Сотрудники индийской компании iMerit помогают обучать искусственный интеллект для крупнейших корпораций мира: Amazon, Microsoft, автомобильных производителей, компаний в области здравоохранения. Офисы iMerit расположены в бедных районах индийских городов, внутри — длинные ряды столов с компьютерами и мониторами. Все это «мало походило на цифровое будущее и было похоже, скорее, на колл-центр или центр обработки платежей». Почти все сотрудники — выходцы из малообеспеченных семей, их средний возраст — 24 года.
В одном из таких офисов в городе Бхубанешвар на востоке Индии работает 24-летняя Намита Прадхан. Ежедневно в течении восьми часов она отсматривает видео колоноскопии толстой кишки и помечает на них полипы, сгустки крови и другие признаки заболеваний. Ее клиент — компания в Соединенных Штатах, которая обучает свою систему искусственного интеллекта самостоятельно выявлять такие признаки.
Врач-радиолог из медицинского центра в Нью-Йорке Джордж Ши говорит, что «для этой работы обычно требуются люди, имеющие медицинское образование и соответствующие знания в анатомии и патологии». Прадхан изучала биологию в местном колледже, а еще неделю общалась по видеочату с врачом-практиком из Калифорнии. Свою работу она называет интересной, но утомительной. «Сначала было отвратительно, но потом я привыкла».
У iMerit много заказов на то, чтобы обучить искусственный интеллект распознавать порно, сцены насилия и другой шок-контент в соцсетях и онлайн-платформах. Такие сотрудники обычно сидят в отдельных помещениях, а компания старается разбавлять их работу просмотром «более безобидных изображений». Однако Лиз ОʼСалливан, куратор подобных проектов в iMerit, говорит: «Я не удивлюсь, если это вызовет посттравматическое стрессовое расстройство или и того хуже».
По данным исследовательской компании Cognilytica, рынок маркировки данных в 2018 году превысил 500 миллионов долларов, а к 2023 году он достигнет 1,2 миллиарда долларов. Исследование показало, что на эту работу приходится 80 процентов времени, затрачиваемого на создание технологии искусственного интеллекта. По словам одного из руководителей iMerit, рядовые сотрудники получают от 150 до 200 долларов в месяц, что приносит компании доход от 800 до 1000 долларов. Это мизерная зарплата по меркам США, но для Индии — неплохой средний заработок.
Прасенджит Байдья вырос в большой бедной сельской семье. Он первым среди своих братьев и сестер получил высшее образование. Теперь Байдья руководит проектом в iMerit, который обучает автопилот автомобиля для крупной компании из США. Его команда целыми днями изучает различные уличные сцены и обводит ограничительными рамками автомобили, пешеходов, знаки, дорожную разметку и линии электропередач. Байдья говорит, что это утомительная работа, но он доволен. Вместе с женой им удалось скопить денег и купить небольшую квартиру недалеко от офиса.
В прошлом году iMerit открыла офис в Новом Орлеане в США. Здесь большинство сотрудников — мигранты из Латинской Америки. Их наняли для обучения испаноязычной версии домашнего цифрового помощника одной крупной американской технологической компании.
Один из таких сотрудников — 23-летний Оскар Кабесас из Колумбии. Он занимается «трудностями перевода». Например, слово «pisto» в Гватемале означает деньги, а в Мексике — пиво. Сорокадвухлетняя Гленда Эрнандес из Гватемалы тоже начинала с работы над цифровым помощником. Теперь она работает над другим проектом — обучает искусственный интеллект определять болезнь по звуку кашля. «Слушать кашель весь день было довольно неприятно. Но я горжусь этим. Мы с коллегами стали мастерами распознавания кашля».
Рост компаний, подобных iMerit, приводит к постепенному упадку краудсорсинговых платформ по маркировке контента — как, например, Mechanical Turk. Кристи Милланд из Торонто проработала на этой платформе 14 лет. В 2010 году она трудилась по 17 часов семь дней в неделю и зарабатывала около 50 тысяч долларов в год. Теперь же, когда появились проекты по обучению искусственного интеллекта, расценки сильно упали, а требования стали «ужасно эксплуататорскими».