Андрей Смирнов — защитник Евромайдана, советник Владислава Каськива и адвокат главных регионалов. Профайл нового замглавы Офиса президента

Автор:
Мария Ульяновская
Дата:
Андрей Смирнов — защитник Евромайдана, советник Владислава Каськива и адвокат главных регионалов. Профайл нового замглавы Офиса президента

Ратинский Вячеслав / УНИАН

В прошлом новый замглавы Офиса президента (ОП) Андрей Смирнов активно поддерживал Евромайдан и работал на лидера «Правого сектора» Дмитрия Яроша. В 2015 году его карьера и круг общения круто изменились — юрист начал защищать в судах влиятельных экс-регионалов, в том числе бывшего министра юстиции Елену Лукаш и бывшего главу фракции Партии регионов Александра Ефремова. Десятого сентября 2019 года Смирнов стал замглавы ОП Андрея Богдана. Как и когда они познакомились, что Смирнов говорит о своих известных клиентах и чем будет заниматься на новой должности — в нашем большом профайле.

Юридическая карьера и госслужба

Андрею Смирнову 38 лет. Он родился в Киеве и с детства слыл хулиганом. Учебе предпочитал дворовые посиделки с друзьями, и в девятом классе из-за проблем с поведением его едва не выгнали со школы. Чтобы спасти ситуацию, мама договорилась с учительницей по правоведению о факультативных занятиях с отстающим Андреем. По словам Смирнова, право настолько его заинтересовало, что уже в 11 классе он победил во Всеукраинской олимпиаде и поступил на факультет правоведения Киево-Могилянской академии без дополнительных экзаменов.

В университете Смирнов стал старостой курса и активно занимался оргработой — заказывал проездные и организовывал дни факультета. Владимир Сущенко, тогда декан факультета, вспоминает, что Смирнов не был отличником, но учился хорошо и всегда имел собственное мнение по важным вопросам. Кроме основного юридического образования, он окончил курс политических студий.

Во время учебы Смирнов познакомился со своей женой Зоряной Пелех, и после выпускного, в 2003 году, они вместе создали компанию «Бизнес Юр Консалтинг». Начинающие юристы брались за любую работу — от составления исковых заявлений до консультаций по семейному, хозяйственному и гражданскому праву. Семейный бизнес просуществовал до 2006 года. В 2013-м фирму безуспешно пытались реанимировать, переименовав в «Дешарт партнерз». Но личные амбиции взяли верх — Пелех стала частным нотариусом, а Смирнов ушел в адвокатуру.

В 2005 году Смирнов вместе с Олегом Чернявским основал компанию «Украинский центр электронной торговли». Партнеры хотели разработать электронную систему обеспечения госзакупок, но в 2007-м фирму ликвидировали.

В 2006 году Смирнов решил попробовать себя на госслужбе. Он успел поработать в управлении земельных ресурсов Запорожья, юридическом департаменте Госкомрезерва, был замначальника хозяйственного управления СБУ и председателем наблюдательного совета Украинского банка реконструкции и развития. Вскоре карьера чиновника Смирнову наскучила, и он решил вернуться в частную практику. «Госслужба — очень рутинная и бюрократическая работа, которая высасывает энергию, а развития не дает», — объясняет он свое решение.

К концу нулевых Смирнов становится известным в юридических кругах — его ценят как специалиста, который досконально знает закон и может решить любую задачу. В 2012-м, параллельно с частной практикой, он стал внештатным советником председателя Госагентства инвестиций и национальных проектов (Госинвестпроекта) Владислава Каськива. В агентстве Смирнов познакомился с нынешними членами команды власти — главой Херсонской ОГА Юрием Гусевым и замруководителя Офиса президента Игорем Жовквой. Тогда Гусев был председателем департамента национальных проектов, а Жовква руководил департаментом иностранных инвестиций и международного сотрудничества.

В 2012 году Госинвестпроекту на масштабные инициативы из госбюджета выделили более 500 миллионов гривен. Но проекты так и не реализовали, а деньги исчезли. Деятельность агентства расследовали НАБУ и САП. Сейчас дело передали в суд. По оценкам главы МВД Арсена Авакова, команда Каськива разворовала около двух миллиардов гривен. Сам Смирнов говорит, что когда понял, что на самом деле происходит в агентстве, — ушел. С Каськивым он проработал больше года.

