Самоубийство Легасова и кассеты в мусорном ведре — сериал все преувеличил
Вот первые сцены сериала: академик Валерий Легасов, одна из ключевых фигур в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, записывает свидетельство о случившемся на аудиокассеты. Он выносит их из дома в мусорном ведре и прячет за вентиляционной решеткой в переулке. Все это время за ним из машины наблюдает агент КГБ. Вернувшись домой, Легасов кормит кота — на полу сразу четыре мисочки — и уходит в комнату. В следующей сцене его ступни уже раскачиваются в нескольких сантиметрах от пола.
Валерий Легасов действительно покончил с собой и оставил аудиозаписи — хоть и не прятал их за вентиляционной решеткой. Более того, эта попытка самоубийства была для него не первой. Годом ранее академик наглотался таблеток, узнав, насколько сильным оказалось радиационное поражение его организма после пребывания в зоне катастрофы.
Причина самоубийства была комплексной. Легасов стал героем на Западе благодаря его честному докладу о катастрофе на ЧАЭС, но советское руководство его невзлюбило: звезду Героя СССР он так и не получил, хотя о представлении Легасова к награде уже объявили. Этот удар по самолюбию, а также неприятие коллегами его проектов по усилению безопасности ядерных реакторов, по мнению Плохия, и подтолкнули ученого к самоубийству.
Взрыв и его последствия — почти все верно
В сериале после самоубийства Легасова действие переносится на год назад, в первые минуты после взрыва. Молодой пожарный Василий Игнатенко выезжает тушить крышу четвертого блока, оставляя дома свою беременную жену Людмилу. Это реальные люди — Игнатенко тушил пожар на ЧАЭС и умер через две недели в московской больнице. Людмила действительно последовала за ним в Москву — как и в сериале, она обманула медсестер и не сказала, что беременна. Из-за радиации она потеряла ребенка. Достоверна и сцена похорон умерших в первые две недели после аварии — их действительно хоронили в двух гробах: деревянном и свинцовом, а могилу залили бетоном.
Пожарная команда во главе с Игнатенко приехала на место катастрофы почти сразу после взрыва. Самое заметное отклонение от истины здесь — это сцена с пожарным, который поднимает обломок радиоактивного графита и вскоре уже кричит от боли, глядя на свои обожженные руки. Куски графита, которые на крыше действительно были, в руки никто не брал — по крайней мере, таких свидетельств нет. Пожарным приходилось сбрасывать их вниз ногами, чтобы они не подожгли битумное покрытие крыши.
В сериале коридоры больницы в Припяти забиты паникующими людьми, в том числе зараженными радиацией горожанами. Эта сцена несколько преувеличена. Всего в первый день после катастрофы на ЧАЭС было госпитализировано 126 человек. Но дальнейшая трансформация пострадавших от лучевой болезни ликвидаторов передана до мелочей, включая «невидимый» период, когда ожоги уходили и казалось, что больной идет на поправку.
Тушение реактора — много неточностей
Сериальный Легасов, приехав в Чернобыль, предлагает тушить реактор смесью из песка и бора. По его расчетам, для этого необходимо пять тысяч тонн вещества. Сбрасывать его решили сверху, используя вертолеты. В сериале показывают, как один из них пролетает над активной зоной и падает в реактор — из-за радиации техника вышла из строя.
Легасов действительно придумал, как тушить реактор, правда, в состав смеси входил еще и свинец. Больше пяти тысяч тонн сбрасывать было нельзя — реактор мог обвалиться в подземные сооружения станции и отравить подземные воды. Причем Легасов в такую угрозу не верил — Плохий пишет, что академик Евгений Великов, который приехал на место аварии, предостерегал ученого, но тот только отмахнулся, сказав, что коллега зря тревожится и пересмотрел американских фильмов. Сцена с вертолетом — художественный вымысел: он действительно упал, но в октябре 1986 года. Вертолет должен был заливать крышу реактора водой, чтобы помешать распространению радиоактивной пыли, но зацепился лопастями за трос подъемного крана и упал рядом с реактором.
