Еще в прошлом месяце о главном операционном директоре Apple Джеффе Уильямсе мало кто вспоминал за пределами компании. Он оказался в центре внимания, потому что возглавил студию дизайна после ухода Джонатана Айва. Уильямс стал вторым человеком в компании после гендиректора Тима Кука и наиболее вероятным его преемником.
Бывшие и нынешние сотрудники компании рассказали Bloomberg, что Уильямс — дисциплинированный и требовательный руководитель, чей стиль управления сильно перекликается с манерами нынешнего гендиректора. Он так же не склонен к радикальным и рискованным решениям в духе более прозорливого предшественника Кука — Стива Джобса.
Свою карьеру в Apple Уильямс начал в 1998 году с должности менеджера по закупкам — он вел переговоры с поставщиками компонентов. При Джобсе он пробился в топ-менеджеры, став старшим операционным вице-президентом. При Куке Уильямс запомнился в основном тем, что таскал с собой огромную папку с данными о планах разработки и продвижения продуктов, чтобы на совещаниях почти мгновенно отвечать на любой вопрос гендиректора. Еще он скрупулезно записывал все сказанное в карманный блокнот.
Уильямс — фанат пеших и велосипедных прогулок. На работу он обычно приезжает к семи утра и задерживается в офисе допоздна, а в перерывах между встречами может покататься на велосипеде. Коллеги говорят о нем как об уравновешенном и тихом человеке. «Бывало, что никто и не знал, что Уильямс участвует в телефонной конференции, пока он внезапно не вклинивался в середине разговора». Он бывает требовательным и даже резким на собраниях руководства, но большинство сотрудников уверены, что он таким образом просто играет роль «плохого полицейского».
Что общего у Тима Кука и Джеффа Уильямса:
оба выросли на юге Америки;
получили степень магистра делового администрирования в Университете Дьюка;
до Apple работали в IBM;
сейчас Уильямс на той же должности, которую занимал Кук прежде, чем возглавил компанию;
Уильямс часто копирует стиль одежды своего начальника — джинсы и незаправленная рубашка.
Десять лет назад Уильямс несколько месяцев руководил командой проектирования мобильных устройств Apple. Но главным его достижением в компании стала линейка Apple Watch. В 2013 году он предложил использовать «умные» часы для мониторинга здоровья и возглавил команду по их разработке. За несколько месяцев до выхода первой модели у некоторых сотрудников, тестировавших устройство, появилась аллергия на используемый в корпусе никель. Тогда Уильямс утилизировал тысячи уже изготовленных часов и запустил параллельное производство с другим видом никеля. Тестировщики обратили внимание, что главное новшество Уильямса — механизм, который позволяет часам менее интенсивно вибрировать, — со временем ломается из-за коррозии. Тогда он отозвал и эту партию. Благодаря этому решению те, кто сделал предзаказ, не получили бракованный товар. Хотя из-за этого пришлось задержать поставки в магазины и доставку онлайн-заказов.
Apple Watch не удалось сразу же стать хитом, как это случилось с iPhone или iPad. Но постепенно компания начала захватывать рынок фитнес-браслетов с подключением к интернету. В прошлом году половина выручки этого рынка пришлась на продукты Apple. На презентации Apple Watch в 2015 году Уильямс впервые выступил публично, рассказав о работе компании в области здравоохранения. Затем он анонсировал все следующие модели Apple Watch.
В компании Уильямс выполняет много задач: контролирует всю цепочку поставок и закупки материалов, а также исследования и разработки приложений для здоровья и фитнеса; руководит службой поддержки AppleCare и некоторыми финансовыми подразделениями. Теперь он еще и следит за тем, как развиваются все гаджеты Apple, и ради этого созывает еженедельные встречи. Сотрудники вспоминают, что на стадии разработки AirPods Уильямсу не нравилась их форма, поэтому на совещания он приходил в обычных проводных наушниках.
В конце 90-х Apple спаслась от банкротства благодаря дорогим продуктам с выдающимся дизайном, ставшими хитами продаж. Тогда именно дизайн-команда на долгое время заняла центральное место в корпоративной культуре. Но за восемь лет руководства Кука контроль над разработкой продуктов постепенно перехватила операционная команда. Сам Кук пока не собирается в отставку, но судя по тому, что его возможным преемником теперь называют Уильямса, Apple будет и дальше придерживаться этой стратегии.
Бывший сотрудник дизайн-подразделения Apple вспоминает, что Уильямс находил общий язык с программистами и инженерами, а вот с дизайнерами ему это удавалось с трудом. «Он подходит ко всему с операционной точки зрения и хочет везде видеть цифры и графики, но в дизайне они не всегда важны».
Бывший маркетинговый директор Apple Майкл Гартенберг считает, что гендиректор может не иметь далеко идущей стратегии, но в таком случае ему нужен дальновидный соратник. «У Кука был Джони Айв. Теперь, когда он ушел, возникает вопрос — кто станет новым провидцем, который поведет компанию к следующему этапу». При Куке рыночная стоимость Apple выросла вдвое и превысила триллион долларов. Но в последние годы продажи iPhone, на которые приходилось две трети дохода компании, растут очень слабо. А на развивающихся рынках Индии и Китая Apple столкнулась с серьезной конкуренцией.
Один из бывший топ-менеджеров Apple говорит, что в окружении Кука есть люди с куда большим опытом в развитии продуктов. Однако сейчас Уильямс «ближе всего к Куку, и если вы считаете, что Кук все делает правильно, то да, это хорошая кандидатура преемника». Но пока что в компании этот вопрос не комментируют, а сам Уильямс отказывается от интервью.