Где была встреча: на подконтрольной или неподконтрольной территории?
На украинской. Линия разграничения проходит по Северскому Донцу. Правый берег оккупирован, левый контролирует Украина. В районе Станицы Луганской берега соединяли несколько мостов, которые взорвали боевики: один в 2014 году, второй — в марте 2015 года, его разрушили не полностью. Перед мостом, до реки, находится украинский пропускной пункт, за рекой, на мосту, — пункт боевиков. Мост частично отремонтировали: положили доски и соорудили лестницу. По этому мосту и ходили люди — это единственный пропускной пункт в Луганской области. Встреча прошла на мосту, ближе к украинскому пункту пропуска. Важно: Дейнего и Кобцева не проходили через украинский КПВВ.
А почему Кобцева и Дейнего тогда перешли на нашу территорию?
Несколько лет украинские военные и боевики «ЛНР» пытались договориться о разведении войск и строительстве нового моста. Разводить силы и средства начали только в конце июня 2019 года. Боевики свой пост не убрали, а вот украинские военные, которые раньше находились возле моста, отошли от него на 700—800 метров в глубину. Потому Кобцева и Дейнего смогли беспрепятственно зайти на украинскую территорию. Они ждали возле своего поста главу миссии ООН в Украине по правам человека Матильду Богнер, а затем увидели журналистов «5 канала», которые находились на другом конце моста. После этого Дейнего и Кобцева прошли мост, деревянные конструкции и еще, по оценке корреспондента Виктории Ковалевой, около 50 метров.
Как там оказался Золкин?
«5 канал» готовил сюжет о разведении войск и разминировании территории. За КПВВ в сторону моста съемочная группа отправилась вместе с главой райгосадминистрации Станицы Луганской Юрием Золкиным. Он давал им комментарий и сопровождал до моста как представитель власти.
Почему Кобцеву и Дейнего не задержали, если они в розыске?
На расстоянии почти одного километра от линии разграничения нет никаких украинских силовиков или правоохранителей. То есть, несмотря на то, что СБУ расследует в отношении Кобцевой и Дейнего уголовное дело, а они находятся в розыске, их некому было арестовывать. Но в СБУ заявили, что действия Дейнего и Кобцевой были провокацией, а «их арест стал бы поводом для оккупантов заявить о срыве Минских соглашений и нарушении перемирия».
Выполняет ли та сторона Минские договоренности?
Нет. Боевики так и оставили свой блокпост с флагом на мосту, там регулярно находятся двое мужчин в российском камуфляже и снимают на камеру тех, кто проходит по мосту. Есть ли у них оружие — не известно. Согласно Минским договоренностям, до начала ремонта моста боевики должны убрать блокпост, всю символику «ЛНР», демонтировать укрепления.
Как рассказывают двое журналистов, которые общались с Золкиным в разное время, по его информации, после разминирования на территорию, которая по Минским соглашениям подконтрольна Украине, теперь с оккупированной территории заходят «зеленые человечки» в российском камуфляже. Как рассказал theБабелю волонтер Евгений Васильев, который был на мосту, на той стороне у поста находится группа мужчин в гражданской одежде. Это могут быть рикши, которые помогают пожилым людям перейти по шаткому мосту, а могут быть и боевики, у которых спрятано оружие.