Анатолий Дятлов не такое зло, как в сериале
В сериале действия на атомной станции начинаются сразу с момента аварии. Зрителям показывают первого однозначно негативного персонажа — заместителя главного инженера по эксплуатации ЧАЭС Дятлова. Его цель — эксперимент по экстренной остановке реактора. Когда начинается пожар, Дятлов списывает его на взорвавшийся охладительный бак — этой же версии придерживается и руководство станции — и требует подавать воду для охлаждения ядра реактора. Он же приказывает стажерам вручную опустить стержни в активную зону реактора, чтобы затормозить его. Дятлов действительно отдал такой приказ — и сразу попытался остановить стажеров, но не успел этого сделать. Стажеры не добрались до стержней, но получили достаточную дозу радиации, что стоило им обоим жизни. Кроме того, Дятлов не настаивал на том, что взорвался охладительный бак.
Описывая взрыв реактора, Плохий приводит свидетельства самих работников АЭС: они услышали звук, похожий на человеческий стон, и почувствовали толчки. Сначала они подумали, что это землетрясение. Если бы взорвался бак, комнату, где находились Дятлов и инженеры, залило бы водой, потому эту версию отбросили почти сразу. В первом докладе Москве директор станции Виктор Брюханов сообщил только, что взрыв уничтожил часть четвертого блока и что он изучает ситуацию. Дятлов в ночь взрыва дважды обошел руины: в 01:40 и 02:00, но так и не понял, что на самом деле произошло.
Через год после взрыва, во время суда над руководителями ЧАЭС, Дятлов был единственным, кто не пытался переложить ответственность за взрыв на персонал. Главный инженер Николай Фомин, к примеру, без колебаний назвал виновными Дятлова и одного из инженеров. Дятлов признал, что не сумел восстановить работу реактора после внезапного падения мощности. Однако по его версии, основная причина аварии — несовершенство самого реактора.
По итогам расследования Брюханов, Фомин и Дятлов были признаны главными виновниками случившегося и получили по 10 лет лагерей каждый. Дятлова освободили через четыре года, он лечился в ожоговом центре, а в 1995 году умер от инфаркта, развившегося вследствие лучевой болезни.
Водолазы действительно предотвратили большую угрозу
Вторая серия заканчивается эпизодом, где три водолаза спускаются в затопленные камеры реактора, чтобы предотвратить еще один возможный взрыв. Зампредседателя Совета министров Борис Щербина читает работникам речь о том, что они должны спасти весь мир — пусть и ценой собственной жизни.
Плохий об этой речи ничего не пишет, но водолазы Алексей Ананенко, Валерий Беспалов и Борис Баранов существовали на самом деле. В сериале их судьбу озвучивают сразу: Легасов просит у Михаила Горбачева разрешения «убить трех человек». На самом же деле двое из них — Ананенко и Беспалов — живы до сих пор, Баранов умер в 2005 году. Но вот героизм водолазов сценаристы не преувеличили — последствия еще одного взрыва действительно отразились бы на большей части Европы.
Легасов не настаивал на эвакуации
В сериале Легасов требует увеличить зону отчуждения — он считает, что 30 километров недостаточно, на деле он таких требований не озвучивал. Что касается препятствования эвакуации, в первые сутки после взрыва советские чиновники действительно не желали о ней ничего слышать. Об абсурдности эвакуации громче всего заявлял не Борис Щербина, как в сериале, а министр энергетики СССР Анатолий Майорец.
Шахтеры не работали голыми
Для того чтобы подложить под реактор охлаждающую «подушку», в сериале вызывают бригаду шахтеров из Тулы. Из-за жары им пришлось работать голыми — охлаждающие вентиляторы им не дали, чтобы не распространять радиоактивную пыль. Скорее всего, это художественный вымысел. Плохий лишь упоминает, что работать шахтерам пришлось голыми руками — их не обеспечили никаким оборудованием.
