О своем назначении. Я бы не пошла [работать министром], если бы понимала, что команда правительства не будет такой, как сейчас. Для меня было очень важно, что Лилия Гриневич, [заместители Гриневич] Павел Хобзей и Вадим Карандий и другие коллеги, с которыми я работала, поддерживали меня. Это придавало большую уверенность в том, что будет пул людей, которые останутся со мной и будут работать дальше и которые имеют авторитет в сообществе.
О Новой украинской школе. НУШ сохранится как приоритет, но мы попробуем добавить определенные решения в других сферах. Ускорить НУШ — это попытаться ускорить начало как базовой, так и старшей профильной школы. Однако пока нет ответа, как мы это будем делать. [Мы] должны убедить всех, что учиться на год дольше — это классно. Сейчас разрабатываем различные сценарии и потом представим их на общественное обсуждение.
О цифровом образовании. Сейчас рынок электронных учебников развит плохо. Просто так взять и закупить их, как бумажные учебники, — это непростая задача. [Советница министра Оксана Макаренко] должна возобновить работу над созданием единого образовательного ресурса, который обеспечит пласт необходимых образовательных материалов, учебников, планов уроков, что позволит каждому учителю и ученику иметь свой образовательный кабинет. Там можно будет готовиться к урокам и так далее. Но надо начать с базовых вещей — с доступа к интернету, с наличия гаджетов.
О дошкольном образовании. Прямого влияния на сеть дошкольных заведений у нас нет. Мы не сможем прямо повлиять на то, чтобы стало больше садиков. Надо будет тесно работать с местными властями, убеждать их, что нужно больше мест. Хотим начать с общей концепции дошкольного образования, которая бы привлекла внимание общества, политиков, родителей, управленцев к тому, что это должно стать приоритетом в сфере образования.
О профтехническом образовании. Мы очень бы хотели перевернуть пирамиду, когда у нас огромный процент идет в заведения высшего образования, а всего около 30 процентов идут в учреждения профессионального образования. Это неправильно — многие дети теряют возможность получать в будущем лучшую зарплату. Содержание программ и сами направления подготовки должны быть более гибкими, более современными — это то, над чем мы будем работать. Сейчас у нас более 700 заведений профессионально-технического образования. [Мы] должны сконцентрироваться на том, чтобы инвестировать госсредства в меньшую часть учебных заведений профессионального образования, но лучших.
О высшем образовании. Мы хотим, чтобы на финансирование учреждений высшего образования влияли показатели трудоустройства выпускников, качество научной деятельности университета, присутствие в международных рейтингах и тому подобное.
Наша цель — чтобы ректор был настоящим менеджером, которого государство нанимает, чтобы управлять заведением высшего образования, и может требовать от него определенных показателей качества. В контракте каждого ректора необходим четкий перечень KPI, которых он должен достичь. МОН должен мониторить, действительно ли это делается, добивается ли университет своих стратегических целей.
О заработной плате педагогов. Мы будем придерживаться положений Закона «Об образовании», где четко указано, что до 2025 года должны выйти на четыре прожиточных минимума наименьшего должностного оклада педагога. Минфин давал сводную информацию из регионов — это дополнительно почти 45 миллиардов гривен. Для нашей экономики это гигантские средства, которые надо откуда-то вытянуть, у кого их забрать и отдать сюда. Как министр образования я была бы очень рада так сделать, но другие министры, видимо, не поймут. Работаем с Минфином и премьером, чтобы повысить зарплату педагогам, но в ближайшее время будет немножко другой инструмент, как это сделать. Точно выйдем с решением ко второму чтению бюджета.