Парламент принял Избирательный кодекс и попрощался с мажоритаркой. Как это будет работать — объясняет соавтор закона Александр Черненко

Автор:
Мария Ульяновская
Дата:
Парламент принял Избирательный кодекс и попрощался с мажоритаркой.  Как это будет работать — объясняет соавтор закона Александр Черненко

Фото УНИАН

Верховная Рада приняла новый Избирательный кодекс. Впервые текст закона появился в парламенте в 2015 году. Через четыре года один из его соавторов — спикер парламента Андрей Парубий — 16 раз призывал депутатов вернуться к рассмотрению поправок к закону. С 17-й попытки кодекс приняли в целом. Закон вступает в силу в декабре 2023 года. Как он будет работать, смогут ли его отменить и какова в этом заслуга президента Зеленского — theБабелю рассказал соавтор Избирательного кодекса Александр Черненко.

Как будут выглядеть выборы по новому кодексу?

Кодекс начнет действовать в декабре 2023 года. Выборы будут проходить по открытым региональным спискам. Одномандатных округов, так называемой мажоритарки, не будет. Будет 27 избирательных регионов. В каждом партия выдвинет списки кандидатов, и избиратель будет голосовать обязательно за партию и, по желанию, за кого-то из кандидатов от этой партии.

Как считать результаты?

Сначала высчитывают, сколько голосов партия набрала по Украине, чтобы отсеять тех, кто не преодолел проходной барьер. В первом чтении кодекса проходной барьер был четыре процента, но после переговоров Рада увеличила его до пяти. Далее количество депутатов в Раде от каждой партии определяют так: число проголосовавших избирателей делят на количество мест в парламенте. Так получают «стоимость» одного места — избирательную квоту. По «стоимости» одного места рассчитывают количество мест, которые получает каждая партия в каждом округе. Если избирательная квота, условно, 25 тысяч голосов, а в избирательном регионе за партию отдали 100 тысяч голосов, то партия там берет четыре мандата. Далее определяют, кто из списка партии в регионе получает мандат. Приоритетное право на мандат имеют кандидаты, набравшие больше голосов избирателей. Но это определяют не простым математическим большинством, разница в один голос не учитывается. Кандидатов рейтингуют по процентам. А в пределах одного процента — несколько сотен голосов. Если у кандидатов равные проценты, то они идут в том порядке, который определила партия. Если избиратели не отдали свои голоса за конкретных кандидатов, а проголосовали только за партию, то мандаты распределяются в том порядке, в котором партия выдвинула кандидатов.

Принятый кодекс отличается от редакции первого чтения?

По системе практически нет различий, кроме проходного барьера. Основные поправки касались технических моментов: процедур, списков избирателей.

Новая избирательная система имеет недостатки?

Нет идеальных избирательных систем, но эта — точно определенный прогрессивный шаг. Сначала новая система будет сложной для избирателей — нужно проводить определенную просветительскую работу. Для этого мы отсрочили введение кодекса: необходимо, чтобы и ЦИК подготовилась, и избирателям все объяснили.

Что изменится в системах других выборов?

Есть изменения по местным выборам. На выборах в областные советы и крупные города будет действовать система открытых пропорциональных списков, аналогичная парламентским. А выборы в советы низшего уровня (районные, сельские, поселковые и малые города) будут проходить по многомандатной мажоритарной системе. В каждом округе смогут выбрать не менее двух и не более четырех депутатов — это будет зависеть от количества избирателей. Кандидаты смогут выдвигаться самостоятельно либо от партий.

Сколько времени заняла доработка четырех тысяч поправок во втором чтении?

На рабочей группе мы работали год. Перед финальным голосованием мы вернулись к ключевым необходимым правкам и проголосовали их пакетом.

Все партии, когда шли в парламент, обещали избирательную реформу. Но за Избирательный кодекс не голосовали до последней недели работы парламента этого созыва. Почему затягивали?

Потому что у нас половина парламента — мажоритарщики, которые с самого начала были против. Потом кое-кто начал сомневаться, но результат есть, значит, удалось их убедить.

Насколько вероятно, что следующий парламент захочет отменить эти изменения?

Если общество позволит, то отменят. Президент Зеленский призвал Раду принять Избирательный кодекс, и если его «Слуга народа» в парламенте начнет отменять этот кодекс, это будет нечестно.

Кодекс учитывает пожелания Зеленского?

Президент не вносил никаких предложений, правки подавали исключительно депутаты. В своей инаугурационной речи он заявил, что дает депутатам два месяца, чтобы принять Избирательный кодекс. На этом все его сотрудничество закончилось.

Надо было больше времени?

Рабочая группа работала эффективно. Мы убрали главные недостатки. Возможно, возникнут еще какие-то технические неувязки — этот закон объединяет пять действующих законов, но сейчас документ выглядит целостным. Самая большая проблема сегодня — объяснить избирателям особенности голосования и научить избирательные комиссии работать по-новому. Все когда-то бывает впервые.