмайера»

  • Закон вступает в силу в 20:00 по местному времени в день голосования на досрочных местных выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, которые назначены и проведены в соответствии с Конституцией Украины и специальным законом Украины, регулирующим проведение местных выборов в упомянутых районах. Он будет действовать на временной основе до дня публикации окончательных выводов миссией Бюро демократических институтов и прав человека (БДИПЧ) ОБСЕ по наблюдению за выборами, на основе сложившейся практики БДИПЧ ОБСЕ, о соответствии в целом досрочных местных выборов стандартам ОБСЕ и международным стандартам демократических выборов, а также украинскому законодательству, и в которых содержится ответ на вопрос, согласованный в «нормандском формате», одобренный в Трехсторонней контактной группе и направленный Украиной в ее приглашении и Действующим председателем ОБСЕ Директору БДИПЧ.

    Этот закон продолжает действовать на постоянной основе в случае, если в окончательном отчете БДИПЧ ОБСЕ в соответствии с установившейся практикой приходит к выводу о том, что досрочные местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей были проведены в целом в соответствии со стандартами ОБСЕ и украинского законодательства, отвечая на вопрос, согласованный в «нормандском формате», одобренный в Трехсторонней контактной группе и направленный Украиной в ее приглашении и Действующим председателем ОБСЕ Директору БДИПЧ.

Что такое «формула Штайнмайера»?

Мы уже подробно разбирали, о чем идет речь в этой формуле. Если коротко, это всего лишь предложение о том, как должен работать закон об особом статусе неподконтрольных Украине территорий. По формуле, он вступает в силу сразу после выборов на этой территории — но только временно. Если международные организации подтвердят результаты выборов, закон начнет действовать на постоянной основе.

А что в Минске подписал Леонид Кучма? Он подписал какой-то договор?

Не совсем. Кучма подписал письмо к представителю ОБСЕ в Трехсторонней контактной группе Мартину Сайдику. В нем есть текст формулы и приписка, что Украина с ним соглашается. Такие же письма подписали представители России и непризнанных республик. Как пишет «Европейская правда», для Украины было важно, чтобы подпись Кучмы не стояла на одном документе с подписями представителей боевиков.

Зачем мы вообще согласились с этой формулой?

По словам депутата от «Слуги народа» Богдана Яременко (главы комитета ВР по вопросам внешней политики), Россия требовала от Украины согласиться на «формулу Штайнмайера», чтобы стала возможна встреча в «нормандском формате», то есть лидеров Франции, Германии, Украины и России. Последний раз они встречались в Берлине в 2016 году.

Сегодня помощник президента РФ Владислав Сурков заявил, что дату встречи Россия будет обсуждать только после того, как Украина отведет войска в районе городов Петровское и Золотое (Луганская область).

Выборы пройдут под «дулами российских автоматов»?

Неизвестно. На экстренном брифинге Владимир Зеленский заверил, что «никаких выборов под дулом пулеметов не будет и быть не может». «Мы не говорим о структуре этих выборов. Но [...] если мы хотим, чтобы выборы прошли согласно законодательству Украины, то [...] не может быть ни пулеметов, граница должна быть наша», — сказал Зеленский.

В «формуле Штайнмайера» содержится фраза о том, что выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей должны проходить по украинскому законодательству. Дальше парламент должен будет составить законопроект, прописать в нем условия проведения выборов и проголосовать за его. В интервью «Европейской правде» министр иностранных дел Вадим Пристайко рассказывал, что честность выборов будет определять БДИПЧ ОБСЕ. «Есть [...] риск из-за того, что решение принимаем не мы, а международная организация, которой мы якобы все доверяем [...]. Но я просто не вижу, как по-другому можно решить эту проблему», — сказал Пристайко в своем интервью.

Он также сформулировал несколько вопросов, на которые нужно ответить. По словам Пристайко, честные выборы возможны, только если их проведет Украина — по украинским законам, с помощью Центризбиркома Украины. ЦИК придется установить сервера, обеспечить доступ всем партиям, наблюдателям и СМИ. «Еще вопрос, каким образом проводить голосование для перемещенных лиц. Или они голосуют там, куда они переехали, или возвращаются на момент голосования, и захотят ли они приехать», — говорит Пристайко.

«Формула Штайнмайера» содержит еще какие-то риски?

Есть риск того, что ею будет манипулировать Россия. С 2015 года Россия и Украина спорят о том, что должно произойти раньше — выборы на Донбассе или выход российских войск, получение Украиной контроля над границей с РФ. В том же интервью «Европейской правде» Вадим Пристайко говорил, что в идеале местные выборы на всей территории Украины (включая оккупированные территории) должны состояться весной 2020 года. На вопрос, возможны ли быстрые перемены на Донбассе, он ответил: «Я не верю вообще ни во что, но мы должны попытаться». То есть существует риск, что Украина не успеет наладить информационную политику на Донбассе (где не работают украинские телеканалы, зато работают российские) и качественно провести предвыборную кампанию. Это значит, что есть риск легализации лидеров «ЛНР» и «ДНР».

Так это «зрада» или «перемога»? И что будет происходить дальше?

По словам Зеленского, согласившись на «формулу Штайнмайера», Украина разблокировала переговоры в «нормадском формате», то есть между лидерами Франции, Германии, Украины и России. Последний раз они встречались в Берлине в 2016 году.

Кроме того, Верховная Рада должна будет принять несколько важных законов. В первую очередь — новую версию закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей».

Тридцать первого декабря 2019 года истекает срок действия закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей». Этот документ предусматривает амнистию всем участникам событий в Донецкой и Луганской областях. Бывший представитель Украины в Минской гуманитарной подгруппе Ирина Геращенко заявляла, что под амнистию не могут попасть убийцы и террористы.

  • Закон оставляет право пользоваться русским языком местным судам, органам госвласти и местного самоуправления — этого нет на остальной территории Украины.
  • По этому закону местная власть участвует в назначениях руководителей органов прокуратуры и судов, в создании «народной милиции».
  • Но самое главное — этот закон должен был вступить в силу только после вывода всех незаконных вооруженных формирований, военной техники, боевиков и наемников с территории Украины, проведения местных выборов по законам Украины, с участием всеукраинских политических партий, прозрачным подсчетом голосов. И основное требование — чтобы эти выборы признала ОБСЕ. Этого не произошло, потому закон так и не заработал.

Теперь Зеленский заявил, что парламент («советуясь с обществом») должен принять новый закон, который отрегулирует местное самоуправление на этих территориях. Именно этот закон и покажет, является ли «формула Штайнмайера», с которой согласилась Украина, «зрадой» или «перемогой».

Кроме того, парламент должен будет принять еще один закон, который будет регулировать выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской области. Там должны быть перечислены условия: выборы по украинскому законодательству, вывод войск и так далее. Ответ на вопрос «это зрада или перемога» будет содержаться и в этом документе.

Наконец, парламент должен определить ответственность участников событий в Донецкой и Луганской областях — тех, кто участвовал в боевых действиях и работал в администрациях оккупационных властей. (В августе представитель «Слуги народа» Никита Потураев сказал, что нужен закон о коллаборантах.)