Майдан

В начале десятых Смирнов познакомился с адвокатом Валерием Карпунцовым. Когда в 2012-м тот прошел в Раду от партии Виталия Кличко УДАР, сразу позвал Смирнова в помощники. Тот готовил для депутата аналитические документы и помогал с юридическими консультациями. В свободное время они встречались и играли в бильярд.

В конце 2013-го Смирнов активно поддерживал Евромайдан и работал в Штабе национального сопротивления. В центре правовой защиты при штабе он отвечал за прием граждан и консультировал активистов. Когда появились первые жертвы, Смирнов вместе с коллегой Николаем Голодняком в жилетках с надписями «Адвокат» вышли на Грушевского фотографировать тела активистов. «Прокуратура и полиция этого не делали, а мы понимали, что будет уголовное производство, и кому-то нужно было это документировать, — вспоминает Голодняк. — Когда другие побаивались, Андрей спокойно и хладнокровно делал эту работу».

В 2014-м Смирнов получил свидетельство адвоката и вместе со знакомым Ростиславом Пукало создал ГО «Трибунал». Предполагалось, что организация будет бороться с коррупцией, но основатели ГО активно ушли в адвокатуру, и затея провалилась.

УКРОП и «дело Корбана»

Защищая активистов Майдана, Смирнов сблизился с представителями «Правого сектора» (ПС). После начала войны на востоке он помогал участникам АТО и защищал добровольцев в судах. Когда лидер ПС Дмитрий Ярош решил баллотироваться в президенты, Смирнов стал его уполномоченным представителем в ЦИК с правом совещательного голоса.

Осенью 2014 года Смирнов и сам решил попробовать себя в политике — он баллотировался в парламент как самовыдвиженец в 49 округе (район Константиновки и Дружковки в Донецкой области). В своей программе кандидат обещал «способствовать сохранению и возрождению культурных ценностей и традиций нашего народа». Он набрал 145 голосов — самый низкий результат на округе.

На внеочередных парламентских выборах 2014 года в Раду прошел Андрей Денисенко, один из руководителей ПС. Он взял Смирнова себе в помощники. На местных выборах 2015-го депутат предложил Смирнову баллотироваться в Днепропетровске от партии УКРОП. Он получил почти 32% и прошел в областной совет. В декабре 2015 года Смирнов возглавил комиссию по вопросам коммунальной собственности и жилищно-коммунального хозяйства.

Будучи депутатом облсовета, Смирнов продолжал заниматься адвокатской деятельностью. В конце декабря 2015-го Генпрокуратура задержала лидера партии УКРОП Геннадия Корбана — его подозревали в растрате и организации преступной группировки. Группу его адвокатов возглавил нынешний глава Офиса президента Андрей Богдан — его телефон был единственным, который задержанный Корбан сумел набрать по памяти. Смирнова пригласили адвокатом второго фигуранта в деле Корбана — Михаила Кошляка. В марте 2016 года Корбан пошел на сделку со следствием, а в июне его отпустили на свободу под подписку о невыезде. Через два месяца Смирнов добился, чтобы Апелляционный суд освободил Кошляка и закрыл производство по нему. «Дело Корбана» было поворотным в карьере Смирнова: он стал почти медийным персонажем и завел полезное знакомство с Богданом. Хотя сам адвокат говорит, что каких-то особых отношений с будущим шефом у него тогда не было — просто работали вместе.

More law, less justice (Больше законов — меньше справедливости)

Днем 5 ноября 2015 года бывшего министра Кабмина Николая Азарова и в прошлом адвоката Виктора Януковича Елену Лукаш задержали сотрудники СБУ. Ее подозревали в растрате бюджетных средств. Спустя 15 минут после задержания Смирнову позвонила сестра Лукаш Татьяна. Они были знакомы с 2014 года, когда юрист представлял Яроша в ЦИК, а Татьяна работала там секретарем. Она вспоминает, что тогда Смирнов поддержал их не только как адвокат, но и просто как человек. «Защищать «регионалов» тогда все боялись. Мы были первопроходцами», — рассказывает адвокат Ростислав Пукало, которого Смирнов привлек к делу Лукаш. Еще одним адвокатом Лукаш был Юрий Иващенко — ее одногруппник и зам на посту министра юстиции.

