1
Метро «Крещатик», 9 утра. Возле выхода на улице Институтской много полиции, ограждения и рамки металлоискателей. К мемориалу Небесной сотни пропускают только журналистов и по приглашениям. Возле рамок стоят сотрудники Службы безопасности Украины в костюмах и с наушниками. Сюда должен приехать президент Владимир Зеленский, чтобы почтить память погибших на Майдане. За рамками толпятся операторы, корреспонденты телеканалов и несколько человек в военной форме. У одного из них шеврон батальона «Айдар», на кепке написано «Грек».
В 9:05 подъезжает кортеж. Из автомобиля выходит Владимир Зеленский в костюме с приколотой желто-синей лентой, и его жена Елена — в белом платье и тоже с лентой. За ними идет несколько человек охраны. «Грек» пытается пройти к президенту, но это ему не удается — для Зеленского сделали коридор, все остальные — за низкими железными ограждениями. «Грек» пытается привлечь внимание:
— Господин Владимир, разрешите за вас помолиться!
— Спасибо.
Журналистка киевского телеканала кричит вслед президенту:
— Господин Зеленский, скажите несколько слов.
Зеленский оборачивается, пока берет лампадку.
— С Днем Независимости.
Президент с женой подходят к мемориалу, стоят молча секунд 30 и уходят в сторону автомобилей. По Институтской пройти вниз нельзя, все перекрыто.
На Майдане больше пяти тысяч человек. Крещатик перекрыт, там стоит сцена для выступления Зеленского и награждения ветеранов войны. Люди толпятся вдоль улицы, пытаются залезть на урны, фонари и заборы. Тут и начинается Шествие достоинства. Его около 10 утра открывает президент. Сначала поют гимн Украины — больше пяти минут. Потом Зеленский благодарит ветеранов антитеррористической операции, участников Революции достоинства и говорит, что все украинцы — это один народ.
— Прошло 28 непростых лет. И их мы прожили все вместе. Мы таскали кравчучки, нарезали купоны и смотрели, как богатые тоже плачут. Имели ваучеры, ходили в «мальвинах». А те, кому повезло, ходили с пейджерами.
В это время возле главного здания «Укрпочты» на Крещатике — драма. Чтобы лучше видеть президента, на железный забор с баннером «Вызовы и ответы» взобрался мужчина. Внизу ему приказывают слезть пятеро полицейских и несколько молодых людей в спортивных костюмах. Мужчина слезать не хочет, говорит, что ему плохо видно. Парни начинают шатать забор.
— Ребята, я на передовой был. Что вы меня шатаете?
— Слазь, мразь, ты всем мешаешь.
— Кому я мешаю? Смотрите, какой день сегодня хороший! Наслаждайтесь праздником и дайте мне отдохнуть.
На заднем фоне выступает Зеленский: «Стремление к независимости заложено в нашем генетическом коде…» Мужчина на заборе машет удостоверением участника боевых действий.
— Я на фронте был!
— Слазь, падло!
Спустя 10 минут к нему взбираются двое: один в полицейской форме, один в спортивных штанах, они бьют его по рукам и пытаются отодрать от креплений. Мужчина падает, его подхватывают полицейские и бьют по голове дубинками, разбивают лоб. Толпа вокруг снимает на телефоны видео и кричит: «Ганьба, ганьба!» На Майдане играет гимн Украины. Мужчину, избитого и полуголого, уносят, кто-то из толпы говорит: «Правильно его, провокатор. Мешал всем, все не на парад смотрели, а на него».
В это время начинается марш военных: 350 военнослужащих разных видов войск идут «коробками» по Крещатику. В этом году техники на параде нет. Из бывших президентов на марше Леонид Кравчук, Леонид Кучма и Виктор Ющенко. Петр Порошенко пишет в своем Telegram-канале, что молится в Софии. Но его в это время ждут в другом месте — в парке Шевченко.
2
В парке возле университета Шевченко около 11 часов собираются люди. Их тут больше 10 тысяч, все они пришли на неофициальный Марш защитников Украины. Это альтернативный парад — для тех, кто не захотел идти на Майдан и был против парада без техники. У «Арома Кавы» огромная очередь: тут люди в форме, с флагами «УНСО», «Айдара», военных бригад, с портретами Тараса Шевченко, Степана Бандеры, Романа Шухевича.
Напротив памятника Шевченко стоит небольшая сцена, у нее толпятся люди с черно-красными и государственными флагами. Рядом женщина с большим плакатом: «Офис ЗЕ — на фронт для воспитания патриотизма. Портнова — на нары».
Пока те, кто в формах, строятся в колонны, чтобы пройти маршем к Майдану, остальные аплодируют и кричат: «Спасибо!» Военным дают шарики цвета флага Украины и детские рисунки, на некоторых написано «Спасибо защитникам». Прямо возле здания университета, где строятся колонны, стоит большой автомобиль-платформа с динамиками. Из них по кругу играют патриотические песни.
Две женщины в вышиванках обсуждают марш.
— Интересно, а президент придет?
— Так он же на Майдане.
— То не президент, у меня президент один.
Наконец-то, к 11:30 ветераны, военные, семьи героев Небесной сотни, а также родители и родственники погибших на Донбассе военных выстраиваются в колонны и идут по бульвару Шевченко в сторону Майдана.
Впереди едет военная машина в защитной сетке и идут полицейские. Мужчина с флагом «Автомайдана» орет: «Разойдитесь!» Людей уже больше 15 тысяч. Пока колонна идет, все, кто пришел посмотреть, аплодируют и кричат: «Спасибо!», «Слава Украине!» Порошенко и на этом марше нет.
По ходу колонны идут двое мужчин. Один в смартфоне смотрит запись трансляции парада, который был на Майдане.
— Ну, смотри, нормально сделали. Только жаль, техники нет.
— Не буду смотреть, стыдоба сплошная, поназвали геев каких-то парадами руководить.
Колонна медленно двигается в сторону Крещатика.