Проект по созданию частными компаниями коммерческих космических станций на околоземной орбите NASA запустило летом прошлого года. Поводом стало предложение американского правительства прекратить финансировать работу Международной космической станции к 2025 году. Компаниям из США предлагалось представить свои проекты коммерческого использования той части космического пространства, где работает МКС. Главные условия: проект должен стартовать в течение пяти-шести лет, общая стоимость не должна превышать 11 миллионов долларов, а каждого отдельного контракта — один миллион.
В отчете, опубликованном NASA 28 мая, представлены краткие резюме по коммерческому освоению околоземной орбиты 12 компаний, специализирующихся на оценке рыночных перспектив и аэрокосмической отрасли. Эти предложения можно условно разделить на три группы.
- МКС в качестве базы. Axiom Space предлагает запускать космические модули, которые сначала будут пристыковываться к МКС, а по окончании срока ее службы распадутся на отдельные автономные станции. Boeing предпочитает достраивать и модернизировать станцию новыми платформами.
- Собственные станции. Blue Origin и NanoRacks планируют строить собственные космические станции из оболочек и других компонентов своих ракет, запущенных на орбиту. Lockheed Martin, KBRwyle и Northrop Grumman предлагают постепенно отправлять в космос материалы и оборудование, чтобы уже на орбите собирать из них платформу.
- Бизнес-модели космического рынка. Консалтинговые фирмы Deloitte и McKinsey & Company считают, что частные космические станции могут приносить прибыль в разных областях: научные исследования и разработки; космический туризм; космическая промышленность, например, сборка и обслуживание спутников; медиа, реклама и индустрия развлечений, например, съемка фильмов и спортивные мероприятия.
Наиболее масштабную и разностороннюю концепцию представила компания Blue Origin Джеффа Безоса. Она привлекла партнеров, одни из которых помогут построить автономный обитаемый модуль со своей системой жизнеобеспечения. Другие — будут исследовать рынок и определять те или иные технические требования к будущей космической станции. После базовой подготовки Blue Origin готова запустить свою станцию на орбиту в течение трех лет.
В NASA отмечают, что сейчас высокая стоимость доставки людей и грузов в космос мешает частным компаниям выйти на эту новую экономическую арену, но ее можно снизить за счет масштабного подхода. И тогда агентство станет просто одним из многих клиентов, который сможет воспользоваться частными космическими станциями на околоземной орбите «по более низкой цене» для своих исследований Луны и Марса.
Впрочем, пока это только концепции. NASA официально не объявляло о сотрудничестве с какой-либо из компаний для коммерческого освоения околоземной орбиты. А некоторые американские сенаторы продолжают лоббировать законы о продлении государственного финансирования МКС.