Луноходы для уборки графита — правда
Графит, который остался на крыше реактора, излучал сильную радиацию, поэтому его нужно было убрать. Крышу разделили на три зоны с разным уровнем излучения — от 800 микрорентген в час в первой до семи тысяч в самой опасной зоне. Сериал рассказывает, что для уборки решили использовать луноходы, но с фоном в семь тысяч микрорентген в час они работать не могли. Из Германии выписали робота-полицейского «Джокер», который сломался в первые секунды на крыше. Чуть позже выяснилось, что советское руководство сознательно сообщило немцам заниженный уровень радиации. Убирать графит пришлось людям, которым разрешали находиться на крыше не более полутора минут.
Плохий не пишет о том, что советское руководство намеренно занижало данные о радиации. Но от «Джокера» действительно остался только корпус — он до сих пор находится на стоянке зараженной техники в зоне отчуждения и все еще радиоактивен. А графит, как и в сериале, пришлось убирать людям с помощью обычных советских лопат.
Что еще почитать или посмотреть о Чернобыле
Светлана Алексиевич, «Чеpнобыльская молитва: хpоника будущего».
Лауреат Нобелевской премии Светлана Алексиевич записала рассказы переживших Чернобыльскую катастрофу людей — местных жителей, вдов ликвидаторов.
Анатолий Дятлов, «Чернобыль. Как это было».
Анатолия Дятлова назвали одним из главных виновников аварии. Дятлов же до самой смерти настаивал на том, что авария случилась из-за «совершенно неудовлетворительных характеристик реактора, которые тогда еще не были ясны». В этой книге — его версия событий.
Discovery Channel, «Чернобыльская катастрофа».
Документальный фильм, который поминутно описывает происходившее до катастрофы. В фильме есть интервью с одним из выживших инженеров.
Записки Валерия Легасова.
Те самые расшифровки предсмертных записей ученого.
Бориса Щербину демонизировали
Зампредседателя Совета министров Борис Щербина, «глупый бюрократ», в реальности сделал очень многое для ликвидации последствий катастрофы, в том числе отдал приказ о начале эвакуации из Припяти. В первой серии есть эпизод, когда Щербина требует от Легасова провести ему ликбез по работе ядерного реактора, и угрожает выбросить его из вертолета. В реальности Легасов действительно прочитал для Щербины короткую лекцию, однако не при таких драматических обстоятельствах.
Кто был виноват на самом деле
В сериале Легасов и белорусская физик-ядерщик Ульяна Хомюк, вымышленный персонаж, играют центральную роль в расследовании произошедшего — иногда кажется, что других ученых в СССР просто нет или же им не сообщают о случившемся. На деле же авторами большинства решений и идей, которые предлагают Легасов и Хомюк, были другие ученые.
В фильме герои только начинают докапываться до правды — Ульяна Хомюк узнает, что один из инженеров ЧАЭС нажал кнопку экстренной остановки реактора до взрыва. Это удивляет их — как же тогда мог взорваться реактор? Легасов объясняет, что дело в особенностях конструкции, о которых ЦК знал, но все же решил запустить реакторы такого типа в эксплуатацию.
Плохий в книге приходит к такому же выводу. И сериал, и книга однозначны — аварийное отключение реактора не могло предотвратить катастрофу. К Чернобыльской аварии привело множество факторов: и слишком быстрые темпы строительства реакторов по указанию партийного руководства, и некачественные материалы, и прошедшее не по графику тестирование систем реактора.
Неточностей в сериале много, но сценаристы уделили много внимания мелочам, показав фотографически точные кадры: колонна бело-голубых автобусов, которая вывозит горожан из зоны отчуждения; водолазы, отправляющиеся под реактор, вид на горящий реактор. Стопроцентной документальной точности в «Чернобыле» нет, но он снят с большим уважением к жертвам трагедии и вниманием к деталям. А если после просмотра зрителю захочется узнать больше о том, как все произошло на самом деле, книга Плохия — идеальный способ это сделать.