Юрий Иващенко, Елена Лукаш, Ростислав Пукало и Андрей Смирнов. Слушание по делу Лукаш.

Синица Александр / УНИАН

Из-за дела Лукаш от Смирнова отвернулись старые друзья и соратники по Майдану. Депутат Денисенко отказался от сотрудничества со Смирновым в качестве помощника, а коллеги последнего из УКРОПа попросили его покинуть Днепровский облсовет. Смирнов остался депутатом, но появляться в Днепре стал реже — в 2017 году он отсутствовал на половине сессий облсовета. Адвокат говорит, что его упрекали в том, что он защищает «врагов». Смирнов настаивает — защищал клиентов, чтобы не допустить нарушений их прав. «Если человек «враг», то суд признает его виновным».

Потеряв старых друзей, Смирнов приобрел много известных и влиятельных во времена Януковича клиентов: он переквалифицировался на дела с политической подноготной. «Из профессионального вызова он сделал специализацию», — коротко описывает карьерный поворот Смирнова Пукало. В 2017-м вместе с Иващенко Смирнов создал адвокатское объединение Smyrnov Law Office. Слоган компании More law, less justice дословно переводится как «Больше законов — меньше справедливости».

Кроме Лукаш, адвокаты защищали Александра Кацубу, Михаила Охендовского, Юрия Цаплиенко, Владимира Петрова и Александра Барабошко, Игоря Гужву и Вячеслава Химикуса.

Одним из клиентов Смирнова был и Александр Ефремов — бывший глава фракции Партии регионов и единственный из верхушки регионалов, кто после побега Януковича оказался за решеткой. Ефремова обвиняли в государственной измене. Судебное разбирательство по этому делу тянулось три года. Смирнов неоднократно критиковал работу правоохранительных органов и утверждал, что дело политически мотивировано. Двадцать второго июля Ефремова освободили из-под стражи, а 19 сентября суд отменил домашний арест и заменил его на самую мягкую меру пресечения — личное обязательство.

Сейчас клиенты находят Смирнова по «сарафанному радио». «За годы практики нарабатывается авторитет, имя, репутация, и клиенты выходят на нас без рекламы», — объясняет партнер Smyrnov Law Office Ким Веремийчук. Адвокаты просят не отождествлять их с клиентами и говорят, что в первую очередь интересуются судьбой людей, а не ярлыками, которые на них навешивают.

Годами защищая регионалов, Смирнов и сам нередко повторял их риторику: он много и часто критиковал предыдущую команду Петра Порошенко. Пятого января 2018 года он первым написал о поездке Порошенко в отпуск на Мальдивы. Эту новость сразу подхватил сайт «Страна.ua», который обвиняют в пророссийской и антиукраинской риторике. В марте 2018-го Смирнов купил картину с изображением теперь уже экс-нардепа Антона Геращенко, выставленную на аукцион заместителем главреда «Страны» Светланой Крюковой.

В августе 2018-го Смирнов запостил фотографию с еще одним другом «Страны» — Андреем Портновым. В то время бывший замглавы Администрации президента Януковича жил в Австрии. По словам адвоката, дружеских отношений между ними нет, а Портнов — высокопрофессиональный юрист, которого знает весь юридический истеблишмент. В комментарии theБабелю Портнов отказался говорить об отношениях со Смирновым.

Офис президента

Седьмого августа Смирнов стал членом рабочей группы по вопросам реформирования криминальной юстиции в Комиссии по вопросам правовой реформы. А 10 сентября президент назначил его замруководителя своего Офиса Андрея Богдана. Смирнов загадочно говорит, что на эту должность он пришел «по приглашению», но кто именно его пригласил — сообщать отказывается. «Мне показалось, что с этой командой людей мы можем провести быстрые и эффективные изменения». Он уверяет, что перед назначением прекратил любые контакты с клиентами.

В ОП Смирнов будет заниматься тем же, чем в свое время Портнов при Януковиче и Алексей Филатов при Порошенко — правовой политикой, правоохранительной деятельностью и судебной системой. Главное его преимущество, считают коллеги, в том, что он понимает, как работает система, знает ее недостатки и видит, как их исправить. Сам Смирнов своими главными приоритетами называет судебную и правоохранительную реформы, но как они будут реализованы, пока не уточняет. Говорит, что это предмет отдельного интервью.